Здесь нашел интересный обзор

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Протокол №3

заседания МО учителей математики, физики и информатики

от 30.01.2016г.

Повестка заседания:

1. Отчет по темам самообразования «Дифференцированное обучение, как средство повышения

учебной мотивации» – Деряева Л.А., «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и физики»-Актанко О.В.

2. Роль игровых моментов на уроках информатики для привития интереса к предмету.

3. Формирование ключевых компетенций при подготовке обучающихся к итоговой аттестации.

4. Анализ результатов проведения контрольных срезов за первое полугодие по математике в 5кл.,алгебре 9, 10 кл.

 

По первому вопросу слушали :

«Отчет по темам самообразования «Дифференцированное обучение, как средство повышения

учебной мотивации» – Деряева Л.А., «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и физики»-Актанко О.В.

Дифференцированное обучение, как средство повышения

учебной мотивации

Проблема повышения качества знаний у  школьников не нова, а с реализацией комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» решение ее становится особенно значимым.

Актуальность ведущей идеи моего педагогического опыта направлена на разработку условий повышения качества знаний путем формирования у  школьников учебной мотивации и обусловлена противоречиями:

  • между повышением успешности обучения  школьника, созданием максимальных условий для сохранения и развития познавательных способностей учащихся и усреднением личности в условиях массовой школы;
  • между усиленным вниманием к ученику, к повышению качества обучения и признанием того, что у большинства учащихся низкая учебная мотивация;
  • между природной любознательностью ребенка, стремлением к творческому самовыражению и его фактической пассивностью на уроках, обусловленной условиями образовательной среды, когда в классе обучаются дети по разным общеобразовательным программам.

Проведенный мною анализ педагогической практики показал, что несмотря на позитивные изменения в разрешении указанных противоречий уровень качества обучения учащихся остается невысоким:

  • у 45% учащихся снижена учебная мотивация;
  • качество знаний по предмету в среднем составляет 50,5%.

Поэтому возникает необходимость находить новые приемы, методы, технологии, позволяющие обучать всех и каждого.

Одной из таких технологий, на мой взгляд, является дифференцированное обучение.

Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для развития учебной мотивации учащихся и (как следствие) повышение качества обучения.

В современной научной и педагогической литературе ряд работ посвящены рассмотрению различных аспектов дифференцированного обучения, раскрыты некоторые подходы к разрешению указанных противоречий.

Н.П. Гузик свою систему назвал, комбинированной системой обучения, имеющей две отличительные стороны: развивающий цикл уроков и организация уровневой внутриклассной дифференциации по трем уровням: С – базовый стандарт, минимальный или репродуктивный; В – дополнительные сведения, расширяющие материал уровня «С», реконструктивная деятельность; А – творческий или продуктивный уровень, позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

В.В. Фирсов раскрывает сущность уровневой дифференциации на основе обязательных требований и предлагает введение двух стандартов обучения: уровень, который должна обеспечить школа способному, увлеченному школьнику и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки ( уровень, которого должен достичь каждый).

Н.В. Рыжова описывает дифференциацию в различных моделях школы:

  1. модель потоков;
  2. модель гибкого состава класса;
  3. модель разнородных классов.

В.Ф. Одегова описывает работу над художественным произведением с использованием разноуровневых заданий к изучаемому тексту.

Н.Н. Деменева предлагает различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на этапе закрепления материала.

Анализ названных теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений для обоснования педагогического опыта:

  • Учебная мотивация – система целей и потребностей, побуждающих учащихся к активному усвоению знаний, овладению учебными умениями, навыками; характеризуется направленностью на учение (освоение содержания, способов, приемов учения), а так же познавательной активностью. (А.К. Маркова)
  • Дифференциация – в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
  • Дифференцированное обучение – часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
  • Уровневая дифференциация – организация обучения, при котором школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях: на обязательном и повышенном. (К.Г. Селевко)
  • Принципы уровневой дифференциации:
    1. Овладение обязательным уровнем подготовки.
    2. Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки.
    3. Добровольность в выборе уровня усвоения.
    4. Контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.

В основу своего педагогического опыта по названной выше теме я положила основные идеи уровневой дифференциации Н.П. Гузика и В.В. Фирсова. В отличие от большинства педагогов-практиков, которые используют в своей работе разноуровневые карточки разного цвета, я использую внутриклассную дифференциацию по уровням усвоения учебного материала. Данную форму работы можно представить с помощью таблицы:

Уровни усвоения учебного материала

Деятельность обучающихся

Варианты заданий

А (базовый уровень)

Репродуктивная деятельность

· Решение арифметических задач знакомых видов (по образцу, алгоритму);
· Нахождение значения выражений на основе изученных вычислительных приемов;
· Выполнение тренировочных упражнений.

А, В (продвинутый уровень)

Конструктивная деятельность

· Задания с недостающими или лишними данными;
· Преобразование математического объекта в новый;
· Задание на сравнение (в чем сходство, чем отличаются);
· Решение задач в несколько действий.

А, В, С (творческий уровень)

Продуктивная деятельность

· Поиск закономерностей;
· Классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
· Выполнение задания разными способами;
· Поиск рационального способа решения;
· Самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений;

Учу от базового уровня до творческого:

  • на базовом уровне через репродуктивную деятельность,
  • на продвинутом уровне через конструктивную деятельность,
  • на творческом уровне через продуктивную деятельность.

Изучение каждой темы заканчиваю продуктивной деятельностью.

Для учащихся с разным уровнем психического развития необходима различная сложность учебных заданий, время выполнения, уровень усвоения учебного материала. Учитывая это, дифференцирую:

  • Содержание учебных заданий по уровню:
    1. объема;
    2. трудности;
    3. творчества;
  • Учебную деятельность:
    1. по степени самостоятельности учащихся;
    2. по характеру помощи учащимся.

Использую следующие методы:

  • игровой метод;
  • метод наглядности (таблицы, схемы);
  • алгоритмический;
  • комментированное управление;
  • метод моделирования (переход от текстовой задачи к таблице и др.);
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • исследовательский метод.

Мною отобрано содержание для организации дифференцированного обучения на уроках математики, которое позволяет проводить работу со всем классом одновременно на разных уровнях на одном учебном материале.

Приведу примеры некоторых заданий:

Раздел программы

Задания

Вид дифференцированной работы

Геометрический материал

Начерти ломаную из четырех звеньев, длины которых 2 см, 3 см, 4 см, 2 см.

1. Найди длину ломаной.
2. Начерти отрезок, длина которого равна длине ломаной.
3. Начерти ломаную такой же длины, но из трех звеньев.

Дан прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см.

1. Вычисли площадь этого прямоугольника.
2. Начерти прямоугольник с такой же площадью, но с другими сторонами.
3. Проведи диагональ прямоугольника и найди площадь полученной фигуры.

Арифметические действия

Даны выражения

15-7
13-8
14-9

 

12-6
16-7
11-8

1. Найди значение выражений.
2. Найди сумму ответов в каждом столбике.
3. Из данных выражений составь одно равенство и одно неравенство.

Даны выражения
72 – 9+17
24: 4+28
46+14 – 12 – 8
63+5х 4 – 64: 8
40: 8+3х 8: 6
23+4 х7 – 7

1. Раздели на три группы.
2. Выбери любую группу и найди значение выбранных выражений.
3. Составь свое выражение в выбранной группе.

Решение задач












Дана задача.
Игорь идет из дома на стадион со скоростью 5,5км/ч. Через 0.2ч после выхода из дома ему осталось пройти 0,4 км.

1. Поставь вопрос, чтобы задача решалась
- в одно действие
- в два действия
2. Реши задачу с выбранным вопросом.
3. Измени условие задачи, чтобы она решалась так:
0,4-5,5х0,2

Сравни задачи;

Музыканты, давшие благотворительный концерт, передали городу 4,5 млн.р.

1) На покупку школьных учебников было выделено 0,7 этой суммы .Сколько денег было выделено на учебники?

2)Половину этой суммы было потрачено на закупку лекарств для больниц, а 0.3 от оставшейся половины выделили на приобретение мебели для школ. Сколько денег осталось?

1. Из данных задач составь новую, чтобы она решалась двумя действиями.
2. Измени условие, получившейся задачи так, чтобы она решалась тремя действиями.
3. Подумай, можно ли решить задачу другими способами?

Все три уровня тесно взаимосвязаны между собой целями, приемами и результатами обучения.

Такая организация дифференцированного подхода к обучению позволяет формировать учебную мотивацию школьников, более осознанно и прочно усваивать знания, обозначенные в стандарте, дает возможность применять эти знания в новой ситуации и проводить процесс обучения в комфортной обстановке.

Активизация интереса и познавательной деятельности школьников на уроке.

Для активизации интереса и познавательной деятельности учащихся на уроке в своей работе использую следующие методы:

1.Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера.

Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к математике и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы.

При такой системе работы у учащихся развивается интерес к предмету, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности.

На данном этапе использую парную форму работы. Принцип формирования пар  такой: объединение в пары учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяют взаимопроверке работ, что является эффектным средством формирования умений само- и взаимоконтроля в тетради учета знаний.

Деятельность учителя заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации. Самоконтроль, взаимоконтроль. Применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках математике, творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках физики, развитие творческих возможностей учащихся на уроках информатики, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы. Формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.

2.Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихся.

Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяются в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки, графические диктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету.

Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.

Решение кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, т.к. расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Заполнение схемы позволяет мысленно выстроить цепь рассуждений и соответственно расположить учебные понятия так, чтобы ученик получал удовлетворение от правильно выполненной работы. Такой способ позволит ускорить контрольную процедуру в учебном процессе.

Для оценки знаний учащегося в учебно-познавательном процессе можно также использовать математические диктанты . Правильно составленный диктант представляет собой совокупность сбалансированных теоретических вопросов, утверждений. Графический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать.

Интерес к изучаемому материалу вызывают трехуровневые карточки, которые дают возможность учащимся выбрать задание по своим способностям и уровню знаний, помогают учащимся испытывать чувство эмоционального обогащения от сделанного, одновременно развивая сообразительность, находчивость, способствует более прочному усвоению знаний.

3. Специальные методические приемы, позволяющие активизировать мышление учеников  в процессе обучения физике:

Предварительный рассказ о значении изучаемого в науке, технике, жизни.  При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из многих каналов. Помня это, учитель должен не ограничиваться общими, пусть самыми яркими фразами, а суметь показать сложность решаемых проблем и делать акцент на то, что изучение явления поможет ученикам понять и объяснить услышанное ранее. Например, изучение явления фотоэффекта (11 класс) можно начать с рассказа о том, что это явление играет ведущую роль в телевидение звука,  воспроизведение с киноленты звука основано на нем, а также работа солнечных батарей. Применение солнечных батарей снижает массу космического корабля. Другой пример, ученики 7 класса знают о существование  трения, но, насколько значительна роль трения в природе и технике, они себе не представляют. Начало урока с впечатляющей картины « мира без трения», указания на то, что без трения было бы невозможно перемещение транспорта и человека по земле, возбуждает любопытство учеников и желание узнать физическую сущность и законы этого явления.

Широкое применение на уроках этого приема не связано с большими трудностями при подготовке к урокам.

Второй прием.

Роль и место эксперимента в преподавании физики исключительно велики. Эксперимент является источником знания, могучим методом физических исследований, критерием истинности знаний о мире. С помощью предварительной демонстрации физического явления можно ставить учебную проблему, которая будет разрешена либо на данном уроке, либо по мере изучения курса.  Например, изучение явления смачивания твердого тела жидкостью. Дети это явление наблюдали, но не задумывались над природой наблюдаемого. Вызвать желание детей разобраться в причине этого явления можно путем предварительной демонстрации опыта. Например, полезно начать изучение электрических явлений в 9 классе с серии эффектных демонстраций по электризации тел и их взаимодействию, которые помогут возбудить интерес школьников. Интерес новизны, а, следовательно, возбуждение внимания и мыслительной активности возникает тогда, когда новое может вступить в связь с прошлым опытом. Не вызывает интерес как слишком хорошо знакомое, так и абсолютно непонятное. Нужна определенная степень рассогласования между усвоенными знаниями и новым наблюдаемым эффектом.

Стремление повысить эффективность обучения школьников физике связано с результативностью их самостоятельной работы, которая проводится в ходе классных и домашних занятий.   В.Г.Разумовский считает, например, что не менее 30% всех уроков должно быть отведено проработке учебного материала путем решения задач, выполнения лабораторных работ.

В психологических исследованиях обнаружено, что в ходе решения физических задач ученики осуществляют процесс перекодирования информации. Так, от «словесного кода», на котором обычно сформировано условие и вопрос физической задачи, происходят переориентации на:

а) «графический код», в котором проблемная ситуация задачи представляется для анализа в виде чертежа, графика, рисунка, эскиза.

б) « знаковый код», при котором каждой используемой физической величине ставится в соответствие некоторый знак (символ).

в) «схематический код», наглядно и логически предъявляющий ход решения задачи в виде обобщенной схемы, где обозначены главные опорные точки для умственной деятельности, обеспечивающие достижение поставленной цели. Все это помогает глубже осознать задачу, создает условия для оптимального выбора хода решения: именно поэтому задачи полезны уже в самом начале обучения физике.

Первый и второй код реализуются почти всегда: в форме построения чертежа и сокращенной записи данных; третий же используется значительно реже. Более подробно остановлюсь на том, что из себя представляет «схематический код». Он может быть изображен в виде структурно – логических схем: (СЛС). Эти схемы используют прежде всего для решения экспериментальных физических задач. В каждую схему входят по крайней мере 3 основные части:

а) физические величины,

б) стрелки – связи, выражающие функциональные и причинно – следственные зависимости между физическими величинами,

в) словесные указания, ориентирующие на выполнение конкретных действий и побуждающие учащихся к практической работе.

Как составляется СЛС? Процесс её «добывания» состоит в следующем. Решение начинается с отыскания закономерности, которая дает непосредственный ответ на вопрос задачи. Запишем исходную формулу – это начало нашей СЛС. Часто справа в формуле стоят величины, нам пока неизвестные. Но это не страшно: нужно последовательно заняться каждой «буквой» (физической величиной) выражения и определить, как можно её найти: например, из другой формулы, из таблицы физических величин. В результате получится последовательность выполненных умственных операций, объединенных знаками и стрелками. Желательно сразу же сделать предварительную проверку – по операциям с наименованиями физических величин. Практически всегда СЛС как бы «ведет» ученика по пути решения, помогает ему в выборе следующего шага, подсказывая иногда направление движения вперед.  Это – одна из сильных сторон метода СЛС.

С привлечением СЛС решаются экспериментальные физические задачи, расчетные и даже качественные, вполне допустимо рассматривать некоторые самостоятельно выполняемые школьниками физические эксперименты из числа фронтальных опытов, лабораторных работ как разновидности экспериментальных задач.

Несмотря на относительно широкие возможности применения СЛС при решении различных задач – это не универсальный прием, а одно из действенных средств обучения физике.

4. Дидактические игры.

И наконец, игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Поэтому учение должно быть организованно таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.

Основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, – мышления, внимания, памяти и т.д.

Дидактическая игра от обычной игрой деятельности отличается тем, что в ней имеются одновременно две задачи: учебно-воспитательная и игровая.

Таким образом, дидактическая игра может быть представлена в виде следующей структуры:

Игровая задача Учебная задача

Игровые действия Учебные действия

Результат игры Решение учебной задачи

Одним из главных показателей деятельности учителя я считаю положительную динамику проявления интереса учащихся к предмету. В процессе работы по теме мною были подобраны диагностические методы и выявлен уровень творческой активности учащихся.

Проанализировав уровень сформированности творческой активности учащихся можно отметить, что уровень активности значительно возрос, в отдельных случаях можно говорить о достаточно хорошем уровне проявления активизации мышления на уроке.

Таким образом, вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

 

По второму вопросу слушали Актанко О.В.«Роль игровых моментов на уроках информатики для привития интереса к предмету»

Предмет «Информатика и ИКТ» в школе начинается в восьмых классах. Обязательно нужно наполнять преподавание данного предмета теоретическими сведениями, визуальной демонстрацией объяснений и разнообразными заданиями на компьютере и без него. Чтобы повысить «насыщенность» дисциплины в условиях небольшого количества часов отводимых на его изучение, необходимо тщательно продумывать методику подготовки к урокам, подачи материала, систему практических заданий на компьютере. Такая работа может стать еще более интересной, если собрать инициативную группу учеников старших классов, которые смогут под руководством учителя «превратить» урок в интерактивную игру.

Игра рассматриваться как важное средство повышения интереса учеников к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также как один из способов формирования чувства ответственности за свои поступки. Активность учащихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными».

Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Для эффективной организации интерактивных уроков можно опираться на следующие этапы:

Этап подготовки. На этом этапе возможно формирование инициативной группы учеников старших классов, которая делится на группы  для выполнения определенного рода работ. Вначале старшеклассники знакомятся с возможностями интерактивной доски и после этого приступают к созданию интерактивного урока-игры.
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

А.М. Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор. Из-за практического отсутствия методических разработок по этому вопросу и из-за катастрофической нехватки личного времени учителя для разработки и режиссуры игр, которые требуют повышенного методического и профессионального мастерства, до недавнего времени игру использовали лишь на внеклассных мероприятиях, недооценивая ее роль в учебном процессе.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала. Рассмотрим применение игр на разных этапах урока.

Мотивация знаний– это подготовительный этап, когда возникает момент создания положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала. Учитель вместе с детьми ставят цели урока и обязательно их анализируют. Зачем? Чтобы определить конечный результат урока для каждого его участника. На данном этапе урока ученики становятся не объектами, а субъектами обучения, активными его участниками. Как же вместе с детьми определить цели урока? Через создание проблемной ситуации. Это произойдет не сразу и не вдруг, но сразу же пойдет опора не на память, а на мышление детей. И методы обучения – частично- поисковые, и деятельность учеников - продуктивная.

Подвижная игра «Кто быстрее»
Класс делится на 2 команды. Во время повторения или обобщения темы «Устройства ЭВМ» к доске вызываются по одному участнику из ряда, им предлагается задание, заполнить таблицу.

Устройства ввода

Устройства вывода

 

 

Вызываются 2 ученика, на каждый шаг они должны назвать устройства ввода или устройства вывода.
Актуализация знаний - это перенос уже имеющихся знаний в новую ситуацию относительно содержания темы и целей урока через постановку проблемных задач. Дети должны суметь применить знания, а не воспроизвести их. Таким образом, на уроке идет процесс повторения, но на уровне мышления, а не памяти (Память вторична в такой ситуации) Каковы цели процесса актуализации знаний? Во – первых: активизация личностного опыта каждого и использование его в обучении. Во-вторых: формирование представления об изучаемых объектах. В–третьих: формирование у ребенка заинтересованности в усвоении изучаемого материала. Результатом данного этапа урока явится образ изучаемого объекта (в виде словесного описания, изображения и т. п.). Как получить обратную связь? Учитель формулирует задания, которые выполняют все ученики (например: расскажите друг другу, запишите в виде вывода в тетради, составьте схему, изобразите …). На данном этапе можно предложить такие игры.

Игра «Найди ошибку»
Учитель читает фразы с ошибочной информацией по определенной теме. При появлении ошибки в тексте нужно поднять жетон. Та команда, которая найдет больше ошибок, выигрывает. Также можно облечь в данную форму тестовые задания, но учащиеся должны отвечать на вопросы только «да» и «нет».
Вопросы по теме «Программное обеспечение».

  1. Текстовой процессор производит вычисление.
  2. В графическом редакторе можно построить окружность.
  3. Операционная система – специальная программа для вставки символов.
  4. Архиватор может найти зараженную вирусом программу.
  5. Калькулятор выполняет арифметические вычисления в двоичной системе.
  6. В текстовом редакторе Блокнот можно вставить таблицу.
  7. Электронные таблицы выполняют построение диаграмм.

Лексическая игра
Учитель читает словосочетания, а учащиеся должны угадать о какой части компьютера идет речь.

Энергозависим, как…
Жесткий, как…
Намагничен, как…
Сверхоперативный, как…
Глобальный, как…
Региональный, как…
Манипулируемый, как…
Монохромный, как…

Формирования новых знаний. Цель – формирование знаний на уровне осмысления сущности понятий. Если мы определяем цели изучения нового материала через термин «формировать …», то мы уже создаем ситуацию на уроке субъект-объектных отношений учителя с учениками. Формулируя цели урока как «организацию условий формирования …», мы создаем условия для развития субъект-объектных отношений. Результатом данного этапа урока будут основные характеристики изучаемых явлений, а выразить результаты можно через формулирование определения понятия самими учениками, таблицу, схему, модель и т. д.
В практической части урока задача учителя: создание условий формирования умения применить теоретические знания на практике, используя дифференцированный подход к учащимся. 1 уровень применения знаний – действие по алгоритму. 2 уровень - действие в измененной ситуации. 3 уровень- действие в новой ситуации.
На данном этапе можно использовать игру при работе с книгой.

Игра «Вопрос-ответ»
Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его. Теперь разделимся на две команды. Пусть левая команда будет задавать вопросы, правая — отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Будут учитываться активность участников команд в конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость.
Команды, еще раз внимательно прочитайте текст. Теперь за 1—2 минуты левая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), правая — обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов. Пожалуйста, готовьтесь к турниру
Пожалуйста, правая команда, задавайте вопросы своим противникам, а левая команда постарается ответить. Начали!
Итак, давайте оценим проведенную игру. Ведущий, определите победителей.
Законспектируйте текст, отразив основные понятия

Игра «Существительные»
Перед вами учебный текст. Внимание! Прочитаем его. Мы сейчас будем пересказывать текст коллективно. Слева направо, по порядку, вы будете говорить существительное, которое наиболее точно соответствует данному абзацу. Причём последующий называет существительное , произнесённое перед ним игроками , и далее добавляет своё. Таким образом мы должны воспроизвести учебный текст существительными, его основную идею.

Закрепление знаний. На данном этапе закрепить знания учащихся, необходимые для самостоятельной работы, добиться понимания правильного использования полученных алгоритмов для решения частных задач, контроль и корректировка различными способами выполнения заданий. Условиями достижения положительных результатов являются использование нескольких однотипных заданий, выполнение которых непродолжительно по времени и направлено на выявление особо значимых знаний и умений для последующей самостоятельной деятельности учащихся, рациональное местонахождение учителя для того, чтобы одновременно видеть и контролировать действия всех учеников, сидящих за компьютерами, умение учителя оказать экстренную помощь учащимся, не снижая темпа работы всего класса.

Игра «Цепочка»
Класс делится на команды. Для каждой команды учитель записывает число в 2-ой, 8-ой или 16-ой системе счисления. Учащиеся должны по одному выходить к доске и записывать числа столбиком по порядку или по возрастанию или убыванию.

2-я

8-я

1001

57

1010

60

1011

61

Процесс обобщения и оценивания ответов учащихся.
-Это создание ситуации общения, позволяющее каждому ученику проявить свою самостоятельность, инициативу к способам работы по изучению темы, т.е. это момент урока, где каждый может выразить свое отношение к нему
-Это определение проблем по усвоению изучаемого материала (выявление трудностей)
-Это сравнение достижений учеников с целями урока.
-Это самооценка заинтересованности ученика по усвоению материала. Как учитель увидит конечный результат деятельности каждого ребенка на уроке? Через задания, которые позволяют «материализовать» представления, полученные на уроке в виде схемы, таблицы, графика, правила, определения и т.д.

Игра «Исполнители алгоритмов»
Опишите управляемого и управляющего в сказке «Конек-горбунок», «Морозко», «сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде»
Опишите алгоритмы и систему команд исполнителя в сказке «Репка», «Курочка Ряба», «Кощей бессмертный», «Лягушка-царевна» и др.

Игра «Разгадай слово»
На доске заготовлены примеры перевода единиц измерения информации и несколько ответов. Решив примеры, учащиеся должны прочитать закодированное слово.
0,5 Кб = __ Б
1,2 Мб = __Кб
0,3 Гб =___Мб
1024 Мб =  Гб
2700 Кб = _Мб
3600 Б = __Кб
К=1228,8 Кб; А=307,2Мб; С=512 Б; Р=3,51Кб; Е=2,63Мб; Н= 1Гб

Итог урока. Во время оценивания идет процесс материализации ответов учащихся. Немного об оценивании ответов. За что ставим оценку «3»? « Я знаю…», то есть за воспроизводство изученного. За что-«4»? «Я знаю и понимаю, что говорю, привожу примеры…». За что- «5»? « Я знаю, понимаю, привожу примеры, могу применить в другой ситуации…». Иногда на данном этапе целесообразно акцентировать внимание на основных понятиях или основной мысли пройденного материала.

При дозировке домашнего задания необходимы рекомендации учителя.
Можно предложить учащимся разгадать или самим разгадать или составить кроссворд, натворд или чайворд.
Учитель, вовлекая учеников в активный процесс изучения учебного материала, превращая субъект - объектные отношения в субъект - субъектные отношения между учителем и учениками, опираясь в большей степени не на память, а на мышление детей научает каждого ребенка оценивать себя рационально, реально и делать свой выбор в жизненных непростых ситуациях. Психологи утверждают, что учащиеся сохраняют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и примененного на практике, 70% сказанного ими самими, 90% сказанного и примененного на практике.По третьему вопросу слушали  Деряеву Л.А     « Формирование ключевых компетенций при подготовке обучающихся к итоговой аттестации».

Деятельность учителя предметника, осуществляющего подготовку учащихся к ЕГЭ и  ОГЭ, заключается:

-  в выявлении общих и индивидуальных затруднений обучающихся по предмету;

-  в разработке технологии подготовки к ЕГЭ и  ОГЭ;

-  в совершенствовании форм и методов обучения;

-  в формировании общеучебных и предметных умений и навыков, ключевых компетенций;

-  в определении учащихся, входящих в «группу учебного риска»;

-  в проведении диагностических работ;

-  в  разработке индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

-  в проведении консультаций по предмету.

В текстах ЕГЭ и ОГЭ проверяются следующий ряд компетенций: информационные, учебно- познавательные, коммуникативные.

Информационные компетенции включают в себя умения:

-  понимать текст и его структурно-смысловые связи;

-  оценивать полученную информацию;

-  анализировать текст, используя разные приемы обработки текста;

-  переводить информацию из одной системы в другую.

Учебно-познавательные компетенции включают в себя умения:

-  объяснять, устанавливать  взаимосвязи;

-  сравнивать, анализировать, формулировать выводы;

-  классифицировать объекты и явления.

Коммуникативные компетенции включают в себя умения:

-  создавать связанное высказывание;

-  последовательно излагать собственные мысли;

-  высказывать и аргументировать собственное мнение.

Рассмотрим формирование каждой компетенции на конкретных примерах из проведённых уроков:

Информационная

Форма: решение задач с информационно – познавательной, исторической, экологической, здоровьесберегающей  направленностью.

Пример:

- Известно, что ученик 5–го класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?

-  В Крыму от Ливадийского дворца в сторону Мисхора для прогулок императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны была проложена «Солнечная тропа». Её протяжённость 6711 метров. Предположим, что однажды во время прогулки, пройдя 111 метров, супруги остановились полюбоваться морем. После остановки они прошли 2/25 оставшегося пути и присели отдохнуть. Пройдя ещё 1/8 этого расстояния, они опять сделали остановку, так как им были предложены прохладительные напитки. Когда они прошли 2/3 остатка пути, им доложили, что прибыл брат императора Великий князь Михаил Александрович. На каком расстоянии от конца «Солнечной тропы» императорскую чету застало это известие?

Учебно-познавательная

Форма: решение нестандартных задач, проведение мини- исследований;

составление практико-ориентированных задач с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира.

Примеры:

- При изучении окружности в 6 классе, число пи не даётся в готовом виде, учащиеся самостоятельно получают его значение при проведении мини исследования с применением подручных средств, таких как стакан, нитка, линейка

- Решение задач прикладного характера, таких как: Папа Карло решил купить для Буратино новую курточку за 2000 рублей, но пока он копил деньги, цены на одежду выросли на 25%. Сколько теперь должен заплатить папа Карло за новую куртку?

- Решение задач ЕГЭ: Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.

Тарифный план

Абонентская плата

Плата за 1 минуту разговора

1. Повременный

135 р. в месяц

0,3 р.

2. Комбинированный

255 р. за 450 минут в месяц

0,28 руб. за 1 минуту сверх 450 мин. в месяц.

3. Безлимитный

380 р.

0 р.

Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составляет 650 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях.

Если на уроках математики систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи, то это будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, повысится математическая грамотность учащихся.

Коммуникативная

Форма: работа в группах, дисскуссия, дидактические игры можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Примеры:

Определить высоту предмета:

а) С помощью вращающейся планки.б) С помощью тени.в) С помощью зеркала.

. Решение систем линейных уравнений по группам: графическим методом, методом подстановки и методом сложения. Каждой группе показать преимущества именно этого способа и совместно выбрать наиболее рациональный способ решения.

Обязательно необходимо отслеживать процесс формирования ключевых компетенций обучающихся. В связи с новыми подходами к оценке качества, на практике в форму контроля входит проведение мониторинговых срезов в виде тестов.

По четвертому  вопросу слушали  Деряеву Л.А. «Анализ результатов проведения контрольных срезов за первое полугодие по математике в5 классе, алгебре 9, 10 кл.»

Варианты контрольных срезов:

Контрольный срез по математике за 1 полугодие в 5 классе

1. Вариант.                                                                                       2.Вариант.

1).Вычислить: 25х45-37х25                                                 1).   42х25+15х45

2).Какие из чисел делятся на 3:                                         2).  на 2:

891;1296;7494;1999?                                                               435; 896; 551; 4450?

3).Задача: одна сторона прямоугольника                      3).Одна сторона прямоугольника 18 см,а

12см.,а другая в 3 раза больше. Вычислить                     другая в 3 раза меньше. Найдите периметр

площадь прямоугольника.                                                    прямоугольника.

4). Длина рейки 235см.Сколько это примерно              4). Масса груза 3035г. Сколько это примерно

метров?                                                                                     килограммов?

5). Найдите три общих кратных чисел 8 и 10.                5).Запишите все общие делители чисел 30и45.

 

Контрольный срез по алгебре и началам анализа  за 1 полугодие в 10 классе.

1. Вычислить:

а) б)

 

2. Решить уравнение:

а) б)

 

3. Решить неравенство:           

 

Контрольный срез по математике за 1 полугодие в 9 классе

1. Вариант.                                                                                                     2.Вариант.

1).Найдите нули функции                                                      1).   У= Х-5Х+6

У=Х+5Х-6

2).      Решите систему уравнений:                                      2).     3х+у=13

5х+у=-2                                                                                      4х-у=15

7х-у=-10

3).       Решите неравенство:                                                 3).      5X-X2<O

2+6Х>  O

д/з4).  Задача: Моторная лодка прошла                                  4). Моторная лодка прошла против

против течения реки 8км и вернулась обратно,              реки 21 км и вернулась обратно,

затратив на обратный путь на30 мин. меньше,               затратив на обратный путь на 20 мин

чем при движении против течения. Найдите                  меньше, чем при движении против

скорость лодки в неподвижной воде, если                     течения. Найдите скорость лодки в

скорость течения реки равна4км/ч.                                   неподвижной воде, если скорость

течения реки равна 2 км/ч.

Математика 5 класс – в классе 4 человек, контрольный срез выполняли 4 человека: Актанко М-5, Донкан Е.-2,Левицкас М-3,Левицкас А-3.

Допущены ошибки: 1 задание- 3 чел. (1 чел . - неверно понято задание; 2 чел.- неверно вычисления); 2 задание- ошибок нет; 3 задание- 1 чел.(незнание формулы площади прямоугольника); 4 задание-2 чел.(непонимание смысла округления).

Успеваемость- 72%, качество знаний-25%, средний балл-3,3.

 

Алгебра 9 класс- в классе 4 человека, контрольный срез выполняли 3 человека: Разничева Е.-4, Качанюк С.-3, Актанко Ю-3.

Допущены ошибки: 1 задание- ошибок нет; 2 задание-1 чел.( вычислительная ошибка); 3 задание-2чел.( 1 чел.-неверно записан ответ, 1 чел-неверное представление графика квадратичной функции); 4 задание- 2 чел.( составили уравнение по условию задачи, не решив его).

Успеваемость-100%, качество знаний 33%, средний балл 3,3.

 

Алгебра и начала анализа 10 класс- в классе 1 человек, контрольный срез выполнял 1 чел.: Донкан Т.- 4. Допустил ошибку при решении квадратного неравенства.

Успеваемость- 100%, качество знаний 100%, средний балл- 4.

 

Решение:

1. Темы самообразования актуальны для формирования отношения ученика к познавательной деятельности, поэтому учителям продолжить работу над этими темами;

2.Регулярно вводить на уроках информатики, факультативных занятиях игровые моменты;

3.Для качественной подготовки учащихся ЕГЭ и ОГЭ систематически использовать на уроках математики компетентностно-ориентированные задачи, регулярно проводить мониторинговые срезы в виде тестов.

 

Руководитель МО / Л.А.Деряева/