Шаблоны для Joomla 3 здесь
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Протокол №1

Заседания МО учителей естественных наук

От 29.10.12 г.

Повестка заседания

1. Утверждение плана МО на год, внесение изменений и дополнений.

2. Рассмотрение рабочих программ по предметам: история, обществознание, химия, биология, география, календарно-тематическое планирование в контексте требований ФГОС ООО.

3. Использование регионального компонента в преподавании истории, биологии, географии.

4. Разное.

По первому вопросу слушали Оненко С.Н.

«Утверждение плана на МО на 2012-2013 учебный год, внесение изменений и дополнений»

В 2012-2013 учебном году предлагаю начать работу по темам самообразования:

Оненко С.Н., учитель истории и обществознания – «Современный урок в малокомплектной школе»

Перменко Д.М., учитель биологии и географии – «Дифференцированное обучение на уроках биологии и географии»

Работу МО подчинить цели – повышения качества обучения истории, обществознания, химии, биологии и географии и развитие профессионального мастерства учителя для эффективности предметного образовательного процесса. Для этого:

I. Рассмотреть на заседаниях МО такие теоретические вопросы:

1. Формирование навыков умственного труда у учащихся разных уровней активности.

2. Использование современных технических средств обучения в преподавании истории, биологии, географии.

3. Создание условий на уроках и во внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно-познавательной деятельности.

4. Оптимизация применения объяснительно-иллюстративного методов обучения на уроках истории, обществознания, химии, биологии, географии.

II. Организовать посещение уроков с подробным анализом и самоанализом.

III. Повышение качества обучения рассматривать с позиций заинтересованности учащихся в изучении данных предметов.

По второму вопросу заслушали Перменко Д.М.

Рассмотрение рабочих программ по предметам: история, обществознание, химия, биология, география.

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом министерства образования и науки Хабаровского края3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

Структура рабочей программы учебного предмета:

1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета.

2. Общая характеристика учебного предмета.

3. Описание учебного предмета в учебном плане.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

6. Содержание учебного предмета.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Пример. «Многообразие животных» (39 часов)

1. Простейшие (2 часа)

2. Многоклеточные животные (37 часов)

· Беспозвоночные (20 часов)

· Позвоночные (17 часов)

Итоговые планируемые результаты по теме «Многообразие животных»

Ученик научится: - распознавать и описывать представителей классов животных.

Ученик получит возможность научиться: - различать разные виды животных по рисункам, сравнивать, доказывать принадлежность вида, приводить примеры, предлагать меры борьбы с вредными насекомыми, делать выводы.

По третьему вопросу слушали Оненко С.Н.

Успешность модернизации образования в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными компонентами системы образования. В современной России необходимо определить роль регионализации системы образования, ее соотношения с федеральными основами для обеспечения стабильности многонационального государства. В условиях многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит будущее нашей страны как федеративного государства.

Региональные и школьные компоненты курсов истории помогают учащимся составить целостную картину жизни своего края, установить связь живущих в нем поколений. Региональные компоненты не ограничиваются историей, здесь взаимодействуют историко-культурные, природно-географические, социально-экономические, гражданско-правовые аспекты, что позволяет ставить и решать широкий круг задач в сфере образования, развития и социализации учащихся, в связи с, чем важную роль играет отбор собственно исторического материала.

В настоящее время больше места при рассмотрении истории регионов уделяется характеристике среды обитания и условий жизни людей в прошлом, особенностям хозяйства, экономики и социальной организации общества, этическим нормам, обычаям и традициям. 
Можно сформулировать ряд принципиальных положений, связанных с региональными компонентами образовательных стандартов для определения функций и задач таких, как:

а) раскрытие исторических явлений и процессов на близком и ярком материале, развитие интереса к истории;

б) осознание учеником того, что его жизнь и жизнь его семьи, города или села, края — часть истории и на этой основе — формирование гражданственности; в) развитие творческих способностей школьников на основе поисковой деятельности, изучения многообразных источников по истории края;

г) воспитание уважения к истории и культуре народов, живущих на территории края, толерантного отношения к убеждениям других людей, но преподавание региональной истории не должно формировать представления о превосходстве одной нации, этнической группы над другими.

Решение:

1. Утвердить план МО на 2012-2013 учебный год.

2. Планирование, контроль и методику обучения строить в соответствии с результатами обучения.

3. Утвердить на первое полугодие календарно-тематические планы, графики контрольных, лабораторных и практических рабат и зачетов, взаимопосещений уроков.

Руководитель МО: ______________ С.Н. Оненко


Протокол №2

Заседания МО учителей естественных наук

От 28.12.12 г.

Повестка заседания

1. Формирование организации навыков умственного труда у учащихся разных уровней активности.

2. Использование современных технических средств в преподавании истории, биологии, географии.

3. Современный урок в малокомплектной школе.

4. Обзор новинок методической литературы.

По первому вопросу слушали Перменко Д.М.

(Формирование организации навыков умственного труда у учащихся разных уровней активности).

Обучение - это процесс, который состоит из частей: из преподавания, т.е. активной деятельности педагога и учения, т.е. активного познавательного процесса, в котором проявляются и формируются умственные качества ученика. Таким образом, ученик должен получить ЗУН. Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков.

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

Знания могут быть: донаучными; житейскими; художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности); научными (эмпирические и теоретические).

Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: системность; обобщенность; осознанность; гибкость; действенность; полнота; прочность.

Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции; продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

Разграничивая репродуктивный и продуктивный, виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, В.П. Беспалько выделил следующие уровни усвоения учебной информации: понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания промежуточных шагов.

Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.

Созданная П.Я. Гальпериным общепсихологическая концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий получила подтверждение и нашла эффективное применение в практике школьного обучения, а также других форм образования. В общепсихологическом плане ее основу составляет новая методология психологического исследования, коренная перестройка традиционных представлений о психике и о предмете и методе психологии.

Переход внешней деятельности вовнутрь называется интериоризацией. Согласно общепринятой точке зрения, под этим термином понимается переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами, преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.

К числу независимых характеристик (параметров) действия относятся: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и др.) Кроме этих основных характеристик действие имеет ряд вторичных свойств: разумность, сознательность, абстрактность, прочность.

На основе типов ориентировочных основ действий П.Я. Гальпериным выделено три типа учения, каждый из которых характеризуется: своей ориентировкой в предмете; своим ходом процесса учения, качеством его результатов; отношением детей к процессу и предмету учения; развивающим эффектом.

Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов.

Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, что в корне неправильно.

По второму вопросу слушали Оненко С.Н.

(Использование современных технических средств в преподавании истории, биологии, географии).

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности.

Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение компьютеров, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода "электронных учебников", методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников". Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.

Сравнительная новизна предмета "Информатика и ИКТ", нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают нас вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса. Но при любом выборе необходимо соблюдение некоторых общих дидактических принципов:

  • принцип научности;
  • принцип последовательности и цикличности;
  • принцип сознательности усвоения деятельности;
  • принцип доступности содержания;
  • активность и самостоятельность;
  • индивидуализация и коллективность обучения;
  • эффективность учебной деятельности;
  • связь теории и практики;
  • принцип наглядности или, как еще говорится, наглядные методы содержания и деятельности.

Подводя итоги, хочу сказать, что практически любой учитель информатики при желании может использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации (именно по той теме, которая необходима на уроке), а также создавать тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.

По третьему вопросу слушали Оненко С.Н.

(Современный урок в малокомплектной школе).

Какой он – современный урок? Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю  рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи. Попробуем схематично представить вышесказанное

Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока. Ю.Б.Зотов выделяет 5 наиболее встречающихся в практике элементов урока:

Изучение нового материала.

* Закрепление пройденного.

* Контроль и оценка учащихся.

* Домашнее задание.

* Обобщение и систематизация знаний.

Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном уроке, зависит  от типа и вида урока.

Общие требования к современному уроку.

Общие требования кратко можно сформулировать так:

- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Чтобы создать современный урок существует ряд рекомендаций.

Шаг 1.

§ четко определить и сформулировать для себя тему урока;

§ определить место темы в учебном курсе;

§ определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

§ и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Шаг 2.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Шаг 3.

Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

§ узнавание нового материала;

§ воспроизведение;

§ применение знаний в новой ситуации;

§ применение знаний в незнакомой ситуации;

§ творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

§ задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

§ задания, способствующие осмыслению материала учеником;

§ задания, способствующие закреплению материала учеником.

Шаг 4.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Шаг 5.

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Шаг 6.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

§ что контролировать;

§ как контролировать;

§ как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

Шаг 7.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Шаг 8.

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Шаг 9.

Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Урок № _____________________

Тема ______________________

Цель ______________________

Задачи:_____________________

обучающие__________________

развивающие ________________

воспитывающие_____________

Оборудование_____________________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Конечно же, теоретические изложения не дают полного ответа на вопрос: «Какой он – современный урок?» Нам с вами предстоит найти свой ответ и попробовать взглянуть на урок  через призму современной школы.

По четвертому вопросу слушали Оненко С.Н.

Обзор новинок методической литературы

1. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 8 класс

2. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС Серия: работаем по новым стандартам. Авторы: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.

Методическое пособие для 11 класса. 2012 г.

Решение:

1. На уроках истории, обществознании, химии, биологии, географии, в домашних заданиях для учащихся разных уровней активности, применять способы и оптимальные формы коррекционного воздействия, обучать самостоятельной работе через наглядность.

2. Максимально индивидуализировать занятия на уроках с целью развития в учебно-познавательной деятельности у учащихся, выявлять причины отставания отдельных учащихся и содействовать развитию учащихся с повышенными учебными способностями.

Руководитель МО: ______________ С.Н. Оненко