Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятие - исследование

«ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПРОМЫСЛА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ: ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО».

Занятие предназначено для учащихся 5 – 6 классов

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные: углубить имеющиеся знания учащихся, полученные в начальной школе, о традиционных видах промысла коренных народов Приамурья: охоты и рыболовства.

Развивающие: прививать навыки исследования музейных предметов на примере экспозиции школьного музея «Мир Сикачи-Аляна», учить ребят выполнять творческие задания.

Воспитательные: способствовать воспитанию музейной культуры, уважения к культуре своего народа, бережного отношения к природе.

Место проведения: школьный музей «Мир Сикачи-Аляна».

Оформление: выставка детских рисунков «Традиционные виды промысла».

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Нанайские мотивы», инвентарные карточки, листы исследователя, контрольный лист.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия, постановка учебной задачи.

3. Вступительное слово учителя о роли охоты в жизни коренных народов Приамурья.

4. Выступление учащихся по теме: «Рыболовство», «Охота».

5. Самостоятельная исследовательская работа по группам.

6. Творческая работа: описание экспоната экспозиции музея «Традиционные виды промысла нанайцев: рыболовство и охота», составление загадок о животных.

7. Выступление фольклорной группы «Униктэ».

8. Итог.

9. Заключительное слово.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Встреча детей, завести в зал этнографии.

2.Сообщение темы занятия, постановка учебной задачи.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы проведем в нашем школьном музее «Мир Сикачи-Аляна» занятие – исследование. На этом занятии узнаем, какую роль в жизни коренных народов Приамурья играло рыболовство и охота, проведем исследовательскую работу «Снаряжение, одежда, средства передвижения рыбака и охотника».

Для продуктивной работы мы разделимся на три группы: 1 группа – «Бригада рыбаков», 2 группа – «Бригада охотников», 3 группа – «Эксперты», в которую войдут члены кружка этнографии.

3. Вступительное слово учителя.

Амур, его притоки, многочисленные озера изобиловали рыбой. Рыбу ловили круглый год, наибольшее значение имела добыча осенней кеты; именно из этой рыбы нанайцы запасали юколу - вяленую рыбу на весь год. Рыболовство давало им основное продовольствие. Из кожи рыб изготовляли одежду и обувь, мешки, паруса для лодок и т. п. Благодаря рыболовству семьи могли содержать упряжных собак, которых использовали во время охоты. Не менее важным, чем рыболовство, промысловым занятием нанайцев была охота. Нанайцы охотились на копытных зверей как кабан, кабарга, изюбр, косуля и других, которые дают мясо, жир, шкуры для обуви и одежды, кость для поделок. А также охотились на пушного зверя. Пушнина служила предметом обмена на различные товары. Семьи, жившие в тайге, занимались в большей степени охотой. Охотились в разное время года. Но пушного зверя промышляли зимой. Для этого охотники отправлялись в тайгу на 3 – 4 месяца группами по 5 – 7 человек.

4. Выступление учащихся.

«Бригада рыбаков»

Рыболовство.

Рыболовство являлось главной отраслью хозяйства у народов Приамурья. Рыбу ловили круглый год, наибольшее значение имела добыча осенней кеты; именно из этой рыбы нанайцы запасали юколу – вяленую рыбу на весь год. Основными орудиями лова служили ставные и плавные сети, невода. Широко применялись остроги, различные крючки, гарпуны, удочки, а также лососевые заездки – исконно амурское изобретение. Важную роль в жизни народов Приамурья играла подледная рыбалка. К началу XX века техника рыболовства коренных народов заметно усовершенствовалась. Они заимствовали у русских невода, двух- и трехстенные плавные сети с нижней верхней подборами и грузилами, перемёты. Из кожи рыбы изготовляли одежду и обувь, мешки, паруса для лодок. Благодаря рыболовству семьи могли содержать упряжных собак, которых использовали во время охоты.

Успех промысла зависел не только от умения и опыта людей, но и от природных условий, изменения путей передвижения зверей и рыб, от случайных явлений. Это и родило множество обрядов, связанных с верой в сверхестественные силы.

Перед началом кетовой путины преподносили жертвенную пищу духу хозяина дома – дюлин, просили его помощи в удачной рыбной ловле. Кроме этого поклонялись духу хозяина водной стихии, к которому каждая семья обращалась самостоятельно. Считалось, что хищная рыба карается хозяином места. Прибыв на место лова, и не спросив у хозяина разрешения на лов, нельзя было начать рыбалку. При совершении рыболовных обрядов также старались не произносить названия рыб.

«Бригада охотников»

Охота.

Охотой занимались все народы Дальнего Востока. Крупного зверя добывали круглый год. Нанайцы охотились на копытных зверей, таких как кабан, изюбр, косуля и других, которые дают мясо, жир, шкуры для обуви и одежды, кость для поделок. Особая роль принадлежала пуной охоте. Мех лисицы (рыжих, черно-бурых, голубых, белых), белок, зайцев, горностаев, а особенно соболей всегда ценился на внутреннем и внешнем рынке. В зависимости от вида промысла применяли различные орудия охоты. Пушных зверей добывали преимущественно ловушками и самострелами. На крупных животных охотились с помощью лука и стрел. Наконечники стрел смазывали ядом, от которого можно было умереть, получив даже легкое ранение, или подкарауливали на водопое, солонцах, ягодниках, на нерестилищах, загоняли по глубокому снегу и весеннему насту. Наиболее привлекательной добычей были олени. Высоко ценили не только мясо и шкуру этих животных, но также кишки, желудок и язык. Из рогов вытапливали жир, из костей делали клей. Панты - не окостеневшие рога оленей шли на изготовление лекарств. Делала это по-хозяйски: охотились только на взрослых особей.

Для охотника добыча первого любого зверя была важным событием. Он благодарил духов за успешный промысел, делал жертвоприношения и снова просил охотничьей удачи. Обдирая шкуру, охотник уговаривал зверя, чтобы тот в дальнейшем не отказывался попадаться на его самострелы. По его мнению, зверь должен снова возродиться и вернуться в тайгу, чтобы передать своим «собратьям» приглашение. Обычаи запрещали во время промысла громко разговаривать, шуметь в тайге и на рыбалке, брать чужую добычу. Охотники боялись спугнуть зверя даже упоминанием о предстоящем промысле. Об этом говорили ни дома в семье, ни в пути к зимовью, особенно на месте охоты. Запрещалось произносить название зверей, их именовали так: тигр – черт тайги (пурен амбани), медведь- старик (мапа), пушные звери – черви, блохи, лоскутки, косточки. Считалось, что звери слышат и понимают человеческую речь и, узнав о замыслах охотника, могут разбежаться.

«Эксперты» задают поочерёдно каждой группе вопросы.

«Бригада рыбаков» «Бригада охотников»



 

- Сколько видов рыб водится в Амуре? - Почему именно зимой был развит пушной

- Какие вы знаете? промысел?

- Как использовалась рыба в традиционном - С чего начинал пушную охоту охотник

хозяйстве коренных народов? Приамурья?

- Назовите традиционные средства передви- - Назовите традиционные средства передви-

жения нанайцев на рыбалке. жения на охоте?

Учитель

Рыбаки и охотники отлично владели орудием лова и оружием, могли сделать хорошие ловушки, прекрасно знали тайгу, местность, повадки зверей. Эти знания помогали охотнику во время промысла. И какая бы ни была рыбалка или охота нанайцы не забывали о не писаных законах тайги «на охоте нельзя убивать маток и молодняк, обязательно надо отпускать мелкую рыбу, попавшую в сеть, бросая мелкую рыбешку в воду, говорили: «Возвращайся крупной». Обычаи запрещали бессмысленное, неоправданное уничтожение промысловых богатств. По верованиям, за истребление зверя следовало наказание от хозяина тайги. Виновные в этом и их сородичи были обречены на голод. За жестокое обращение со зверем и рыбой также следовало наказание. Считалось, что недостойное поведение, выходки хвастунов, непочтительное отношение к духам – хозяевам наказуемы.

3. Самостоятельная исследовательская работа по группам.

Учитель

Каждая бригада сейчас получит «Лист исследователя» и в экспозиции музея самостоятельно найдет те предметы, без которых рыбак и охотник не сможет обойтись во время промысла. Необходимо будет объяснить, почему, на ваш взгляд, именно эти предметы необходимы ему.

В число данных предметов должны входить: снаряжение, одежда, средства передвижения рыбака и охотника.

Учащиеся выполняют самостоятельно исследовательскую работу, заполняя лист исследователя.

Лист исследователя. «Бригада рыбаков».

Одежда:

 

Снаряжение:

 

Средства передвижение:

 

 

Лист исследователя. «Бригада охотников».

Одежда:

 

Снаряжение:

 

Средства передвижение:

 

 

 

«Эксперты»

- Каких предметов рыбалки и охоты нет в данной экспозиции?

- Почему их использовали, с какой целью?



 

 

6. Творческое задание.

Учитель

Я предлагаю вам проявить свои знания, способности, фантазию, эрудицию, смекалку. Для этого необходимо выполнить творческие задания:

· Описать любой экспонат экспозиции музея «Традиционные виды промысла нанайцев: рыболовство и охота», для этого каждая бригада получает инвентарные карточки.

Инвентарная карточка

Инвентарный № _______________

Описание предмета ________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Датировка _______________________________________________

Материал, техника _________________________________________

Размер ___________________________________________________

· составить (вспомнить) загадки о животных.

«Эксперты»

«Бригада рыбаков» «Бригада охотников»

- Какую роль выполняют загадки в - Кто и почему придумывал загадки для

воспитании детей? нанайских ребятишек?

7. Выступление фольклорной группы «Униктэ» - «Танец рыбака».

8. Итог.

Учитель

- Изменились ли традиционные промысла коренных народов Приамурья?

- Что изменилось? Почему?

- С каким чувством вы уйдёте? Почему?

А теперь предоставим слово нашим экспертам.

- Какую оценку вы дадите «Бригаде рыбаков» и «Бригаде охотников»? Обоснуйте.

«Эксперты» подводят итоги

9. Заключительное слово.

На этом наше занятие – исследование закончилось. Я думаю, что оно помогло вам лучше узнать культуру своего народа и по возможности следовать традициям предков.

 

Контрольный лист

«Бригада рыбаков» «Бригада охотников»

1.Выступление учащихся.

- Сколько видов рыб водится в Амуре? - Почему именно зимой был развит пушной

- Какие вы знаете? промысел?

- Как использовалась рыба в традиционном - С чего начинал пушную охоту охотник

хозяйстве коренных народов? Приамурья?

- Назовите традиционные средства передви- - Назовите традиционные средства передви-

жения нанайцев на рыбалке. жения на охоте?

 



 

2.Самостоятельная исследовательская работа по группам.

 

- Каких предметов рыбалки и охоты нет в данной экспозиции?

- Почему их использовали, с какой целью?



 

 

 

 

 

 

 

 

3.Исследовательская работа

4. Загадки

- Какую роль играют загадки в Кто и почему придумывал загадки для

воспитании детей? нанайских ребятишек?