Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тема урока: «Суд современности над Петром I». Повторительно-обобщающий урок по разделу "Реформы Петра I" в 7 классе

Цели:

- проанализировать деятельность Петра I по преобразованию России;

-   осмыслить страницы далекого прошлого;

-    оценить реформы императора.

Учащиеся приобретают опыт:

- «участия» в исторических событиях,

-     учатся эмоциональному «проживанию» судеб действующих лиц,

-   моделированию многих ситуаций,

-     составлять «портрет» исторического деятеля.

Оборудование:

1. Карта «Российское государство в первой четверти XVIII века».

2. Репродукции картин:

3. А.Д. Кившенко «Молодой Петр I командует «потешными» войсками у села

Преображенском»;

4. Н.И. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея».

Записи на доске:

1. А.С.Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»

2. Н.М. Карамзин: «Реформы Петра — блестящая ошибка».

3. Русский народ: «Антихрист!».

Ход урока

I.  Вступительное слово учителя.

Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти XVIII века. Они связаны с именем царя Петра! Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся государственному деятелю. Но историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два больших лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и продолжается в наши дни.

Так, еще в XVIII веке великий русский ученый - патриот М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. В XIX веке придворный историк Н.М. Карамзин, нежелавший радикальных перемен, обвинял Петра I в измене «истинно русским» началам жизни, его же реформы назвал «блестящей ошибкой».

А.С. Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник». В наши дни мы слышим продолжение этих споров. Предлагаю вам разобраться в этом самим. Итак, мы начинаем.

II.  Основная часть урока.

Секретарь. Встать! Суд идет!

Судья. Сегодня на судебном заседании заслушивается дело о Петре Алексеевиче Романовом, русском царе с 1682 по 1725 годы. Секретарь, прочитайте справку об обвиняемом.

Секретарь. Император Петр I, он же Петр Великий. Родился в 1672 году. Отец- царь Алексей Михайлович, мать - Нарышкина Наталья Кирилловна. На русский престол вступил в 1682 году. Внешний облик: рост 2 метра 04 сантиметра, отличился необычайной физической силой,  руками ломал подковы, сгибал серебряные монеты, тарелки. В обращении с другими людьми прост, но суров, норой до жестокости. В повседневной жизни был неприхотлив, не любил роскоши. Азартно участвовал в пирах, маскарадах и других увеселениях по случаю побед. Увлекался морским делом, любил токарное дело. Был отважен, но осторожен и предусмотрителен в нужный и решающий момент. Проявил себя выдающимся дипломатом. Поразительна его тяга к знаниям и обучению других. Владел 14 ремеслами.

Судья. Назовите состав преступления.

Прокурор. Обвиняемый Петр I уличен во множестве грехов: царь Петр прекратил созывать земские соборы, и заменил выборных представителей чиновниками бюрократических учреждений; затормозил развитие России путем создания крепостных фабрик; он слишком жестокими методами обновлял Россию, жестокость его не знала предела; насаждал в стране западноевропейские обычаи, широко привлекал на службу русскую иноземцев; изменил внешний облик русского человека - заменил длиннополый кафтан европейским платьем, чем нарушил патриархальное единство русского общества; бояр и дворян принудил сбрить бороду и щеголять в венгерском платье. Все его преобразования - реакционные, нарушающие самобытность России - бездушно заимствованы у Запада.

Судья. Обвинение достаточно серьезное. Как будет проводиться судебное заседание?

Учитель. Предлагаю последовать примеру великого русского историка С.М. Соловьева. Он рассматривал события и явления первой четверти XVIII в. в единстве и органической связи настоящего с предшествующим и последующим. Он говорил: «Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился». Следовательно, надо вспомнить то время, которое предшествовало правлению Петра I.

Судья. Согласен. Секретарь, зачитайте историческую справку о состоянии России на рубеже XVI - XVII веков

Секретарь:

Справка № 1.

В XVII в. Россия была отсталой страной. Отсталость определялась не только неблагоприятными почвенно-климатическими условиями и отсутствием удобного выхода к морским берегам. Ее истоки ведут к монголо-татарскому игу. Огромный ущерб экономике страны нанесла польско-шведская интервенция начала XVII века. Понадобилось почти полстолетия, чтобы залечить раны и ликвидировать урон, нанесенный захватчиками нашей стране. В России также господствовали крепостнические порядки. Основная масса крестьян находилась в собственности помещиков, монастырей и царской семьи. При этом крестьяне должны была значительную часть своего труда отдавать феодалам. Крепостничество сковывало хозяйственную инициативу и задерживало развитие страны вперед.

Судья. Да, картина весьма неутешительная. Но позвольте, в чем же мы тогда должны обвинять подсудимого, если он сумел преодолеть подобные недостатки?

Прокурор. Ваша честь! Представленная картина недостаточно объективна. В России в конце XVI века уже существовали предпосылки для новшеств, которые просто продолжил Петр I, причем излишне торопливо и без серьезного обдумывания. Нельзя приписывать заслуги преобразования российского общества Петру I. Секретарь, зачитайте, пожалуйста, подготовленную линией обвинения справку.

Секретарь:

Справка № 2.

Хотя и медленно, но новые явления пробивали себе путь. В экономике развивались ремесло и мелкотоварное производство. Все глубже пускала корни порайонная специализация производства отдельных видов товаров: мыла, железа, кожи, соли. Начал формироваться всероссийский рынок. Большое значение имело появление мануфактур. Организуются полки нового строя, при Алексее Михайловиче осуществляются попытки соорудить военно-морские корабли. Государство развивается в сторону абсолютизма: падает роль Боярской думы, отмирают местничество, кормление. Наблюдается новизна в культуре, светские начала проникают повсюду.

Судья. В этой связи и следует рассматривать роль царя Петра I в преобразованиях - реформах первой четверти XVIII века.

Адвокат, предъявите показания свидетелей линии защиты.

Адвокат. Я вызываю известного промышленника первой четверти XVIII в. Демидова Н.Д

Демидов. Я защищаю Петра Алексеевича, воистину Петра Великого, потому что он проводил, мудрую политику поддержки российской промышленности. За первую четверть XVIII века было построено до 200 мануфактур в разных отраслях промышленности. Большие металлургические заводы возникли на Урале, в Карелии, Липецке, Туле и других городах. При царе-батюшке страна обходилась железом собственного производства и даже стала продавать его за границу. Мой завод в Туле выпускал ручное огнестрельное оружие. Мануфактуры процветали в сукноделии, полотняной и шелковой отраслях. К концу его правления стали выпускать курительные трубки, игральные карты, платки, фарфор.

Адвокат. Я вызываю свидетеля защиты адмирала Апраксина

Апраксин. Заслуга Петра Великого в том, что он превратил Россию в великую военно-морскую державу. Он создал регулярную русскую армию и флот. Главной целью военных действий при Петре становится не взятие крепостей, а поражение противника в бою. Он учил действовать согласованно пехоту и кавалерию. Не жалел денег на развитие артиллерии, которая при Петре стала одной из самых могучих и передовых в Европе. Петр хотел, чтобы солдаты и офицеры его армии были дисциплинированными и инициативными. Ставил цель воспитывать в нем послушного подданного, честного и доброго человека. Император заботился о соответствующем образовании офицеров и солдат. Мы гордимся своими викториями: Орешек, Полтава, Гангут, Гренгам!

Адвокат. Вызываю свидетеля защиты.  Барон Шафиров П.П.

Шафиров. В 1722 году Петр ввел в России новую систему учета службы и продвижения по служебной лестнице. Она была записана  особом законе - «Табеле о рангах». Этот новый документ закреплял самый важный принцип петровской службы - личную выслугу. Теперь чин можно было получить не за древность своего рода, а за службу царю и отечеству. Вот что было главное! Разве мог бы иначе я, выходец из низших служащих Посольского приказа, подняться на вершину служебной лестницы - стать вице-канцлером, бароном, богатым человеком! Петр окружал себя людьми талантливыми, инициативными, давал возможность всем нам принести пользу Отечеству! Я - за реформы Петра I.

Адвокат. Вызываю Павла Ягужинского.

Ягужинский. Усвоив влияние времени, император внедрил множество новшеств. Он строил города, способствовал созданию регулярных парков. Новая столица, Санкт-Петербург, явилась окном в Европу. Она воплотила мечту Петра о превращении России в морскую державу. Надо было обладать умением глядеть далеко вперед, чтобы спланировать и представить себе город будущего. Ходила молва о том, как Петр I, сажая желуди, заметил, что на лице одного из присутствующих мелькнула скептическая улыбка. Разгневанный царь, заметив ее, сказал: «Понимаю! Ты мнишь, не доживу я матерых дубов. Правда! Но ты - дурак! Я оставляю пример прочим, чтоб, делая то же, потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь. В этом все величие Петра.

Прокурор. А не забывают ли уважаемые защитники, что вместе с возникновением города на Неве, на болотистой местности, часто заливаемой волнами Финского залива, русский народ понес огромные жертвы. Город создавался на костях тысяч людей, ежегодно погибавших от недоедания, изнурительного труда, антисанитарных условий. Ежегодно, начиная с 1710 года, на строительных работах было занято по 40 тысяч крестьян и горожан, согнанных со всех районов страны. Одни гибли в пути, остальные – в самой столице.

Адвокат. А мы не отрицаем подобных фактов, но ведь и Вы не будете отрицать, что Санкт -  Петербург стал главным портом России. Его торговые обороты в несколько раз превосходили обороты старого портового города на севере страны - Архангельска.

С завоеванием выхода к Балтийскому морю активизировалась внешняя торговля с Россией, укрепились ее культурные связи с более развитыми странами Европы.

Я вызываю еще одну свидетельницу - Александру Яковлеву.

Яковлева. Как жила русская женщина до Петра? По нормам «Домостроя»! То есть, полная власть мужчины в семье, имущественное и юридическое бесправие, многочисленные ограничения. С реформами императора женщина, наконец, вышла из терема. Вместе с мужчинами мы стали появляться на празднествах, ассамблеях, могли сопровождать мужей за границу. На смену устаревшим шушунам, телогреям пришли наряды по французской моде. Кроме того, император внес изменения и в старинный обычай заключения брака. Ведь раньше, до Петра, жених видел невесту впервые только за свадебным столом - их судьбу решали родители. Теперь наступили новые времена - молодежь встречалась на вечеринках, ассамблеях, а невеста, которой не понравился жених, могла расторгнуть договор. За это мы благодарны нашему благодетелю, Петру Алексеевичу!

Прокурор. Но вы не будете отрицать, что царь заботился, прежде всего, о казенных заводах, не уделяя должного внимания частному предпринимательству, что и привело к отрицательным последствиям для страны в более поздние сроки.

Адвокат. Нам представляется подобное обвинение не совсем корректным. История России всегда отличалась одной особенностью - колоссальной ролью государства. Для Петра I активная роль государства в России связана со стремлением ускоренными темпами преодолеть отсталость страны. Это была борьба за выживание, за уравнение шансов в соперничестве с соседями, стоявшими на более высокой ступени развития. Успех в этой борьбе могли обеспечить только крепостничество, только борьба с варварством варварскими методами.

Прокурор. Вот и поговорим о жестокости царя. Я приглашаю свидетеля обвинения — отца первой жены царя И. Лопухина.

Лопухин. Петр заточил в монастырь свою первую супругу, мою дорогую дочь Евдокию Лопухину, а также родную сестру Софью, присутствовал на пытке собственного сына царевича Алексея. Он надругался над прахом своего противника князя Милославского, гроб которого был извлечен из могилы и поставлен на эшафот, на котором казнили участников заговора против Петра - Цыклера и Соковнина. Я никогда не забуду, как кровь казненных стекала с эшафота на останки Милославского. Он заслуживает наказания!

Прокурор. Вызывается вдова казненного стрельца Федосья Петрова.

Петрова. Я обвиняю царя в жестокости и несправедливости в проведении суда. Так, в 1698 году у Петра не было улик против стрельцов, несмотря на то, что признания вытягивались с помощью огня, палок и батогов. Были арестованы в общей сложности 1041 человек. Казни состоялись 17 сентября и 11 декабря. Наших мужей вешали не только на специально сооруженных виселицах, но и на бревнах, вставленных в бойницы Белого города. В эти дни вешали, рубили головы, четвертовали. Петр демонстрировал неистовую жестокость, собственноручно рубил головы. Жизнь сохранили лишь малолетним участникам заговора. Никого не осталось у меня после смерти мужа. Да разве я одна такая? В бытность Петра гремели восстания в Астрахани, на Дону, в Башкирии. Будь проклят этот антихрист

Адвокат. Таков был век ... Новое пробивало себе дорогу так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. Петр I действовал в соответствии с суровыми феодальными порядками, жестокими, не знающими пощады.

Прокурор. А что заставило Петра самому отрезать бороды у бояр? Принуждать носить венгерское платье?

Адвокат. Для Петра борода стала символом косности, старины в худшем смысле этого слова. Что же касается стремления императора переодеть русского человека в иноземное платье, давайте заслушаем интересные записки писателя - хорвата Юрия Крижанича: «Русаки носят тесную и длинную - до пят, до каблуков - верхнюю одежду и имеют вид будто мешками обшитых». На этой одежде не было карманов, «всякие добрые вещи» закладывали за голенища сапог. Особенно неудобными были рукава. Длинные и узкие, они, по выражению Крижанича, «тако стаскают руки», что человек с трудом мог себя умыть и одеть. Полы платья до пят мешали «ногам течь» (ходить), а всадник в таком одеянии казался на лошади «пнем», привязанным к седлу. Вот почему Петр Великий ратует за короткое и удобное платье, не мешавшее работе, движениям.

Прокурор. Обвинение представляет молодой дворянин Репнин.

Репнин. Мои родители люди богатые и знатные. Жили мы спокойно и размеренно в своем имении. Да настало время Петра. Пришлось мне облачиться в офицерский мундир и нести службу в казарме. Но это только половина беды. Вышел указ - обязан недоросль учиться. А кто не хочет учиться, нельзя было жениться! Вот и прячемся от курьеров. За что и получил прозвище «нетчик» (от слова «нет», т.е. отсутствует). Совсем замучил нас.

Судья. Суд рассмотрел все документы обвинения и выслушал свидетелей обвинения. Слово адвокату.

Адвокат. Обвинитель пытался доказать, что все реформы Петра I носили реакционный характер. Историк и публицист Щербатов вычислил, что России для того, чтобы преодолеть путь, который она проделала в годы петровских преобразований, понадобилось бы 210 лет. Другой историк, писатель и публицист первой четверти XIX в. Н.М. Карамзин полагал, что царь продвинул страну почти на шесть столетий вперед. «Немцы, французы, англичане, - писал он, - были впереди русских по крайней мере шестью веками. Петр двинул нас своею мощной рукою, и мы в несколько лет почти догнали их». А между тем оба деятеля не относились к числу поклонников царя. В России ни до Петра, ни после него, ни один государственный деятель не проводил реформ, которые охватили бы все сферы жизни общества и государства: экономику и социальный строй, культуру и военное дело, быт и дипломатию. Конечно, в его правлении можно обнаружить немало исходящего от варварства. Но когда мы даем общую оценку его деятельности, то она, эта деятельность заслуживает похвалы и доброй памяти потомков. М.М. Погодин писал: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? Первое января 1842 г. - Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова. Пора одеваться - ваше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую он завел; шерсть настригли с овец, которых развел он! Попадается на глаза книга - Петр ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. Вы начинаете читать - этот язык при Петре I сделался письменным, литературным, вытеснил прежний, церковный. Приносят газеты - Петр Великий их начал. Вам нужно купить разные вещи - все они от шелкового платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом».

Я все сказал...

Судья. Слово обвинителю.

Прокурор. Неустанный труженик, как представляет его защита, Петр I видел смысл жизни в укреплении государства, был жесток и ни в грош не ставил жизнь человека, даже если это была жизнь собственного сына, казненного им после жестоких пыток. Современные исследователи выявили, что при Петре I налоги на душу населения возросли в среднем втрое, цена же реформ, выраженная человеческими жизнями, подсчитанная еще П.Н. Милюковым, равна седьмой части населения. Создав могущественную империю, Петр I не ускорил ее экономическое, политическое, социальное развитие. По словам В.О. Ключевского, Петр I «хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно». Я все сказал.

Судья. Присяжные заседатели удаляются для принятия решения.

Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом

Вопросы для беседы и ожидаемые ответы:


- Какова цена петровских реформ?

(Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.).

- Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния?

Учащиеся, обобщая все ранее сделанные ими выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора.

- Чему учит история петровской эпохи?

Вывод: правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом, однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.


- Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?

Вывод:
личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.


- «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня?

Вывод: ответить на этот вопрос невозможно, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.

Судья. Объявляется приговор

III.   Заключение.

Учитель подводит итоги урока: Что ж, я рада, что вы серьезно и с пониманием подошли к данной проблеме. Если среди вас есть те, кто не согласен с вердиктом присяжных, то могу вам сказать, что это ваше право. Я принимаю и уважаю любое ваше мнение и решение. Важно, что вы не остались в стороне, что вы думали, анализировали и приняли соответствующее решение. Ведь на самом деле, в этом сложном вопросе и не может быть однозначного ответа. Каждый видит и воспринимает эпоху Петра Великого по-своему.

IV.   Домашнее задание.

Написать сочинение «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям».

Приложение №1.

1. Какова цена петровских реформ?

2. Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния?

3. Чему учит история петровской эпохи?

4. Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?

5. «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня?