Статьи и обзоры nachodki.ru
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учитель начальных классов: Оненко Любовь Павловна

МКОУ СОШ с.Сикачи-Алян

Хабаровского муниципального района Хабаровского края

 

Урок обучения грамоте  в 1 классе, УМК «Гармония»

Тема  урока:  Буквы Жж - Шш

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

 

Задачи урока:     образовательные:

  • познакомить с буквой  Ж   и звуком   [ж];
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

 

Методы обучения:

· Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

 

Формы обучения:

    • фронтальная работа;
    • групповая;
    • парная;
    • индивидуальная
    • Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, «лента букв», образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с заданиями

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

 

 

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

 

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

У нас все получится.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.

 

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

- Ребята, посмотрите на «ленту букв». Скажите, пожалуйста, какие буквы мы уже изучили.

Сколько букв парных согласных букв еще не изучено.

 

 

Игра «Буква заблудилась»

Посмотрите на доску, найдите лишнюю букву в каждом ряду, объясните свой выбор.

А О У Ш Э

- Ребята, а вы знаете пару по глухости звонкости буквы Ш?

Буквы гласных,

буквы сонорных согласных, буквы , не обозначающие звуков,

буквы парных согласных.

 

Выбор решения с доказательством

Ш – обозначает согласный твердый глухой звук

 

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

- А поможет нам в этом загадка.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук.

Издает жужжащий звук:

- Ж-ж-ж!

 

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

 

 

- Что же мы будем делать на уроке?

Создание проблемной ситуации

- Какой звук обозначает буква Ж?

Буква Ж

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

 

Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

- учиться читать слоги, слова,

тексты с новой буквой.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. «Открытие» нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работаем на стр.52

Решим задачку «хитрого» вопроса: где звуковая схема слова шмель, а где – слова жук?

 

 

Физминутка

Как на «Буквены» именины испекли мы каравай.
Вот такой вышины, вот такой нижины
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай кого любишь, выбирай!
Я люблю, конечно, всех, но, букву Ж больше всех!

Игра «Подбери слово»

- Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко?

- Придумайте слова с новым звуком.

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

Знакомство с новой буквой

- На что похожа буква Ж?

- Многие заметили сходство буквы Ж со снежинкой.

Снег, снежинка, снежная обозначает имя Снежана. Для вас Снежана прочитает стихотворение про свое имя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеризуют звук Ш в слове шмель (согласный твердый глухой)

и звук Ж в слове жук (согласный твердый звонкий).

Соотносят схемы с рисунками.

 

 

 

 

Подбирают слова со звуком

[ж].

- Нет, не удалось.

-Звук [ж] всегда твердый.

 

 

Актанко Снежана  читает
стихотворение  Илоны Грошевой "Почему нас так зовут?.."
 
Все пушистые снежинки
Как малышки на пружинках,
Лишь завидят девочку,
К ней гурьбой летят!
На шапочку, на носик ей
Усесться норовят!
Оттого, что девочка 
Снежаною зовется,
Дружат с ней снежинки, 
А она смеется,
С ними бегает, играет, 
Их с себя рукой снимает,
А сама как заводная,
Наша девочка родная.
Хрупкая и нежная -
Оттого, что снежная!

Познавательные: логические:

анализ объектов с целью выделения признаков;

подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

постановка и решение проблемы;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий

 

Коммуникативные:

учитывать разные мнения;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

 

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление

Чтение слов

Дифференцированная работа по учебнику с.52

1 группа

- Прочитайте слова первой строки, дайте характеристику звука Ш.

2 группа

- Прочитайте слова второй строки, дайте характеристику звука Ж.

 

Хоровое чтение третьей строки.

- Ребята, а какие слова вам непонятны?

Физминутка

Мы сейчас отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет и почему именно он нужен сегодня на уроке?
(Это лыжи, потому что в этом слове есть звук “ж”).
- Мы – лыжники. Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых, есть звук “ж”. Если нового звука не услышим, то едем дальше.
Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.
(Дети изображают движение на лыжах.)
- Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику. (Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий).

 

1 группа

- Прочитайте слова первого столбика, подумайте, от какого слово они образовались.

2 группа

- Прочитайте слова первого столбика, подумайте, от какого слово они образовались.

 

Чтение рассказа «Жмурки» с. 53

- В какую игру играли дети?

- Кто играл в жмурки?

- Как играли ребята?

 

 

 

Шар, шаль, шерсть.

 

 

Жар, жаль, жесть.

 

 

Шалила – жалила – жарила -ужалила

 

 

Выполняют соответствующие движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружить, дружный, дружно, дружба

Лыжи, лыжня, лыжник, лыжный

 

 

 

 

Познавательные:

общеучебные:

формировать смысловое чтение;

формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:

формировать умение высказывать свое отношение к героям

6. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по карточкам.

Работа в парах.

-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.

Красные карточки:

Прочитайте пословицу, расставьте ударения в словах.. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Зеленые карточки:

Прочитать скороговорку, раздели слова на слоги.

Подчеркни все буквы Ж.

У Жоры – уж, у Розы – уж.

Желтые карточки:

Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж.

Живот, лужа, жаворонок, сажа.

 

Выполняют задания в парах.

Регулятивные:

самоконтроль деятельности;

самооценка результатов работы.

Коммуникативные:

умение работать в паре;

учитывать разные мнения.

8. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

 

- Какие цели вы ставили?

 

 

- Удалось ли достичь этих целей?

 

- Возникали у вас затруднения?

 

- Вы смогли их преодолеть?

 

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, все получалось

- Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно.

 

 

 

 

 

-Звук [ж], буква Ж..

-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.

 

-Да.

 

-Да

 

Показывают сигналы.

Зеленый кружочек

 

Желтый кружочек

 

Красный кружочек

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Используемые источники:

  1. Букварь: Мой первый учебник: для 1 класса общеобразовательных учреждений. / М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012
  2. Соловейчик М.С. Методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник»./ - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012
  3. Презентация к уроку (фрагменты) http://www.umk-garmoniya.ru, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/library/izuchenie-bukv-v-period-obucheniya-gramote