Учитель начальных классов: Оненко Любовь Павловна
МКОУ СОШ с.Сикачи-Алян
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Урок обучения грамоте в 1 классе, УМК «Гармония»
Тема урока: Буквы Жж - Шш
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока: образовательные:
- познакомить с буквой Ж и звуком [ж];
- учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающая:
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению;
- привитие навыков культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
· Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
-
- фронтальная работа;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
- Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, «лента букв», образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с заданиями
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.
|
Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. На меня все посмотрели И за парты тихо сели.
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз: |
Мы – дружные, Мы – внимательные, Мы – старательные, У нас все получится. |
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
|
- Ребята, посмотрите на «ленту букв». Скажите, пожалуйста, какие буквы мы уже изучили. Сколько букв парных согласных букв еще не изучено.
Игра «Буква заблудилась» Посмотрите на доску, найдите лишнюю букву в каждом ряду, объясните свой выбор. А О У Ш Э - Ребята, а вы знаете пару по глухости звонкости буквы Ш? |
Буквы гласных, буквы сонорных согласных, буквы , не обозначающие звуков, буквы парных согласных.
Выбор решения с доказательством Ш – обозначает согласный твердый глухой звук
|
Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. |
3. Постановка учебной задачи.
|
- А поможет нам в этом загадка. Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук. Издает жужжащий звук: - Ж-ж-ж!
- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.
- Что же мы будем делать на уроке?
Создание проблемной ситуации - Какой звук обозначает буква Ж? |
Буква Ж
Формулируют тему урока: Звук [ж], буква Ж.
Формулируют цели: -познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. - учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. |
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. |
4. «Открытие» нового знания
|
Работаем на стр.52 Решим задачку «хитрого» вопроса: где звуковая схема слова шмель, а где – слова жук?
Физминутка Как на «Буквены» именины испекли мы каравай.
Игра «Подбери слово» - Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко? - Придумайте слова с новым звуком. - Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?
Знакомство с новой буквой - На что похожа буква Ж? - Многие заметили сходство буквы Ж со снежинкой. Снег, снежинка, снежная обозначает имя Снежана. Для вас Снежана прочитает стихотворение про свое имя.
|
Характеризуют звук Ш в слове шмель (согласный твердый глухой) и звук Ж в слове жук (согласный твердый звонкий). Соотносят схемы с рисунками.
Подбирают слова со звуком [ж]. - Нет, не удалось. -Звук [ж] всегда твердый.
Актанко Снежана читает
стихотворение Илоны Грошевой "Почему нас так зовут?.."
Все пушистые снежинки
Как малышки на пружинках,
Лишь завидят девочку,
К ней гурьбой летят!
На шапочку, на носик ей
Усесться норовят!
Оттого, что девочка
Снежаною зовется,
Дружат с ней снежинки,
А она смеется,
С ними бегает, играет,
Их с себя рукой снимает,
А сама как заводная,
Наша девочка родная.
Хрупкая и нежная -
Оттого, что снежная!
|
Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие, выведение следствий;
общеучебные: постановка и решение проблемы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково - символические) создавать и преобразовывать модели.
Регулятивные: планировать, определять последовательность действий
Коммуникативные: учитывать разные мнения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения. |
5. Первичное закрепление |
Чтение слов Дифференцированная работа по учебнику с.52 1 группа - Прочитайте слова первой строки, дайте характеристику звука Ш. 2 группа - Прочитайте слова второй строки, дайте характеристику звука Ж.
Хоровое чтение третьей строки. - Ребята, а какие слова вам непонятны?
Физминутка Мы сейчас отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет и почему именно он нужен сегодня на уроке?
1 группа - Прочитайте слова первого столбика, подумайте, от какого слово они образовались. 2 группа - Прочитайте слова первого столбика, подумайте, от какого слово они образовались.
Чтение рассказа «Жмурки» с. 53 - В какую игру играли дети? - Кто играл в жмурки? - Как играли ребята? |
Шар, шаль, шерсть.
Жар, жаль, жесть.
Шалила – жалила – жарила -ужалила
Выполняют соответствующие движения.
Дружить, дружный, дружно, дружба Лыжи, лыжня, лыжник, лыжный
|
Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные: формировать умение высказывать свое отношение к героям |
6. Включение в систему знаний и повторение. |
Разноуровневые задания по карточкам. Работа в парах. -Ребята, предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте. Красные карточки: Прочитайте пословицу, расставьте ударения в словах.. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Зеленые карточки: Прочитать скороговорку, раздели слова на слоги. Подчеркни все буквы Ж. У Жоры – уж, у Розы – уж.
Желтые карточки: Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж. Живот, лужа, жаворонок, сажа. |
Выполняют задания в парах. |
Регулятивные: самоконтроль деятельности; самооценка результатов работы. Коммуникативные: умение работать в паре; учитывать разные мнения.
|
8. Рефлексия |
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. 2. Беседа: - Какой была тема урока?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
- Вы смогли их преодолеть?
Оцените свою работу на уроке. - Если вам было интересно, все понятно, все получалось - Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки - Если не разобрались в теме, было не очень интересно. |
-Звук [ж], буква Ж.. -Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. -Да.
-Да.
-Да
Показывают сигналы. Зеленый кружочек
Желтый кружочек
Красный кружочек |
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Используемые источники:
- Букварь: Мой первый учебник: для 1 класса общеобразовательных учреждений. / М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012
- Соловейчик М.С. Методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник»./ - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012
- Презентация к уроку (фрагменты) http://www.umk-garmoniya.ru, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/library/izuchenie-bukv-v-period-obucheniya-gramote