Тема: Школаду. В школе.
Цель:
· Повторить пройденный лексический материал;
· Учиться строить предложения на основе заданной конструкции;
· Развивать фонематический слух.
· Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование:
Презентация урока, мультимедиа проектор, компьютер, тряпичный мяч для проведения игры, набор мелких предметов или игрушек для проведения игры, классная доска.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Физминутка.
Покто, покто, покто, (дорога) Дети шагают на месте.
Гиан . (улица) Наклон вперед , руки вперед.
Гиаса, гиаса, (забор) Поворот влево.
Гиаса, гиаса, (забор) Поворот вправо.
Уйкэ - (калитка) Правая рука вперед, кисть в кулак.
Кя –я –я – кя –я –я. ( звук и имитация открывающейся калитки)
Тулиэ (двор) Наклон вперед , руки вперед.
Гуйчэ, гуйчэ (крыша) Руки над головой «крышей»
Падиран, падиран, (стены) Поворот влево.
Падиран, падиран, (стены) Поворот вправо.
Пава, пава, (окна) Дети «смотрят» в окошко между ладошками.
Уйкэ - (дверь) Правая рука вперед, кисть в кулак.
Кя –я –я – кя –я –я. ( звук и имитация открывающейся двери)
2. Повторение пройденного во 2 классе материала
- Бачигоапу (здравствуйте), тэгусу (садитесь)
Сегодня мы повторим слова и выражения, с которыми познакомились во 2 классе и будем учиться составлять похожие предложения.
Первый слайд презентации:
1. Бачигоапу. – Приветствие
2. Ми гэрбуи… - Знакомство
3. … дэрэду бини. – Составление предложений по заданной конструкции.
- Мы вошли в школу. Как мы приветствуем друг друга?
Второй слайд презентации:
- Бачигоапу, нучикэндюэн. Дети переводят: «Здравствуйте, ребята»
- Давайте поздороваемся со всеми ребятами, которые учатся в нашем классе.
Дети хором говорят.
- Бачигоапу, Юля. Бачигоапу, Дима. Бачигоапу, Артём. Бачигоапу, Зина. и т.д.
- А как с учителем поздороваемся?
- Бачигоапу, алосимди. (Здравствуйте, учитель)
- Бачигоапу, Виктория Леонтьевна.
- Хони бису? (Как ваши дела, как поживаете?)
- Ая. (Хорошо, отлично)
Третий слайд презентации:
- А теперь представьте, что к нам пришли гости. Давайте познакомимся.
Дети поочередно проговаривают:
- Ми гэрбуи Артём. (Меня зовут Артём)
- Ми гэрбуи Дима. (Меня зовут Дима)
- Ми гэрбуи Зина. (Меня зовут Зина)
- Ми гэрбуи Юля. (Меня зовут Юля)
Четвертый слайд презентации:
- А как зовут наших гостей?
Составление предложений по предложенной конструкции
На слайде фотографии детей из детского сада и школы.
- Арчокан гэрбуни Настя. (Девочку зовут Настя.)
- Арчокан гэрбуни Полина. (Девочку зовут Полина)
- Арчокан гэрбуни Ксюша. (Девочку зовут Ксюша) и т. д
Пятый слайд презентации:
Составляются подобные предложения со словом «Наондёкан»
- Наондёкан гэрбуни Максим. (Мальчика зовут Максим)
- Наондёкан гэрбуни Серёжа. (Мальчика зовут Серёжа) и т. д
Шестой слайд презентации:
- Самостоятельно составить предложение.
Дети поочередно проговаривают предложения.
Дима:
- Алосимди гэрбуни Любовь Павловна.
Зина:
- Алосимди гэрбуни Пётр Тимофеевич. И. т. д.
3. Работа над предложением по заданной конструкции «… лежит на столе»
Седьмой слайд презентации:
- Данса дэрэду бини. - Книга лежит на столе.
- Нируку дэрэду бини. – Ручка (карандаш) на столе лежит (находится). И. т. д.
Составить свои предложения. Что еще может лежать на столе?
Дети составляют свои предложения.
- Дневник дэрэду бини.
- Эпэн дэрэду бини. - Хлеб на столе лежит.
- Амтака дэрэду бини. - Ягода на столе лежит.
- Хабдата дэрэду бини. – Листья на столе лежат. И. т. д.
4. Работа над предложением по заданной конструкции «… дайте, пожалуйста»
Восьмой слайд презентации:
- Ачокова бурусу. - Дайте, пожалуйста ластик.
- Ниулэчэвэ бурусу. – Дайте, пожалуйста, краски. И. т. д.
Придумайте своё предложение. Что бы вы попросили вам подать?
Дети составляют свое предложение.
Юля:
- Чачакава бурусу. - Дайте, пожалуйста, цветы.
Артем:
- Коконива бурусу. - Дайте, пожалуйста, бабочку. И. т. д.
5. Физминутка.
- Эй пава . Это окно. - Рука в сторону окна
- Эй уйкэ. Это дверь. – Другая рука в сторону двери
- Эй ихэрэ. Это лампы. - Руки поднять вверх.
- Эй палан . Это пол. – Наклон вперёд, руками коснуться пола.
- Классапу гандян. Наш класс чистый. - Круг перед собой руками.
- Классапу нэгден. Наш класс светлый. - Круг перед собой руками.
- Буэ улэн нучикэндюэн! Мы отличные ребята!
6. Работа над фонетическим составом слова:
- Написать в тетради слова арчокан, наондёкан, ачоко, данса.
- Написать слова звуковыми знаками.
~ , ~
[а р ч о к а ], [н а о н з о к а ], [а ч о к о] , [д а н с а ]
[к ]
[ з] звуки нанайской речи. Произносить вслед за учителем.
~
[а ]
[ н]
7. Рефлексия.
Игры для развития памяти, фонематического слуха.
1) Игра «Пакан» - «Мячик».
Учитель произносит слова или фразу. Кому бросает мячик, тот должен перевести на родной язык (на русский язык).
2) Игра «Эй хай?» - «Это что?» - пополнение лексического запаса ученика.
Учащиеся должны пройти полосу из нескольких ступеней ( на полу чертятся несколько черт – ступеней). Водящий (учитель) в кулаках зажимает 2 мелких предмета. Каждый играющий должен отгадать, какой предмет в руке, назвать на нанайском языке. Назвал правильно – переходит на новую ступень. И так, кто быстрее пройдет до финиша.
8. Домашнее задание: написать по 5 предложений по каждой конструкции, с которыми работали на уроке.
9. Последний слайд презентации.
- Баниха – Спасибо всем, кто был и работал на уроке.
- Пэдэм энусу. - До свидания. (Счастливого пути – уходящим)
- Пэдэм дэрэдигусу - До свидания. ( счастливо оставаться – провожающим)