Шаблоны Joomla 3 тут
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Протокол №2

заседания школьного МО учителей математики, физики и информатики МКОУ СОШ с. Сикачи-Алян Хабаровского района Хабаровского края

от 30.11. 2015г

Тема: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий».

Повестка заседания

  1. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях внедрения ФГОС в основной школе, психологические условия формирования УУД у учащихся 5 класса.
  2. Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС и оценке их достижений.
  3. Итоги школьной олимпиады, анализ работы за 1 четверть (успеваемость, выполнение программ).

4. Выполнение учащимися требований к ведению тетрадей.

 

По первому вопросу слушали  Деряеву Л.А.

«Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условия внедрения ФГОС в основной школе, психологические условия формирования личностных УУД у учащихся 5 класса»

 

В условиях внедрения ФГОС в основной школе предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

- изменение метода обучения ( с объяснительного на деятельностный);

- изменение оценки результатов обучения ( не только предметных ЗУН, но прежде всего метапредметных и личностных результатов ).

Основной метод обучения в школе- это урок, поэтому предлагаются следующие типы уроков и их цели:

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока по технологии деятельностного метода.

· 1. Мотивация к учебной деятельности.

· 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

· 3. Выявление места и причины затруднения.

· 4. Построение проекта выхода из затруднения.

· 5. Реализация построенного проекта.

· 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

· 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

· 8. Включение в систему знаний и повторение.

· 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

· Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:

· учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;

· учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;

· учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

· невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

· невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

· невыполнимое, но сходное с предыдущими.

В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:

· учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;

· учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.

Пример 1: Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 9000, 12000, 6000.

Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.

Пример 2: Исследовательская работа на уроке по теме "Признаки делимости на 3 и 9" - математика 5-6 УМК Л.Г.Петерсон или Н.Я. Виленкина или Г.В.Дорофеева и И.Ф. Шарыгина.

1. Представьте число 8535 в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Каждое круглое число представьте в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1 (например: 100 = 99 + 1).

3. Раскройте скобки, применив распределительный закон ( a?(b + c) = a?c + b?c ).

4. Пользуясь законами сложения, упростите полученное выражение, заключив в скобки слагаемые, не входящие в произведения. Выполните сложение в скобках.

5. Будет ли данное выражение делится на 3, согласно свойствам делимости суммы и произведения?

6. Подумайте, от делимости на 3 какого слагаемого будет зависеть делимость всего выражения?

7. Как получилось это слагаемое? Что это за цифры?

8. Попробуйте сделать вывод о том, когда число делится на 3? Сформулируйте правило.

9. Проверьте свой вывод по учебнику.

Данная работа предлагается одной группе учащихся, второй группе предлагается аналогичная работа для вывода признака делимости на 9

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Обязательным элементом такого урока является учебная проблема

: Данная работа предлагается одной группе учащихся, второй группе предлагается аналогичная работа для вывода признака делимости на 9.

Развитие УУД является психологической составляющей образовательного процесса. Формируя ЛУД необходимо заранее проектировать такие свойства ,как осознанность, разумность, высокий уровень общения, критичность .На уроке учитель  создает атмосферу уважения, поощряет инициативу, стимулирует творчество учащихся.

Как помочь освоить ЛУД?  Каждый ребенок индивидуален. Задача учителя, организуя учебную деятельность по предмету, помочь найти индивидуальные личные особенности учащегося, учитывая его индивидуально - психологические особенности. Главным становится не предмет, а  личность, которую формирует учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Основные виды заданий для формирования ЛУД:

- участие в проектах:

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- мысленное воспроизведение ситуации;

- самооценка события;

- дневники достижений.

Тестовые задания по математике и информатике позволяют формировать у учащихся повышенное внимание, удивление, желание больше узнать себя, оценить собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность.

По  второму вопросу слушали Актанко О.В.

« Особенности работы учителя  по реализации требований ФГОСи оценке их достижений»

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков учащихся, так как  новые образовательные стандарты носят деятельностный характер и направлены на развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Изменениям  в первую очередь должны быть подвергнуты технологии обучения.

Какие же особенности следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Анализ методической литературы и информации расположенной на сайтах в сети Интернет (про школу, педсовет, юкоз) позволили определить наиболее оптимальный способ подготовки к уроку. Это технологическая карта.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – это технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели урока до его  результата с использованием инновационной технологии работы с информацией, описанием заданий для ученика по освоению темы, оформлением предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.


Структура технологической карты включает:

· название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

· цель освоения учебного материала;

· планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность );

· метапредметные связи и организацию информационного пространства (формы работы и ресурсы);

· основные понятия темы;

· технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


При составлении технологической  карты возможно:

· целостно увидеть учебный материал;

· системно спроектировать образовательный процесс по освоению темы;

· гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;

· согласовывать целенаправленные действия учителя и учащихся;

· организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;

· осуществлять индивидуальный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволяет учителю:

· достигать планируемые результаты ФГОС;

· определять УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

· системно формировать у учащихся УУД;

· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

· освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож

дает учителя от непродуктивной рутинной работы);

· определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

· на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

· решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

· соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

· обеспечить повышение качества образования.

 

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т.к.:

· учебный процесс  проектируется от цели до результата;

· используются эффективные методы работы с информацией;

· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

· обеспечиваются условия для реализации УУД в практической деятельности.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку

Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении.

ШАБЛОНЫ технологических карт урока

Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................

Тема урока________________________


Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Организационный момент

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

По третьему вопросу слушали Деряеву Л.А.

«Итоги школьной олимпиады, анализ работы за 1 четверть»

,

В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике приняло участие 7 обучающихся МКОУ СОШ с. Сикачи-Алян, что составило 30% : 5 класс- 2чел; 6 класс- 3чел; 7 класс- 1чел; 8 класс- 1 чел.

Победителями и призерами стали 3 чел.:  6 класс-Суслова Яна- победитель, Одзял Дарья- призер; 7 класс- Ким Анастасия- призер.

Активное участие приняли учащиеся 5-8 классов. Сложными оказались задания на проверку содержания вопросов по решению неравенств, задач на нахождение чисел, геометрических задач. Это связано с тем, что учащиеся обладают низким темпом работы, недостаточно развитым логическим мышлением и решение задач дети представляют не в общем виде, а в частных случаях. Содержание заданий, предложенных учащимся частично соответствовало учебному материалу .Задания были сгруппированы по уровню сложности.

Результаты выполнения заданий:6 кл.-высший 50%,  7кл.- 54%..

Уровень подготовленности участников школьной олимпиады по математике оказался ниже среднего. Что  свидетельствует об отсутствии достаточной базы знаний учащихся и одаренных детей по математике.

В муниципальном этапе по математике приняла участие 1 ученица 7 класса- Ким Анастасия, которая не заняла призовых мест.



 

За 1 четверть программы  выполнены полностью, отставаний нет.

Успеваемость по итогам 1 четверти:  математика  5 кл.- 3,4 (40%),  6кл.- 3,8(60%);   алгебра :  7кл.- 3,3(33%),  8кл.- 3,5(50%),  9 кл. – 3,3(25%);  геометрия: 8кл. – 3,5(50%),  9 кл.- 3,3(25%);  физика: 7кл.-3,7(67%),  8кл. -4,0(100%) , 9 кл.-3,3(25%).  Исходя из анализа успеваемости,  поставить задачу - проводить во второй четверти работу с родителями, классным  руководителем по повышению успеваемости Качанюк С- 9кл.

 

 

 

По четвертому вопросу слушали Деряеву Л.А .и АктанкоО.В.

«  Выполнение учащимися требований к ведению тетрадей»

По результатам проверки рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ по математике, алгебре, геометрии, физике и информатике выявлено следующее:

- наличие тетрадей соответствует количеству учащихся в классах;

- при оформлении титульного листа учащиеся допускают ошибки и пишут не аккуратно;

- тетради проверяются по мере выполнения домашних и самостоятельных работ;

- оценки соответствуют нормам;

- одни и те же учащиеся регулярно не выполняют домашние задания,  пишут грязно и не разборчиво, недопустимо выполняют исправления( Актанко М-5кл., ДонканЕ-5 кл., Кваснюк В-6 кл., Кваснюк А-6 кл., Актанко А-7 кл., Рыжков Е.-7 кл.,Актанко Ю-9 кл., Перменко Н-9 кл.)

 

 

 

 

 

Решение:

- при проведении уроков математики по ФГОС в 5 классе руководствоваться требованиями к уроку, учитывая их типы, метод обучения( деятельностный), оценку результатов не только предметных ЗУН,  но и метапредметных и личностных;

- рекомендовать учителям способ подготовки к уроку по ФГОС в 5 классе с применением технологической карты;

- обратить внимание и активизировать работу предметников, классных руководителей, родителей  по повышению качества знаний Одзял Д-6 кл.,Пассар Е-6кл.,Рыжкова Е-7 кл., Качанюк С-9 кл.;

- способствовать мотивации и повышению интереса к предметам;

- требовать от учащихся правильного и аккуратного, без ошибок ведения тетрадей.

 

 

Руководитель МО                                            Л.А.Деряева