Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Протокол №4

заседания МО учителей математики, физики и информатики

от 20.04.2016г.

Повестка заседания:

1.Состояние итогового повторения в9 и 11 классах, организация работы по устранению,  пробелов в знаниях учащихся при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе - Деряева Л.А..

2. Нормативно- правовая база проведения итоговой аттестации-Актанко О.В.

3. Анализ работы МО за 2015-2016 учебный год и составление перспективного плана на 2016-2017 уч.год- Деряева Л.А.

 

 

По первому вопросу слушали Деряеву Л.А..

«Состояние итогового повторения в 9 и11 классах, организация работы по устранению пробелов в знаниях учащихся при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе и ЕГЭ в  11 классе»».

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, психология и другие). Таким образом, для многих школьников знания по математике становятся фактором социализации в будущем.

В математике важнейшим условием успешности овладения новыми знаниями является умение использовать определенный объем знаний, умений и навыков, полученных ранее. Особенно это важно при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.  Практика показывает, что слепое натаскивание на готовые образцы решений не гарантируют хороших результатов сдачи экзамена. Малейшее отклонение условия задачи в реальном ЕГЭ и ОГЭ от заученного образца порождает массу ошибок или полностью «парализует» ученика. Надлежащая подготовка к итоговой аттестации обеспечивается систематической работой по выявлению и устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, особенно отработка до автоматизма вычислительных навыков.

При организации работы по подготовке к итоговой аттестации необходимо создать условия, направленные на:

1.   формирование прочных знаний;

2.   обучение приемам самоконтроля;

3.   формирование потребности в самоконтроле;

4.   воспитание ответственности за выполненную работу;

5.   развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся.

В самом начале подготовки к ЕГЭ и ОГЭ прорабатываются темы и разделы, подводящие ученика к пониманию наиболее вероятных экзаменационных заданий.  Рассматриваются максимальное количество узконаправленных упражнений каждого изучаемого раздела, пошагово формируя базовые математические знания. При изучении отдельных тем в сочетании их с другими «соседями по математике», приобретается важнейшее чувство практического применения получаемых знаний.

Можно выделить несколько этапов работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях каждого учащегося:

1-й этап. Диагностика или выявление ошибок. Фиксируется начальный объем и содержание имеющихся знаний, информации, умений и навыков по теме. Осуществляется в ходе проверки письменных работ, тестирований, устных ответов, само- и взаимоконтроля.

Письменные работы. Они могут быть кратковременными (10-15 минут), либо на урок. Необходимо приготовить карточки, различной степени сложности, на несколько вариантов,  следить за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными формами письменных работ считаю:

1.Тестирование с последующим составлением матрицы данных, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом. Эти данные ложатся в основу составления учащимися индивидуальной образовательной траектории по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Ребята заполняют маршрутные листы.

Маршрутный лист по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ 1стр

ученика (цы) класса

ФИО-------------------------------------------------------------------

№  тема          Результаты работы

1          2          3          4          5

 

Решение тестов стр 2

№  форма       1          2          3          4          5          6            7        8          9          10        11        12        13      14  15        с1        с2        с3        с4        с5        с6          бал

2. Для усвоения контроля «узкой» темы традиционные контрольные и самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала, а также диктанты, цепочки, мини-тесты, да-нет. Задания такого типа позволяют быстро и своевременно обнаружить пробелы в знаниях и скорректировать дальнейшую работу. Следует отметить, что вовсе необязательно выставлять оценки в журнал, достаточно организовать самопроверку и взаимопроверку.

Устная проверка знаний направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Для более качественного выявления знаний, при опросе придерживаюсь 3 правил:

1. ученику никто не мешает, ответ комментируется потом;

2. анализируется и оценивается ответ сначала учащимися, а только после этого учителем;

3. прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Привитие учащимся умений самоконтроля позволяет им анализировать свою деятельность, находить собственные ошибки. Формы: «Найди и объясни ошибку» (свою, одноклассника, учителя), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени себя сам». После самоконтроля практически нет вопросов: «Почему у меня «3», а не «4»?» Всегда обговариваем шкалу оценки.

Взаимоконтроль помогает осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Оцени ответ товарища», «Объясни решение соседу», «Решил сам – помоги соседу», взаимопроверка с/р, диктантов, д/р, правил, формул, определений и т.д. – вот далеко не все формы взаимоконтроля. На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет своевременно наметить меры по их преодолению и устранению.

2-й этап. Фиксирование ошибок учеником, а затем и учителем. Каждый ученик составляет перечень вопросов, над которыми необходимо работать. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ними: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Необходимо самих ребят привлекать к этой работе (заполнение маршрутного листа), нацелить их на то, чтобы не оставляли непонятных участков без внимания.

3-й этап. Анализ допущенных ошибок. Вместе с учащимся проводим анализ ситуации, который позволяет изучить пробелы и достижения, выделить типичные ошибки и основные затруднения, изучить причины их появления и наметить пути их устранения, то есть, переходим к следующему этапу.

4-й этап. Планирование индивидуальной деятельности по устранению пробелов в знаниях. Ученик выступает в роли организатора своего обучения, формулирует цели, подбирает темы, составляет план работы, выбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки. На этом этапе создаются индивидуальные программы обучения на определенный период.

4. При системном подходе к процессу подготовки к ЕГЭ, особое место занимают домашние задания. Задания должны быть небольшими, достаточно разнообразными по конкретной теме, по силам учащегося. Чаще всего ребятам предлагаются задания блоками, дифференцированные по степени сложности, по алгоритмам решения, по темам и т.д. Каждый учащийся выбирает себе то, что сможет выполнить. В этом случае редко учащиеся прибегают к списыванию работы соседа. Обязательно каждое задание проверяется, анализируется, при необходимости выполняется работа над ошибками.

Проводимые исследования обученности, уровня тревожности, мотивации показывают:

1 Положительно меняется отношение ребят к учению, наблюдается переход от уровня полного отсутствия самостоятельности к частичной самостоятельности и как следствие - повышение самооценки учащихся.

2. Фиксируется рост уровня общеучебных и предметных умений школьников, а также повышение уровней развития индивидуальных характеристик личности.

3. Наблюдается уменьшение уровня тревожности учащихся. И как следствие - повышение качества знаний.

Данная система работы основывается на принципе К. С. Станиславского: «Трудное  сделайте привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным».

 

По второму вопросу слушали Актанко О.В.

«Нормативно-правовая база проведения итоговой аттестации»

При подготовке к итоговой аттестации в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе необходимо руководствоваться:

1.Приказами Минобрнауки №44 от 03.02.2015 г. и №115 от14.02.2015г.

2. Методическим письмом , в  котором даются разъяснения по вопросам содержания экзаменационных материалов; формам проведения экзаменов; комментируются типы заданий; формулируются требования по организации и проведению экзамена; даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ выпускников.

Математика – разработана экзаменационная модель ЕГЭ базового уровня, а также модернизированная модель КИМ-2014

Планируется проведение двух отдельных экзаменов – базового и профильного – по КИМ, разработанным в соответствии с разными спецификациями.
Базовый ЕГЭ организуется для выпускников, изучающих математику для общего развития и успешной жизни в обществе, а также абитуриентам вузов, в которых не требуется высокий уровень владения математикой. Баллы, полученные на базовом ЕГЭ по математике, не переводятся в стобалльную шкалу и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы. КИМ  для  ЕГЭ базового уровня содержат только задания базового уровня сложности с кратким ответом (20 заданий) и проверяют:
– умение решать стандартные задачи практического жизненного содержания;
– умение проводить простейшие расчеты, оценку и прикидку;
– умение логически рассуждать;
– умение действовать в соответствии с несложными алгоритмами;
– умение использовать для решения задач учебную и справочную информацию;
– умение решать, в том числе, сложные задачи, требующие логических рассуждений.
Профильный ЕГЭ проводится для выпускников и абитуриентов, планирующих использовать математику и смежные дисциплины в будущей профессиональной деятельности. Результаты профильного ЕГЭ по математике переводятся в стобалльную шкалу и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.
Модель профильного экзамена 2016 года разработана  на основе модели ЕГЭ по математике 2015 года:
1) Во второй части добавлено задание высокого уровня сложности с развёрнутым ответом, проверяющее практические навыки применения математики в повседневной жизни, навыки построения и исследования математических моделей.
2) Из первой части исключено задание базового уровня сложности.
3) Произведены несущественные изменения формы и тематики заданий 16 и 17 (в 2010-14 гг. С2 и С3 соответственно).

По третьему вопросу слушали Деряеву Л.А.

«Анализ работы МО за  2015-2016 уч. год и составление перспективного плана на  2016-2017 уч. год.

В 2015- 2016 году МО работало по теме « Развитие профессиональной компетенции педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС».

Приоритетной  целью работы МО учителей математики, физики и информатики является расширение профессионального пространства педагогов через повышение компетенции учителя и повышение качества обучения предметам. В работе над достижением цели МО реализует следующие задачи:

-  всестороннее развитие способностей педагогов, их профессиональных установок и умений, необходимых для введения в практику преподавания предметов новых ФГОС;

-  создание оптимальных условий для реализации интеллектуальных ,индивидуальных и творческих способностей учащихся.

Тема работы МО выбиралась в соответствии с темой над которой  работает школа.

Вся работа МО была направлена на реализацию поставленной задачи. Большую роль в повышении педагогического мастерства имеет методическая работа внутри МО – это изучение теоретических вопросов, ознакомление с новыми учебниками, изучение нормативных документов. На заседаниях рассматривались теоретические и практические вопросы. Проведено четыре  заседания МО, на которых рассматривались следующие вопросы:

-  анализ результатов письменного экзамена  в форме ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе  в 2015 годку;

-  рассмотрение  рабочих программ по предметам, графиков контрольных , лабораторных работ, взаимопосещений уроков;

-  выполнение учащимися требований к ведению тетрадей;

-  подготовка материалов для школьного тура олимпиады по математике и подведение итогов проведенной олимпиады;

-  анализ результатов  проведения  контрольных срезов за  1 полугодие по математике в5 классе и алгебре в 9, 11 классах;

-  требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях внедрения ФГОС в основной школе, психологические условия формирования  личностных УУД у учащихся 5 класса;

-  роль игровых моментов на уроках информатики для привития интереса к предмету;

-  особенности работы учителя по реализации требований ФГОС и оценке их достижений;

-  формирование ключевых компетенций при подготовке обучающихся к  итоговой аттестации;

-  состояние итогового повторения в 9 и 11 классах, организация работы по устранению пробелов в знаниях учащихся при подготовке к сдаче ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе;

-  анализ посещенных уроков;

-  отчет по темам самообразования: «Дифференцированное обучение, как средство повышения учебной мотивации», «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики, информатики и физики».

В течение всего года велась и межсекционная работа:

- проверка и контроль  за ведением рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ;

- изготовление и накопление  методического, дидактического материала (методическая и копилка подготовка и находки);

-подготовка и проведение промежуточной итоговой аттестации( проверка ЗУН);

-организация индивидуальной работы с учащимися( индивидуальные консультации, дополнительные и групповые занятия).

 

Исходя из анализа работы МО за 2015-2016 учебный год, считать на следующий год задачи:

1.Повышать качество обучения и интерес, используя деятельностный метод в обучении и организацию проектной деятельности учащихся по   математике, физике и информатике.

2.Совершенствовать формы дифференцированного и индивидуального обучения учащихся, используя мониторинг качества знаний, воспитывая самостоятельность мышления и упорство в достижении цели.

3.Вести целенаправленную работу с отстающими и неуспевающими учащимися.

4.Актуализация и углубление предметных знаний педагога.

Предложить на 2014-2015 учебный год перспективный план.

Первое заседание:   1.Утверждение годового плана работы МО учителей  математики, физики и информатики ,рабочих программ по предметам.

2.Рассмотрение и согласование рабочих программ по предметам ( математика, физика и информатика); графиков контрольных, практических и лабораторных работ, взаимопосещения уроков;

3.Приемы и методы стимулирования учебной деятельности и формирование интереса к учебным предметам. Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиады по математике и физике;

4.Анализ результатов письменного экзамена по математике в форме ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

Второе заседание 1.Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки учащихся.

2. Итоги школьной олимпиады, анализ работы за 1 четверть.

3. Выполнение учащимися требований к ведению тетрадей.

Третье заседание: 1.Методика и технология изучения наиболее трудных для усвоения учащимися тем учебных программ по математике, физике и информатике.

2.Разнообразные формы и методы проверки результатов учебной деятельности школьников по учебным предметам.

Четвертое заседание: 1.Анализ работы МО за 2015-2016 учебный год

2.Составление перспективного плана на 2014-2015 уч.год.

Межсекционная и практическая работа:

- контроль за ведением рабочих тетрадей и тетрадей  для

контрольных, практических, лабораторных;

- организация индивидуальных занятий учащимися;

- проверка ЗУН учащихся;

- внеклассная работа по предметам;

- самоанализ уроков и внеклассных мероприятий;

- посещение уроков в рамках преемственности и по темам

самообразования.

Решение:   1.Признать работу МО за 2013-2014 учебный год удовлетворительной.

2. Продолжить работу над внедрением в учебный процесс новых форм,

позволяющих обучать разные категории учащихся, четко отредактировать

рабочие  программы и тематическое планирование.

3.Недостатки в работе МО: а) недостаточно уроков во

взаимопосещениях и по преемственности в начальной школе;

б) нет системы в планировании и организации индивидуальной

работы;

в) не проводилась целенаправленная внеклассная работа по предметам.

4.  Утвердить перспективный план работы на 2016-2017 учебный год.

 

 

 

Руководитель МО                             Деряева Л.А.