Протокол № 3
заседания МО учителей русского языка и литературы
от 25 марта 2016 года
Тема: «Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов гуманитарного цикла».
Повестка дня.
1.Применение активных технологических приёмов – условие формирования демократических идей, ценностей, жизненных устоев.
2. «Критерии успешности учителя» (круглый стол с обсуждением открытых уроков).
3. Подготовка к репетиционному экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах.
4. Подготовка к смотру кабинетов.
На заседании МО присутствовало 3 человека.
Слушали:
1. По первому вопросу слушали руководителя МО учителей-словесников Конькову А.С.
Доклад: «Применение активных технологических приёмов – условие формирования демократических идей, ценностей, жизненных устоев».
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.
Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Предметно-ориентированные технологии
2. Технологии личностно-ориентированного обучения
3. Технология эвристического обучения
4. Диалоговые технологии
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии.
Доклад прилагается.
По второму вопросу слушали учителей - предметников «Критерии успешности учителя» (круглый стол с обсуждением открытых уроков). Все учителя – предметники провели открытые уроки (конспекты уроков прилагаются). У всех учителей начало урока было организованным. Учащиеся к урокам готовы, настрой на уроках хороший. Учителя приветствуют детей. В начале урока учителя задавали вопросы, которые стали хорошей мотивацией к уроку, учителя смогли в начале урока класс мобилизовать и настроить на работу.
На уроках присутствовали разные формы работы. Была письменная и устная работа. Содержание уроков было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы были фронтальными. Учителями использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование новых информационных технологий, использование фрагментов из устного народного творчества.
Была работа с орфограммами. Работа проводилась с использованием ИКТ. Учителя использовали самопроверку.
Структура уроков была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителями и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски. Они были активны в течение всего урока. Психологический климат на уроках позитивный.
Замечания: акцентировать внимание именно на теме урока, а не на видах задания. Использовать индивидуальный подход при составлении заданий, учитывая, что в классе есть дети с диагнозом – ЗПР.
По третьему вопросу слушали Конькову А.С. Подготовка к репетиционному экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах. На подготовку к репетиционному экзамену выделены часы (элективный курс) и консультации по предмету 1 раз в неделю. Учащиеся 9 класса не приходят на консультацию – 3 человека. Учителем была написана докладная о принятии мер классным руководителем (провести работу с родителями и учениками). Приходит на консультацию – 1 чел. Разничева Екатерина. В 11 классе 1 ученица, к экзамену готовится.
По четвёртому вопросу слушали Ярину Е.Р. Подготовка к смотру кабинетов. Елена Револьдовна отметила, что учителя – предметники в течение учебного года накапливают дидактический и демонстрационный материал. Покупают методическую литературу по преподаваемым предметам. В кабинетах всегда чисто, проводится проветривание согласно графику.
Постановили:
1. Использовать современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов.
2. Провести работу с учащимися 9 класса и их родителями по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.