Бесплатные шаблоны Joomla
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Воспитание сознательной дисциплины»

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников сознательной дисциплины.

Подготовка.

За 2-3 недели до собрания родители заполняют анкету «Выбор пути», прочитать статью Т.Козловой «Плата по векселям», опубликованную «Учительской газете».

Анкета для родителей «Выбор пути»

1. Какую роль в воспитании своих детей вы отводите поощрению? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры положительного влияния того или иного поощрения на вашего ребенка.

2. Какие виды поощрения вы чаще всего используете в семейном воспитании?

3. Нужна ли мера в поощрении детей? Почему? Где и как ее надо устанавливать?

4. Вспомните, пожалуйста, свое детство? Наказывали вас в семье? Предупреждало ли наказание совершение в будущем нежелательных проступков?

5. Как вы относитесь к физическому наказанию? Используете ли вы этот вид наказания в своей родительской практике? Как реагирует ваш ребенок на такое наказание?

6. Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера у ребенка?

Т.Козлова

Плата по векселям.

Как-то в квартире новых знакомых в уютной детской комнате я увидела такой плакатик:

Вынести мусор – 10 копеек.

Убрать в квартире – 50 копеек.

Сходить в магазин – 20 копеек.

Помыть посуду – 10 копеек

За невыполненную работу взимается штраф в том же размере.

Под ценником стояли две подписи – «сочинителя» - пятнадцатилетнего Дениса и короткое мамино «согласна».

О материальном поощрении детского труда слышала от родителей не однажды, но столь откровенный плакатик увидела впервые. Честно признаться, он поразил меня.

- Вроде копейки, - улыбаясь, сказала моя знакомая, - в конце месяца зарплата сына выливается в солидную сумму.

И, наверное, для собственного успокоения она риторически со вздохом добавила:

- Но разве легок домашний труд?

Действительно, мне было бы оскорбительно получать полтинник за чистоту и уют в квартире. Не только потому, что мало, но и потому, что от этой работы можно получать просто удовольствие. Бесплатное.

С другой стороны, можно понять и Дениса. Жизнь упрямо доказывает, что у наших детей-подростков должны быть деньги на карманные расходы. Для Дениса это единственный способ их честно заработать. Он работает – родители платят.

- Все лучше, чем каждый месяц клянчить и по протянутый рубль выслушивать нотацию, - считает Денис.

- А если работать без денег? – спросила я.

- Э, нет, - деловито ответил Денис. – Во-первых, плата – это гарантия, что я обязательно сделаю, я во-вторых, нужно, как мама говорит, знать цену копейке.

В рассуждениях взрослеющего сына есть здравый смысл. Вот только прагматизм семейных отношений несколько смущает. Все равно, что платить ребенку за улыбку, доброжелательность, любовь, уважение. Хотя и у родителей благородные цели – приучить ребенка к труду, чистоте, порядку, развить чувство сыновнего долга. Но в таком случае, по аналогии, глава семейства может застраховаться от невкусных обедов и несвежих рубашек. Плати жене – будет обязана. Это противоречит законам нормальной, здоровой семьи. Почему же тогда любящие родители отношения с собственным, и чаще всего единственным, ребенком строят на гривенниках и полтинниках? Может, им просто деньги некуда девать? Или они считают, что за любовь ребенка обязательно нужно платить? И чем больше, тем лучше?

К сожалению, в семье, как нигде более, дарится столько добра и заботы, что это не всегда замечается и оценивается. Но добро ради денег – добро ли это? Ребенок в 10-15 лет оказывает помощь не из внутренней потребности принести радость в дом, а из расчета на денежную благодарность. Прав читатель Лушников из города Кургана, который задает вопрос: «А не станут ли тогда дети ничего не делать бесплатно? И как будет, когда мы состаримся? Чем будем им платить за уход за нами? Ведь и медяками мы можем опустошить души».

Ход проведения.

1.Классный руководитель приветствует участников собрания, называет тему родительского собрания, кратко разъясняет порядок совместной работы.

2.Этап «Вызов ассоциаций»

-Уважаемые родители, назовите ассоциации, которые возникают у них в связи со словом «дисциплина».

Родители называют ассоциации, классный руководитель записывает их в столбик на доске.

3. Этап «Осмысление».

Вступительное слово учителя.

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова записано: «Дисциплина - …обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Соответственно дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».

Интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».

Что включает в себя дисциплина? Что ее формирует? На эти вопросы мы будем вместе искать и находить ответы.

4. Этап «Составление понятия «дисциплина»

- Давайте поразмышляем над тем, что такое дисциплина, что она в себя включает, и высказать свое мнение.

В центре доски написано слово «дисциплина». Начинается коллективное обсуждение проблемы, в процессе которого учитель на доске вокруг понятия «дисциплина» записывает ключевые слова из выступлений родителей и своего выступления. В результате получается примерно такое содержание:


1.4. Обучение, просвещение 1.6. Моделирование ситуации

1.5. Жизненный опыт

1.7. Умение слушать и понимать ребенка

1.1. Обеспечение возможности учиться

ДИСЦИПЛИНА

III. Наказание

I. Любовь близких 1.3. Пример взрослых

IY. Просьбы устные и письменные

1.2. Эмоциональная уравновешенность 4.1. Инструкции письменные и словесные

II. Поощрение


Римскими цифрами обозначены ключевые понятия, а слова, раскрывающие или уточняющие содержание этих понятий, пронумерованы двумя арабскими цифрами (первая цифра показывает к какому ключевому понятию относится данное слово).

Далее основные размышления ведутся с опорой на ключевые понятия.

Любовь близких. Выделение этого ключевого понятия связано с тем, что

- Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.;

- Имея жизненный опыт, отец и мать организуют просветительскую работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчетливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;

- Родители обеспечивают ребенку возможность учиться;

- Их пример (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей;

- При помощи родителей моделируется ситуации поведения детей в различных местах;

- Обладая умением слушать, слышать и понимать ребенка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития детей, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям.

Отсюда следует вывод: если у вас полная семья, хорошие супружеские отношения, и ребенок чувствует любовь близких, то можно предположить, что он будет добрым и отзывчивым, дисциплинированным, умеющим и желающим совершать высоконравственные поступки.

Поощрение и наказание. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. «Я очень довольна твоими успехами», говорит мама дочке. Это оценочное суждение направлено на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это ласковый взгляд, поощрительный кивок головы, одобряющий жест, доброе слово, похвала, подарок и т.д. Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм поведения. Педагогический смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм и правил. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам ребенка: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. Надо помнить, что часто родители используют авторитарные методы воздействия6 приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это все оказывает влияние на поведение их детей. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Пожалуйста, помните следующее:

q Вы можете ошибаться.

q Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

q Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

4. Этап «Подведение итогов».

Классный руководитель благодарит родителей за участие в родительском собрании и предлагает коллективно выработанные правила и советы родителям о воспитании у детей сознательной дисциплины считать пунктами решения данного собрания.