Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

 

Урок – беседа

«Неисчерпаемая жизнь природы»

(Пейзажная лирика А.С.Пушкина) 10 класс

 

Оформление: репродукция с картины Е.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» ( А.С.пушкин у Черного моря), рисунки В.максимова «Пушкин у трех сосен», Д.Шмаринова «Осень», «Деревня». Репродукция с картины В.А.Серова «Пушкин в парке».

Цели урока:

Расширить представление учащихся о творчестве Пушкина путем знакомства с пейзажной лирикой, уяснить разницу между пейзажем романтическим и реалистическим, выяснить в чем притягательная сила сила стихотворения «Осень», «К морю» и как изображен Пушкиным процесс творчества; через стихи к природе способствовать развитию эстетических и патриотических чувств.

Предварительное домашнее задание:

 

1.Повторить биографию А.С.Пушкина, особенно обратить внимание на деятельность поэта в период ссылок.

2. Выразительное чтение стихотворений «Кавказ», «Обвал», «Погасло дневное светило», «К морю», «Осень», отрывков из романтических поэм.

Задание группе:

Анализ стихотворений «Осень», «Погасло дневное светило», «К морю»

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя

С огромной поэтической силой и любовью рисует Пушкин в стихах и поэмах картины родной природы.

Мысли и настроения, волновавшие поэта в периодюжной ссылки ( Кавказ, Крым, Кишенев, Одесса), а также во время пребывания в селе Михайловском (1824-1826гг.) и в в Болдине (1830г.), переданы в замечательных художественных образах, которые развивают умение сышать и чувствовать природу нашей родины.

Во время ссылкит на юг Пушкин впервые увидел суровый и величественный Кавказ со снеговыми вершинами, бурные горные речки, бесконечные морские просторы, залитое солнцем побережье Крыма. Поэт был потрясен всем увиденным. Поэтому не писать о чудесной южной природе Пушкин не мог. В своих стихотворениях и поэмах «Кавказкий пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824) поэт запечатлел экзотические картины южной природы.

2.Чтение стихотворений «Овал», «Кавказ». Беседа после прочтения.

Вопросы:

-Расскажите предысторию стихотворений.

( Пушкин был свидетелем снегового обвала на Кавказе: «Дорога шла через обвал…Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоящие ниже, слышали ужасный хрохот и увидели, что речка быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся через обвал не прежде через два часа. То-то он был ужасен!» так родилось стихотворение «Обвал».

Поэт, стоящий на вершине горы, рассказывает, что он видит, постепенно опуская свой взгляд…

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины…)

-Чем интересны созданные поэтом картины?

-Годы южной ссылки – поезка на Кавказ и в Крым, пребывание на Кавказе и в Одессе – сыграли важную роль в идейно-творческом развитии Пушкина. Южный период – период расцвета пушкинского романтизма. Можно ли отнести стихи «Кавказ» и «Овал» к романтическим?

(Описания кавказкой природы даны реалистически)

3.Выразительное чтение учащимися отрывков из романтических поэм. Беседа после прочтения.

1.Из поэмы «Кавказкий пленник» ( со слов «Влачася меж угрюмых скал…» до слов «И бури немощному вою с какой-то радостью внимал»)

2.Из поэмы «Бахчисарайский фонтан» ( со слов «Волшебный край! Очей отрада! Все живо там: холмы, леса…» до слов «Вокруг утесов Аю-Дага…»)

3.Из поэмы «Цыганы» ( со слов «Цыганы шумною толпою…» до слов «И тихий табор озаряет»).

Вопросы:

-В чем своеобразие пушкинского пейзажа?

(Восхищает реализм картин Кавказа.)

-Какие словесные средства художественной изобразительности помогают «увидеть» пейзаж?

(Картины природы поражают своей художественностью и верностью изображения. «грандиозный образ Кавказа, по выражению В.Г.Белинского, первый раз был воспроизведен русской поэзией. С тех пор, с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветной страной не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии». Южные поэмы восхищают своей поэтической прелестью, неслыханным очарованием – «музыкой стиха». Д.Д.Благой отмечает «предельную сжатость и емкость поэтического языка, тот прославленный пушкинский лаконизм…». Южным поэмам придает оригинальность стихотворный четырехстопный ямб, который применен со всеми возможностями динамизма». Он энергичен и благозвучен. При описании природы «властвуют» эпитеты мажорной окраски, необычные сравнения и метафоры).

4. «Погасло дневное светило…» (1820). ( сообщение учащегося)

1.Сообщение подготовленного ученика о путешествии Пушкина с семьей Раевских из Феодосии в Гурзуф. (Пушкин ехал на корабле ночью. Из воспоминаний поэта: «проснувшись , я увидел картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прикрепленными к горам, тополи как зеленые колонны, стройно возвышались между ними. Справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный»)

Необычайно яркие впечатления поэта!

2.Чтение элегии «Погасло дневное светило…» и беседа после прочтения.

Вопросы:

-Почему это стихотворение называют элегией? (Элегия – жанровая форма лирики – представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, судьбе человека.)

-В чем смысл символических образов моря и паруса? Чем они созвучны душе лирического героя? (В центре элегии – личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. «Биография души» Пушкина созвучна с «биографией века», а потому в элегии современники ценили, по словам Зинаиды Рез, «обобщенный и значительный романтический характер лирического героя, для которого свойственны разочарованность, недовольство и смутное стремление к лучшему». Таким образом, главный мотив элегии – возрождение свободы и нравственного очищения души.)

-Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор? Отметьте речевые особенности элегии. Приведите примеры сравнений, метафор, эпитетов, устойчивых элегических форм.

-Зная биографию великого поэта, прослушав замечательные стихи, создание на юге, скажите: наказанием или благом был период южной ссылки для Пушкина? (Лучше всего ответил сам Пушкин в письме к брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо;- горы, сады, море; друг мой, любимая нажежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». А.С.Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, Крыму, пышной южной природе.

Художник К.И.Рабус запечатлел удивительную природу на своей картине «Крым.Гурзуф».)

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию.

5.Элегия «К морю» (1824).

Первоначальная редакция стихотвореняи – элегии – создана Пушкиным в Одессе, окончательная в Михайловском. «К морю» - своеобразный итог целому периоду в жизни Пушкина ( годы южной ссылки); это прощание поэта с морем и романтической поэзией.

1. Краткий комментарий учителя к стихотворению.

Вы слышали о великих деятелях той эпохи – Байроне и Наполеоне. Автор назвал их « властителем дум»» молодого поколения. Байрон сражается за свободу греческого народа. Умер на чужбине, в Миссолунгах, в 1824 г. Декабрист А.А.Бестужев писал: «Смерть сорвала с неба эту золотую звезду, и какое-то отчаянное эхо его нападения отозвалось в сердцах у всех людей благомыслящих…Он умер, но какая завидная смерть…Он завещал человечеству великие истины в изумляющем даровании своем, а в благородстве своего духа пример для возвышенных поэтов».

Наполеон в эпоху Отечественной войны 1812 года воспринимается как завоеватель, тиран. Но прошло время…Наполеон стал легендарной личностью, героем Франции. Его смерть на острове святой Елены воспринималась как национальная трагедия.

Имена Байрона и Наполеона часто сопоставлялись современниками. П.А.Вяземский писал: «Наполеон на скале святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь». ( Фарос - по-гречески - «маяк»). Сопоставление Байрона И наполеона в стихотворении Пушкина не было неожиданным. Байрона и Наполеона сближала их судьба, романтический ореол изгнанников.

2.Выразительное чтение элегии «К морю» (или наизусть) учителем или подготовленным учеником. Беседа после прочтения.

Вопросы:

-Как Пушкин называет море? Какими словами характеризует его мощь, красоту и силу? («Свободная стихия», «гордою красой», «своенравные порывы», «волны голубые», «торжественная краса».)

-почему Пушкина так увлекает море? Что сближает поэта и море? (Образ моря величествен, прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты.)

-Какие эпитеты и сравнения употребляет поэт? Какое настроение они создают? (Говоря о шуме моря, поэт употребляет сравнения: «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Шум у Пушкина «грустный», «призывный» - это необычные эпитеты. Свое настроение поэт характеризует словами: «Бродил ли я тихий и туманный».)

-Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»? (Предел – это совершенство, идеал, последняя высшая ступень чего-либо. «Моей души предел желанный» - море- символ свободы, а Пушкин стремиться к свободе. Это и есть его «предел желанный».)

-В чем смысл противопоставления Байрона и Наполеона? Как эти «властители дум» связаны с образом моря? («Властители дум» - Наполеон и Байрон, воин и поэт – носители идеи свободы и то же время они его жертвы. Пушкина в Байроне привлекают такие черты, как свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух борца, гениальность («умчлся гений»).

-Почему оказалось нереализованной романтическая мечта поэта свободе? (Поэта удерживает не только «могучая страсть», но и понимание неосуществимости «желанной свободы». «Судьба людей повсюду та же…»)

-Стихотворение «К морю» относится к романтическим. Выделите черты романтизма. (Стихотворение пронизано романтическим настроением; романтический пейзаж романтично гордое одиночество поэта, романтичны его скорбные думы о судьбах человечества. Обращение к морю, океану, как будто стирается грань между природой, стихией и человеком. По мнению М.И.Цветаевой: «Прощай свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»)

Выводы:

1.Для Пушкина море – олицетворение свободы, силы и красоты: все «элементы» образа моря взяты из действительности, «образ моря реален», но он «слит» с душой поэта, освещен его романтической мечтой.

2. Поэт чувствует свое единение с природой, гармонию, которые невозможны в реальной жизни.

-Чем интересна для вас репродукция с картины И.Е.Репина И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия?» (Картина навеяна содержанием стихотворения «К морю». Пушкин в изображении художников неотделим от «свободной стихии».)

6. Стихотворение «Осень» (1833)

С переходом поэта к романтическому творчеству изменился и характер в изображении природы. Обратимся к стихотворению «Осень»

1.выразительное чтение стихотворения

2.обмен впечатлениями о прочитанном

3.просмотр рисунков В.Максимова «Пушкин у трех сосен», Д.Шмаринова «Осень», репродукции с картины В.Серова «Пушкин в парке».

Учитель: Давайте попробуем подобрать к рисукнкам строки из «Осени».

4. Анализ стихотворения по вопросам:

-За что Пушкин из всех времен года больше всего любил осень? (Осень приятна и дорога поэту: «Из годовых времен я рад лишь ей одной». А вот строки из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу от 31 августа 1830 г. «Осень подходит. Это мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает…»)

-Какими красками рисует Пушкин осенний пейзаж? Назовите «приятные взору» и душе поэта прелести осени. (Яркими красками изображает Пушкин осень: «пышное природы увяданье», «в багрец и в золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса»… В осенней природе «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…» поэт находит подлинную красоту.)

- Этот осенний пейзаж, романтический или реалистический?

(«октябрь уж наступил…» Поэт точно указал на время года. Далее картина осени обрастает живописными деталями, предметными образами: «дорога промерзает», «дохнул осенний хлад», «будит лай собак уснувшие дубравы»,)

- «Осень» - это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому?

-Перечитайте строфы 10 и 11. Как проходит творческий процесс «рождения» и «создания» стихов?

-Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вам самыми неожиданными?

-Что говорит Пушкин о судьбе поэта в царско-крепостнической России 19 века?

-Как вы понимаете последние строки строфы 12: «Плывет. Куда ж нам плыть?»

Выводы: А.С.Пушкин из всех времен года отдает предпочтение осени. Он находит удивительную красоту в осеннем пейзаже. Само увядание природы изображается поэтом как «могучее проявление жизни».

Таким образом, в « Осени» поэт говорит о «неисчерпаемой жизни природы», о ее круговом движении по временам года, о ритме ее увядания и расцвета, о ее творческой силе, сосредоточенной в человеке. «Человек и природа», - пишет Ю. Чумаков, - выступают самостоятельно, но их самостоятельность никогда не переходит в состояние трагической разорванности… Поэт свободно погружается в творческую дремоту природы, находя у ее корней источники живой природы».

Осень дорога поэту как время года, пробуждающее к творчеству. Вот как описывает Пушкин процесс «создания» стихов: «…душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, и ищет, как во сне излиться наконец свободным проявленьем».

Стихотворение-элегия заканчивается вопросом («Куда же нам плыть?»)

В нем отражено раздумье поэта о трудностях строя в России.

7. Домашнее задание.

1.Перечитать стихи «Зимний вечер» 1825, «Зимняя дорога» 1826, «Зимнее утро» 1829, «Туча» 1835, «Вновь я посетил…» 1835 и другие

2.Письменный анализ понравившегося стихотворения

3.Выучить наизусть отрывок из «Осени»