Интернет-магазин nachodki.ru

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

История России, 7 класс

Тема: «Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 г.»

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700 - 1721, показать, что Полтавское сражение было переломным моментом в Север­ной войне, раскрыть полководческое искусство Петра в Полтавском и Гангутском сражениях.

2. Отметить мужество, патриотизм русского народа в борьбе со Швецией.

Основные понятия: рекруты, регулярная армия, редут, га­лера, фрегат.

Оборудование: карта «Российское государство с конца XVII века по I четверть XVIII», схема Полтав­ской битвы.

Ход урока:

I. Опрос домашнего материала по сле­дующим вопросам:

- Расскажите о детстве Петра I. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях?

- Какой образ жизни вел Петр I в Преображен­ском? Чем его занятия отличались от обычных за­нятий державных отпрысков?

- Что вызвало враждебное отношение Петра и Со­фьи и что ускорило их окончательный разрыв?

- Почему в 1689 году стрелецкие полки поддержали Петра, а не Софью Алексеевну?

- Какое значение для последующих событий имело общение Петра с жителями Немецкой слободы?

- В чем причина неудач осады Азова?

- Как назывались два самых крупных корабля, участвовавших во втором Азовском походе?

- Расскажите о составе, целях и результатах Вели­кого посольства. Как повлияло оно на внешнеполи­тическую линию России?

II. Изучение нового материала.

1. Начало войны. Поражение под Нарвой.

2. Реформа армии. Первые победы России в Северной войне.

3. Полтавский бой.

4. Прутский поход.

5. Победы русского флота.

6. Ништадский мир. Итоги Северной войны.

Характеристика международ­ной обстановки в начале XVIII века. Благоприятные усло­вия для ведения активных действий у России появились в конце лета 1700 г., когда все ведущие западные страны были заняты дележом «испанского наследства», Россия имела союзников - Данию и Польшу, был заключен мир с Турци­ей, Россия приобрела боевой опыт в Азовских походах.

Работа по карте: учащиеся по карте находят Нарву.

Сообщение ученика, заранее подготовившего сообщение «Битва под Нарвой».

Задание: в ходе рассказа учите­ля выделить те мероприятия Петра, которые способствовали укреплению русской армии.

Реформа армии: (записано на доске)

1. Отказ от стрелецких войск и замена их регулярными войсками.

2. Комплектация армии на основе рекрутских наборов (1 человек от 300 крепостных крестьян, служба дли­лась 25 лет).

3. Создание военной экономики: строительство метал­лургических заводов на Урале, казенных мануфактур.

4. Создание гарнизонных школ, подготовка офицеров.

5. Приглашение иностранных специалистов на службу в России.

6. Принятие воинского и морского уставов.

7. Строительство военно-морского флота.

Первые результаты этих ре­форм проявились уже в 1701-1702 гг.

Дополнительные сведения:

На острове в истоках Невы была сооружена в XIV веке крепость Орешек. Построенная новго­родцами в 1323 г., она много раз перестраивалась и уже в XVIII веке, по мнению многих очевидцев, была неприступной. Крепость находилась на острове, имея протяженность 740 метров, она охватывала всю площадь острова, равную 3 га. Стены и башни толщиной в 4,5 м были со­оружены из природного плитняка. Основанием со­оружения служили валуны, уложенные местами в два слоя. Круглые башни на 2 метра возвыша­лись над уровнем 12-метровой ограды. Сильно выступая наружу, они позволяли успешно вести как фронтальный обстрел, так и фланкирую­щий. Единственная прямоугольная башня имела двое въездных ворот и подъемный мост. По верху стен проходила галерея с бойницами. В 1612 году русский Орешек захватили шведы.

В конце сентября 1702 г. к крепости подо­шел корпус Б.П. Шереметева. В его составе было 12 полков численностью 12,5 тыс. человек.

В расположение войск прибыл Петр I. Для штурма крепости, которую защищал гарнизон в 450 человек, при 142 орудиях, необходимы были лодки. Их на левый берег Невы доставили волоком из Ладожского озера. На обеих сторонах реки ус­тановили батареи (52 орудия). Все было готово к штурму.

I октября начался интенсивный обстрел крепости. За неделю на крепость обрушилось 15 тыс. ядер и бомб. На седьмой день обстрела в стене удалось пробить три бреши. «Зело жесток был сей орех, однако, слава Богу, счастливо разгрызен», - писал Петр Г начальнику Пушкарского приказа А. А. Виниусу.

11 октября начался штурм крепости, ко­торый с документальной точностью был воспро­изведен на гравюре А. Шхонебека.

Мы видим пы­лающую крепость, проломы в стене, разрывы бомб и ядер, десятки лодок десантников, прибли­жающихся к острову. Штурм продолжался 13 ча­сов. Осаждавшие пытались взобраться на край поврежденной стены. Но большинство осадных лестниц были коротки. Натиск стал ослабевать. На время его поддержала новая группа доброволь­цев во главе с Меншиковым. Именно эта волна атаки принесла успех. Неприятель, видя послед­нюю отвагу, тотчас сдался.

Через три дня поредевший гарнизон отбыл в Ниеншанц. Согласно условиям капитуляции, шведы выступили из крепости под барабанный бой с распущенными знаменами, оставив на ост­рове 129 пушек, 1000 мушкетов и боеприпасы.

2 мая 1703 г. сторожевые заставы с остро­ва в дельте Невы принесли известие, что с моря появилась шведская эскадра из 9 кораблей. Не зная о падении крепости Ниеншанц (она пала 1 мая 1703 г.), вице-адмирал Нумере послал два не­больших судна на помощь осажденным. С насту­плением темноты «Гедан» и «Острил» встали на якорь при входе в Неву. Этим воспользовалась ло­дочная флотилия гвардейцев Петра и Меншикова.

На рассвете 7 мая отряд, разделившийся на две группы, с двух сторон (одна группа лодок ночью зашла в тыл неприятеля с моря) напал на шведов. В яростной абордажной схватке, в наро­читом бою, по горячим следам, - свидетельство­вал Петр, - солдат унять трудно было, которые, ворвавшись, едва не всех поколотили; только ос­талось 13 живых». На радостях руководители экспедиции капитан Петр Михайлов и поручик Меншиков были учинены кавалерами св. Андрея Первозванного. Золотые медали, где были выбиты слова «Небывалое бывает», получили все участни­ки этой операции.

Работа со схемой «Полтавский бой» на с. 179 учебника по следующему плану:

Полтавский бой.

1. Планы воюющих сторон.

2. Полководческое искусство Петра I в организации битвы.

3. Ночное сражение 26 июня 1709 г.

4. Обращение Карла XVII и Петра I к войскам (с. 183).

5. Полтавский бой 27 июня 1709 г.

6. Значение Полтавской битвы.

Учащимся предлагаем ответить на следующие во­просы:

- Как отнеслось население Украины к переходу гет­мана Мазепы на сторону шведского короля?

- Как повлияла позиция украинского народа на рас­становку сил перед Полтавской битвой?

- Каковы причины успеха русских в Полтавском сражении?

- Какое значение для дальнейшего хода войны имела Полтавская битва?

- Как вы думаете, почему на предложение Петра I о заключении мира после Полтавы шведы ответили отказом?

Работа со схемой «Гангутское сражение 27 июля 1714 г.» по следующему плану:

1. Расстановка сил перед сражением.

2. Абордажная схватка 27 июля 1714г.

3. Значение Гангутского сражения.

Вопросы:

- Прослушав рассказ, скажите, возможен ли был иной исход боя при Гангуте?

- Каковы причины успеха русского военного флота при Гангуте?

Кратко рассматривается Ништадский мирный дого­вор 1721г., учащиеся в тетради записывают итоги Северной войны.

II. Итог урока.

В первой четверти XVIII века Россия решила невероятно сложную задачу - вышла на берега Балтики, победив сильнейшего противника Шве­цию, и вошла в число ведущих европейских стран.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: прочитать § 22, ответить на вопросы на с. 182, задание 1 на с. 182.