Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам
Куприянова Г.В., к.п.н., зав. кафедрой
управления и экономики ГОУ ЯО ИРО
В соответствии ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов.
Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы или авторской программы посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретного предмета.
Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения.
При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристика деятельности учащихся. Деятельность младшего школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования.
Рабочая программа по предмету должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Рабочие программы представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения в начале учебного года. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
Структура рабочей программы учителя может быть следующей:
Титульный лист
Пояснительная записка
Календарно - тематический план или тематическое и поурочное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Титульный лист должен содержать:
- Наименование образовательного учреждения
- Название курса для изучения, которого написана программа
- Указание параллели, на которой изучается курс
- Ф.И.О. учителя
- Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения)
- Год составления программы.
В тексте пояснительной записки следует указать:
- на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа.
- внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование.
- используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения).
- количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. План может быть представлен в виде таблицы (см. приложение 1). Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования (см. приложение 2).
В блоке рабочей программы 'Требования к уровню подготовки обучающихся' следует отразить требования по рубрикам 'Знать/понимать', 'Уметь', 'Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни'.
При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания учитель в пояснительной записке указывается на основе, какой программы осуществляется деятельность, а поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков.
(Из Приложения к письму от12.01.2006 № 01-10 «Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов»)
Приложение 1.
Календарно - тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
|||
Лабораторные и практические (тема) |
Контрольные и диагностические материалы (тема) |
экскурсии |
примечание |
|||
I. |
Название изучаемой темы №I |
часов |
час. |
час. |
|
|
1.1 |
Тема урока 1 |
|
|
|
|
|
1.2 |
Тема урока 2 |
|
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
Итого |
часов |
час. |
час. |
|
|
Приложение 2.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
|||
Лабораторные и практические (тема) |
Контрольные и диагностические материалы (тема) |
Экскурсии |
Примечание |
|||
I. |
Название изучаемой темы №I |
часов |
час. |
час. |
|
|
II. |
Название изучаемой темы №II |
|
|
|
|
|
III. |
Название изучаемой темы №III |
|
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
Итого |
часов |
час. |
час. |
|
|
Поурочное планирование
№ |
Тема урока |
Примечание |
дата |
|
|
|
|
|
|
|
|