ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«МИР СИКАЧИ АЛЯНА»
В.Л. Донкан,
Учитель родного языка МОУ СОШ с. Сикачи -Алян
Пояснительная записка
У каждого человека есть любимый уголок земли, который зовется малой Родиной. Данная программа поможет лучше узнать свой родной край, село, людей, с которыми мы рядом живем, научит бережно относиться к природе и творческому наследию своего народа, прочувствовать взаимосвязь с историей и культурой всего мира.
Программа образовательная, для учащихся 5-9 классов, мировоззрение которых направлено на познание истории своей «малой» Родины, рассчитана на 1 год, включает в себя сведения из географии, биологии, истории, этнографии, археологии. Содержание программы позволяет использовать такие формы обучения, как занятия - лекции, беседы, экскурсии, походы и путешествия, встречи со старожилами села, переписка с интересными людьми, исследования, игры.
Хронологические рамки программы охватывают период с древнейшей истории Дальнего Востока до начала XXI века.
Цели программы:
о Развитие познавательного интереса к истории своего села, края и потребности личности к творчеству средствами краеведческой деятельности.
о Воспитание чувства патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Задачи:
о Расширять кругозор и углублять знания учащихся по истории, географии, биологии, этнографии и археологии.
о Обучать детей исследовательской деятельности, о Знакомить с разнообразными жанрами народного фольклора.
о Воспитывать бережное отношение к природе, памятникам археологии, к своему селу.
о Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.
Учебно-тематический
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Моя малая Родина. |
40 |
20 |
20 |
2. |
Мифы и легенды Древнего Амура. |
26 |
12 |
14 |
3. |
Люди нашего села. |
36 |
10 |
26 |
4. |
Родословие. |
30 |
10 |
20 |
5. |
Его именем названа главная улица села. |
28 |
8 |
20 |
6. |
Этнопедагогика народов Приамурья. |
24 |
10 |
14 |
7. |
Творческое наследие. |
32 |
8 |
24 |
Содержание программы
1. Моя «малая» Родина.
Мое село на карте края. Амур и его обитатели. Растительный и животный мир. Ученые и исследователи Приамурья и Дальнего Востока. Сикачи -Алян в далеком прошлом.
Практические занятия. Посещение краеведческого музея им. Гродекова, музея археологии, музея ТИНРО «Рыбы Амура», дальневосточного зоосада, ДВХМ. Подготовка сообщений, рефератов. Проведение викторин, конкурсов. Экскурсии и походы. Выставки рисунков, фотовыставки. Археологические находки.
Обучающиеся должны знать:
• границы Хабаровского края;
• Названия городов и районов;
• основные виды растительного и животного мира;
• крупные реки и озера;
• имена ученых - исследователей Приамурья и Дальнего Востока;
• племена и народы, населявшие территорию края в прошлом. Обучающиеся должны уметь:
• определять местоположение своего родного села на карте Хабаровского края;
• показать на карте Хабаровского края города, реки, озера:
• готовить сообщения. 2. Мифы и легенды Древнего Амура.
Археология как наука. Археологическое прошлое края. История археологических исследований на Дальнем Востоке. Академик А.П. Окладников.
Практические занятия. Экскурсия на петроглифы с. Сикачи - Алян. Работа с периодической печатью, краеведческой литературой.
Обучающиеся должны знать:
• историю села;
• личность и деятельность А.П. Окладникова;
• понятия «этнография», «этнос», «археология»;
• мифы и легенды народов Приамурья. Обучающиеся должны уметь:
• писать рефераты;
• рассказывать мифы и легенды народов Приамурья.
3. Люди нашего села.
Встречи с мастерами , художниками, участниками трудового фронта, интересными людьми села.
Практические занятия. Запись рассказов старожилов села, составление анкет, сбор материала об интересных людях села.
Обучающиеся должны знать:
• имена поэтов, композиторов, мастеров ДНИ, художников Приамурья и ДВ.
Обучающиеся должны уметь:
• записывать рассказы информантов;
• заполнять анкеты.
4. Родословие.
Моя семья. Забытые этнические имена и родовые фамилии нанайцев. Родословие. Генеалогическое Древо Жизни. Практические занятия. Составление родословных, генеалогического древа. Конкурс семейных фотоальбомов. Беседы со старожилами села об этнических именах и фамилиях.
Обучающиеся должны знать:
• основные понятия о родословии, генеалогии;
• легенды о происхождении нанайских родов. Обучающиеся должны уметь:
• составить генеалогическое древо своей семьи;• уметь записать беседу со слов членов своей семьи.
5. Его именем названа главная улица села.
Биография Героя ВОВ Максима Пассара. Переписка с музеем МОУ СОШ с.Найхин. Беседы с жителями села, знавших Максима Пассара.
Практические занятия. Переписка со школьным музеем с. Найхин, обработка материала. Работа с материалами СМИ. Беседы со старожилами села. Обучающиеся должны знать:
• биографию Максима Пассара - Героя ВОВ, снайпера;
• имена односельчан, участников ВОВ. Обучающиеся должны уметь:
• работать с материалами периодической печати, переписки с информантами;
• уметь записать рассказ информанта.
6. Этнопедагогика народов Приамурья.
Понятия и термины этнопедагогики. Традиционное воспитание детей у малочисленных народов Приамурья. Традиционные обряды.
Практические занятия. Сбор материала по теме, работа с информантами. Театрализация обрядов народов Приамурья. Работа с художественной литературой.
Обучающиеся должны знать:
• традиционные обряды: промысловые, свадебные, ритуальные, родильные;
• наставления старших молодым. Обучающиеся должны уметь:
• объяснить смысл запретов, правил поведения, обрядов;
• соблюдать « Наставления»
7. Творческое наследие.
Самобытные игры нанайцев. Песни , скороговорки и игры народов Дальнего Востока. Сказки и легенды народов мира. Игрушки наших бабушек и дедушек. Орнамент - традиционное искусство.
Практические занятия. Разучивание игр, песен, скороговорок народов Приамурья. Игры народов мира. Чтение и иллюстрирование сказок и легенд народов Дальнего Востока и мира. Мастер - классы по изготовлению народных игрушек. Мастер -классы по национальной вышивке. Выставки и конкурсы детского творчества.
Обучающиеся должны знать:
• названия игр и правила;
• тексты песен и скороговорок;
• символику национального орнамента. Обучающиеся должны уметь:
• объяснить правила игры, провести игру;
• прочитать скороговорку, спеть песню на родном языке;
• изготовить традиционную игрушку из природного материала;
• изготовить предмет с национальной вышивкой.
Перечень дидактических материалов.
1. Географические карты мира, Российской Федерации, Хабаровского края.
2. Экспонаты школьного музея.
3. Фотографии мастеров, художников, писателей, поэтов народов Дальнего Востока.
4. Оборудование к игровым занятиям.
5. Инструменты и оборудование к проведению мастер - классов.
6. Открытки «Народности Дальнего Востока»
7. Аудиозаписи с голосами птиц и зверей, звуками природы.
8. Технические средства обучения: цифровой фотоаппарат, телевизор, аудиомагнитофон, DVD - проигрыватель.
Список литературы для педагога.
1. Бельды, К.М. Предания земли нани. Издательство «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии. 2007 г.
2. Булгакова, Т.Д. Нанайские напевы. Хабаровск, 1983 г.
3. Деревянко, А.П. В стране трех солнц. Хабаровск, 1970
4. Дигор, В.И. Тайны нанайского узора. Амурск, 2002г.
5. Записки Гродековского музея. Выпуск 6, 12, 19, 20.
6. Кацупий, М.В. Методика подготовки и проведения экскурсий с учащимися. ХКЦДЮТиЭ. Хабаровск, 2007.
7. Киле, А.С. Традиционная национальная культура дальневосточных этносов. ХК ИППК ПК. Хабаровск, 2006 г.
8. Мохова, СП. Воспитание детей на идеях этнопедагогики. Сборник историко - этнографических материалов. ХК ИППК ПК, Хабаровск, 2002 г.
9. Мохова, СП. Обучение детей работе с приамурским орнаментом. ХК ИППК ПК Хабаровск 2002
10. Мельникова, Т.В. Традиционная одежда нанайцев. Хабаровск 2005
П.Окладников, А.П. Лики древнего Амура . Новосибирск. 1968г.
12.Окладников, А.П Олень золотые рога. Хабаровск 1989. И.Прокопенко, В.И. Самобытные игры нанайцев. Хабаровск 1988
14. Рубан, Н.И. Словарь основных музейных терминов. ХККМ. Хабаровск, 2007
15. Самар, Е. Под сенью родового древа. Хабаровское кн. изд. 2003.
16. Фисанович, Т.М. Плетение из лозы. Секреты мастерства. Москва, 2005
17.Чадаева, А. Национальная игрушка. Хабаровск ,1986.
18.Чадаева, А. Древний свет.
Список литературы для обучающихся.
1. Бельды, К.М. Водоворот. Тайны Древнего Амура. Хабаровск, 2005.
2. Булгакова, Т.Д. Нанайская литература, 5-6 кл. Санкт - Петербург, 2007.
3. Вайзгун, Д. В отчем доме все мое богатство. Хабаровск, РИОТИП 2007.
4. Гейкер, В. Сказы Халбинской земли.
5. Пассар, А. Сказки моего детства. Хабаровское кн. изд. 2002.
6. Туманов, В.Л. Сказания дальневосточных аборигенов. Санкт -Петербург, 2006.