Самообследование
по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки
выпускников по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в
Муниципальном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе села Сикачи-Алян
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Проведено самообследование соответствия содержания и качества подготовки выпускников по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе села Сикачи-Алян Хабаровского муниципального района (далее - учреждение).
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и система управления
Местонахождение Учреждения: Российская Федерация, 680526, Хабаровский край, Хабаровский район, с.Сикачи-Алян, ул.Октябрьская, 1а
Учредителем является администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в лице начальника Управления образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Ващенко Т.И.
Контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, определенные в приложении к лицензии, соблюдаются.
Учреждение была аккредитовано в 2010 году в соответствии с приказом Министерства образования Хабаровского края от 27.05.2010г. № 1145, реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Делопроизводство организовано в соответствии с требованиями приказа Минобразования России от 20 декабря 2000г. N 03-51/64, утверждено приказом.
Ведется книга учета и записи выданных свидетельств о получении образования.
Личные дела учащихся ведутся в установленном порядке.
Своевременно заполняются результаты успеваемости по годам обучения, заверенные печатью школы. Выставленные оценки соответствуют оценкам в сводной ведомости классных журналов. Записи о переводе в следующий класс заверяются печатью учреждения.
Существующая нормативная правовая база Учреждения соответствует действующему законодательству Российской Федерации «Об образовании», подтверждает правовой статус юридического лица и обеспечивает реализацию специальных (коррекционных) образовательных программ 8 вида 1-4 и 5-9 классов.
Структура подготовки учащихся. Доступность образования
Согласно действующей лицензии в Учреждении реализуются программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Срок освоения - 9 лет.
1 ступень - (1 – 4 классы), нормативный срок освоения - 4 года.
2 ступень – (5 – 9 классы), нормативный срок освоения - 5 лет.
Структура классов образовательного учреждения
Уровни образования (ступени обучения) |
Количество детей в классах (по годам) |
Программы обучения |
Начальное общее образование |
2 класс-2 ученика (2009-10гг.); 3 класс-2 ученика (2010-11гг.). |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Под редакцией В.В.Воронковой) |
Основное общее образование |
5 класс – 1 ученик 7 класс – 1 ученик (2008-09гг.); 6 класс-1 ученик 8 класс – 1 ученик (2009-10гг.); 7 класс-1 ученик 9 класс- 1 ученик (2010-11гг.). |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Под редакцией В.В.Воронковой) |
Образовательные программы в Учреждении осваиваются в очной форме. 2 ученика начальной школы получают обучение на дому. За анализируемый период из Учреждения не было отчислений учащихся без уважительной причины.
Структура классов соответствует направленности и уровню реализуемых образовательных программ.
Структура и содержание представленных к самообследованию образовательных программ
По представленным к самообследованию образовательных программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1 - 4 и 5 - 9 классов имеются учебные планы, разработанные на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом № 29/2065-и МОРФ от 10.04.2002 г.
Пояснительные записки к учебным планам имеются.
Учебные планы по программам специального (коррекционного) образования утверждены директором, согласованы с Управлением образования муниципального района и ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в районах.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочих программ с учетом программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой. Календарно-тематическое планирование рассмотрено на методическом объединении, согласовано заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждено директором. Темы прописываются в классных журналах согласно календарно-тематическому планированию, оцениваются учителем, отметки выставляются. Записи ведутся согласно календарно-тематическому планированию.
Структура учебных планов по специальным (коррекционным) образовательным программам позволяет достичь уровня образованности, предусмотренного Федеральными государственными стандартами образования.
В соответствии с реализуемым учебным планом обязательный минимум содержания основных специальных (коррекционных) программ 8 вида реализуется в полном объёме.
Расписание уроков соответствует учебному плану:
- перечень предметов, факультативов, стоящих в школьном расписании, соответствует утвержденному учебному плану;
- недельная учебная нагрузка обучающихся, согласно школьному расписанию, соответствует объему максимальной учебной нагрузки, предусмотренной учебным планом школы;
- количество учебных часов в расписании соответствует утвержденному учебному плану.
Количество часов по предметам соответствует количеству часов, определенных в базисном учебном плане по годам обучения. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий распределены в соответствии с потребностями и запросами учащихся, максимально допустимое количество часов в неделю соответствует санитарно - гигиеническим требованиям.
Оценка реализации учебных программ за последние три года, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, Федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.
Нарушений в части соответствия структуры и содержания специальных (коррекционных) образовательных программ 8 вида обязательному минимуму содержания образования по ступеням обучения не выявлено. В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам Федерального Перечня учебных изданий.
Фактов превышения максимально допустимого объема учебной нагрузки не установлено.
Анализ выполнения учебных планов за 3 года показал, что полнота выполнения специальных (коррекционных) образовательных программ 8 вида по всем предметам в основном соответствует норме.
Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану установлено: расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане; расписание факультативных и индивидуальных занятий составлено отдельно.
Основная учебная деятельность сочетается с дополнительной (кружки, спортивные секции) в соответствии с интересами детей.
В целях преодоления отклонений в развитии проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в подготовке и проведении традиционных мероприятий: Первого сентября, Последнего Звонка, Нового года, Дня учителя, праздника Труда, недели театра, недели книги, предметных недель, праздников, посвященных Дню Победы, конкурсов стихов к знаменательным датам, выставок творческих работ, месячника здорового образа жизни, концертов.
Преподавание предметов на всех ступенях образования ведется в соответствии с учебным планом по специальным (коррекционным) образовательным программам 8 вида с исполнением требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
В учреждении имеется библиотека, которая укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, имеется фонд дополнительной литературы, который включает детскую художественную 1320 экз. и научно-популярную литературу 250 экз., справочно-библиографические и периодические издания 362 экз., сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Насчитывается 2684 экземпляра, в т.ч. учебников – 752 экз.
Библиотека оснащена компьютером.
В библиотеке имеется 15 наименований центральных изданий (газет и журналов), в 2010-2011 гг. израсходовано на подписку 12000 рублей.
Информационно-методическое обеспечение соответствует предъявляемым требованиям для реализации специальных (коррекционных) образовательных программ 8 вида 1-4 и 5-9 классов.
Качество подготовки обучающихся и выпускников
Результаты итоговой аттестации в течение трех последних лет
|
2009 г. % выпускников |
2010 г. % выпускников |
2011г. % выпускников |
1-4 класс |
- |
- |
- |
5-9 класс |
- |
- |
100% |
В целом по ОУ |
- |
- |
- |
Качество знаний выпускников
|
2009 г. % выпускников |
2010 г. % выпускников |
2011г. % выпускников |
1-4 класс |
- |
- |
- |
5-9 класс |
- |
|
Результаты государственного экзамена по трудовому обучению
|
Основное общее образование |
||
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Количество выпускников
|
- |
- |
1 |
Из них сдавали экзамены по труду |
- |
- |
- |
Не проходили профессионально-трудовое обучение |
- |
- |
- |
Качество подготовки выпускников по результатам текущего, промежуточного и итогового контроля по представленным специальным (коррекционным) образовательным программам 8 вида соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Воспитательная работа
В Учреждении уделяется должное внимание воспитанию школьников. Основные документы, регламентирующие организацию и проведение данной системы, разработаны, утверждены в установленном порядке. Разработана комплексно-целевая программа воспитательной работы учреждения для детей 7-17 лет. Цель: развитие коммуникативных способностей личности, формирование мотивации к учению, познавательной и трудовой деятельности, профессиональное самоопределение, эстетическое воспитание подрастающего поколения.
В ежегодном плане работы учреждения существует раздел «Воспитательная работа», запланированы разнообразные мероприятия, отражено тесное взаимодействие и сотрудничество между детьми, воспитателями, социальным педагогом, педагогом-организатором, библиотекой.
В соответствии со штатным расписанием, руководство и контроль воспитательной работой осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Основные направления деятельности:
- личностное развитие;
- воспитание нравственного культурного поведения;
- трудовое воспитание;
- основы гражданского и патриотического воспитания;
- воспитание основ эстетической культуры;
- охрана здоровья и физического развития;
- основы социализации и общения;
- организация досуговой деятельности;
- организация каникулярного и летнего отдыха;
- кружки, спортивные секции;
- факультативы.
Учреждение тесно сотрудничает с организациями: ДЮЦ, ЦТД, МУК «КДЦ», сельская библиотека, ФАП.
Ежегодно через Центр занятости населения трудоустраиваются - 1 воспитанник, воспитанников «группы риска» нет.
За последние 3 года достигнуты следующие результаты в воспитательной работе с учащимися по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида:
- победители районных спортивных соревнований по национальным видам спорта,
- призеры конкурсов по ИЗО и декоративно-прикладному искусству,
- призеры школьных конкурсов.
В целом за последние три года отмечается большой рост охвата воспитанников дополнительным образованием: кружки и секции посещали 10 человек - 100%; факультативные занятия - 10 человек - 100%.
Данные показатели подтверждаются результатами диагностики занятости, анкетирования, проверок наполняемости кружков и секций.
Основные формы работы: игры, турниры, экскурсии в музей, спортивные часы, просмотр видеофильмов, коллективные творческие дела.
В Учреждении работает Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности (далее – Совет), в состав которого входят директор, заместители директора по УВР и ВР, социальный педагог, педагог-организатор, руководитель МО классных руководителей. Совет тесно сотрудничает с милицией, инспекцией по делам несовершеннолетних, социальными структурами, учреждениями дополнительного образования. Работа данного Совета способствует профилактике асоциальных явлений, наркомании, курения, алкоголизма, самовольных уходов среди воспитанников. В системе проводится работа по социальному сопровождению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и на попечении (обеспечение бесплатным питанием, оказание помощи в рамках акции «Помоги собраться в школу», посещение этих воспитанников на дому с целью выяснения условий их проживания).
Детей, стоящих на учете в ПДН: 2007/2008 – 0 человек; 2008/2009 – 0 человек, 2009/2010 – 0 человек.
Воспитательная система соответствует установленному показателю деятельности и способствует повышению качества знаний обучающихся. Значительная роль отводится профориентационной работе, которая является органической частью учебно-воспитательного процесса.
Социальная адаптация выпускников
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего учащихся |
- |
- |
- |
Поступивших в ПУ |
- |
- |
- |
Трудоустроенных |
- |
- |
- |
Другое |
- |
- |
- |
Условия реализации образовательных программ. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Для реализации специальных (коррекционных) образовательных программ 8 вида принимают участие педагогические работники, из них:
- по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 класс - 2 чел. (0,8 ставки) - штатные педагоги;
- по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс – 9 чел.(9 ставок) - штатные преподаватели.
Качественный состав педагогов представлен следующим образом:
- имеют высшее педагогическое профессиональное образование – 8 педагогов - 70 %, среднее профессиональное педагогическое образование – 4 педагога - (30 %).
Имеют квалификационные категории: высшую -0, первую - 5(42%), вторую - 6(58 %).
Прошли курсы повышения квалификации по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 4 педагогических работника - 36%.
На всех штатных преподавателей ведутся трудовые книжки, своевременно вносятся записи.
Укомплектованность и уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников соответствует установленным требованиям и позволяет реализовывать специальные (коррекционные) образовательные программы 8 вида и обеспечивать качество образования.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
В Учреждении для реализации программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида задействовано 11 учебных кабинетов, установлено 12 компьютеров и 1 ноутбук; кабинет информатики - 6 компьютеров. На один компьютер – 1 учащийся, имеется мастерская.
Имеется школьный сайт. Информация на сайте достоверная, разносторонняя, систематически обновляется.
Имеющееся оборудование специализированных кабинетов (аудиоаппаратура, различные наглядные пособия в виде стендов, макетов, плакатов, раздаточный материал для учащихся к урокам по программам, наличие технологического оборудования) отвечает предъявляемым государственным требованиям.
Питание учащихся организовано в школьной столовой на 100 посадочных мест.
Для занятий физической культурой и спортом, а также для физкультурно-оздоровительной работы оборудован спортивный зал, школьный стадион. Достаточное количество спортивного оборудования.
Санитарно-гигиенические нормы и правила к образовательному процессу, участку, зданию, помещениям (библиотеки, столовой, спортивному залу, для медицинского обслуживания, школьной мебели) соблюдаются.
Созданы условия, обеспечивающие обучение по специальным (коррекционным) образовательным программам 8 вида 1-4 и 5-9 классов, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Рекомендовано: внести изменения и дополнения в устав в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Выводы:
На основании проведенного самообследования соответствия содержания и качества подготовки выпускников по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с. Сикачи-Алян Хабаровского муниципального района Хабаровского края комиссия предлагает для рассмотрения Аккредитационной коллегии следующие выводы:
1. Содержание и уровень подготовки по представленным к самообследованию образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.
2. Качество подготовки выпускников по представленным к самообследованию образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.
3. Условия ведения образовательного процесса по образовательным программам, представленным к самообследованию, соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.
Директор МОУ СОШ: Л.В. Пассар