Урок биологии в 8 классе. Перменко Д.М., учитель
Биологии и географии
МОУ СОШ с.Сикачи-Алян
Тема: «Группы крови»
Цель:
Образовательная - формирование новых и предыдущих анатомических понятий, закрепить знания о совместимости групп крови, ознакомить с появлением на Дальнем Востоке определённых групп крови и как связана с ними восприимчивость организма к заболеваниям.
Развивающая - развитие устойчивого произвольного внимания, развитие мыслительных способностей (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Воспитательная - воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки здорового образа жизни, воспитание собранности, умение работать в группе.
Оборудование: физическая карта мира, учебник по биологии 8 класс «Человек» Н.И. Сонин, учебник по региональному компоненту «Здоровье человека и экология Хабаровского края» 8-9 класс А.Е.Тихонова, компьютер, информационный лист.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: рассказ с элементами беседы.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Структура урока:
· Постановка цели урока;
· Повторение через словарную работу и работу по карточкам;
· История появления определённых групп крови на ДВ;
· Презентация: «Продукты питания и рекомендации»
· Викторина;
· Подведение итогов;
· Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент.
· Проверить готовность учащихся к уроку;
· Ознакомить с целью и задачами;
· Объяснить последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
· Провести инструктаж учащихся по проведению самостоятельной работы в группах;
II. Тема и цель:
Сегодня у нас второй урок по теме «Группы крови».
На предыдущем уроке основными моментами были: что такое иммунитет, какие группы крови бывают и какие отличительные признаки у них. А сейчас ваша работа на уроке позволит узнать: знаете ли вы анатомические понятия, все ли группы крови совместимы, как определённые группы крови появились на ДВ и какие продукты питания предпочтительней для каждой из групп крови.
Поэтому мы будем работать по - такому плану:
1. Повторение через словарную работу и работу по карточкам.
2. История появления определённых групп крови на ДВ.
3. Презентация: «Продукты питания и рекомендации»
4. Викторина.
III. Закрепление.
1. Игра: «Кто быстрее?»
(установить соответствие между термином и понятием)
Агглютинация |
Это сыворотка крови 1 человека склеивает эритроциты крови другого человека. |
Агглютиноген |
Вещество белковой природы (склеиваемыми веществами, антигены) |
Агглютинин |
Склеивающие вещества |
Иммунитет |
Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям |
Вакцина |
Культура ослабленных микробов |
Резус -фактор |
Особый белок агглютиноген |
Антитела |
Особые белковые соединения (иммуноглобулины), образующие при попадании чужеродных веществ |
Реципиент |
Больной человек, которому вливают кровь. |
Донор |
Человек, дающий кровь |
Сыворотка |
Жидкая часть крови, отделяемая от кровяного сгустка после свёртывания крови вне организма |
2. Работа по карточкам.
группы |
агглютиноген
|
агглютинин
|
|
группы
|
отдают
|
принимают |
I |
О
|
a
|
I |
I, II, III, IV
|
I
|
|
II |
А
|
b |
II |
II, IV
|
I, II
|
|
III |
В |
ab
|
III |
III, IV |
I, III |
|
IV |
АВ |
О |
|
IV |
IV |
I, II, III, IV |
Используя данную карточку надо составить совместимость групп крови и сделать вывод.
Ученики: в крови одного и тоже человека не могут встретиться одноимённые АВ и αβ, так как А не может встретиться с α, а В с β. При встрече они склеиваются и это может привести к тяжёлым последствиям.
Учитель: кровь всех четырёх групп одинаково полноценна. Принадлежность к той или иной группе не зависит ни от расы, ни от национальности. Группа крови не меняется в течение всей жизни человека.
Чтобы сохранить здоровье в нашем климате людям с любой группой крови рекомендуются физические нагрузки. Если вы будете выполнять этот комплекс упражнений, то на весь день вы получите большой заряд бодрости.
3. Физминутка:
1. И.п. – руки на пояс: наклон головы вправо-влево, затем круговые движения головой в разные стороны по 6-8 раз.
2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс: поднять руки вверх и прогнуться, правая нога назад – вдох, в и.п. – выдох. То же с левой ногой. Всего 6-8 упражнений.
3. И.п. – ходьба на месте с высоким подъёмом бедра в темпе 80-90 шагов в минуту. Выполнять 20-30 секунд. Бег на месте.
4. И.п. – основная стойка. Наклон туловища вперёд, руки в стороны, правую ногу назад и вверх, и.п. То же, левой ногой. 6-8 упражнений.
5. И.п. – основная стойка. Потянуться, руки верх – вдох. Опустить,
расслабиться – выдох.
IV. Новый материал.
1. История появления определённых групп крови на ДВ.
Африка I группа
![]() |
![]() |
||
Европа Азия
II группа (мутации, земледелие)
Приамурье
III группа (мутации в холодных условиях Гималаев)
II группа + III группа = VI группа крови
(Индоевропейская ) (монголоидная)
Вывод: При неправильном образе жизни и не правильном питании могут развиться различные заболевания.
2. Презентация.
Ученики приготовили презентацию на тему
«Предпочтительные продукты для различных групп крови».
O ( I ) черты «охотника» Рацион: lКрасное мясо lРыба lЛистовые овощи lФрукты lМорская капуста Заболевания: lАллергия lЩитовидная железа lЯзва желудка Рекомендации: lИнтенсивные физические нагрузки
|
A ( II ) Заболевания: lЖелезодефицитная анемия lДиабет lСердца, печени, желчного пузыря lРекомендации: правильное питание Рацион: lБольшое количество фруктов, злаков lМорепродукты lВитамин С, В12, Е lБоярышник
|
В ( III ) Заболевания: lХронические стрессы lПсихологические нагрузки Рекомендации: lПрогулки, ходьба lВосточная медицина Рацион: lЛососевые и осетровые рыбы lЧёрная икра lОленина lКлюква, виноград, лимонник
|
АВ ( IV ) Рацион: lМолочная пища lПродукты из сои lЗлаки, овощи, фрукты lМясо Рекомендации: правильный образ жизни Заболевания: lАнемия lЗаболевания сердца lРак lПищеварительный тракт
|
Вывод: Зная свою группу крови, вы будете знать, как защитить свой организм и усовершенствовать его в условиях ДВ региона.
V. Закрепление.
Викторина.
1. Как называли учёных, которые изучали параметры человека на ранних этапах его эволюции? (палеосерология)
2. Что послужило толчком к появлению II группы крови? (миграция, земледелие)
3. Что стало следствием мутации в холодных условиях Гималаев? (появление III группы)
4. Почему среди аборигенов Приамурья преобладает III группа крови? (изолированность этнических групп)
5. Почему коренные народы, имея мощную иммунную систему умирают? (лишились промыслов и необходимых продуктов питания, заняты в других отраслях производства )
6. Какой группе крови рекомендованы продукты из сои? (VI группе)
VI. Итог.
Что нового узнали на уроке?
Зачем нужно знать свою группу крови?