Анализ методической работы МОУ СОШ с. Сикачи-Алян Хабаровского муниципального района
за 2010-2011 учебный год по направлению
«Методическое сопровождение ФГОС второго поколения в образовательном учреждении »
В 2010-2011 учебном году школы работала по направлению «Методическое сопровождение ФГОС второго поколения в образовательном учреждении». Методическое сопровождение Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы в течение этого учебного года осуществлялось по следующим направлениям:
1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС НОО.
2. Создание организационного обеспечения введения ФГОС НОО.
3. Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС НОО.
4. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО.
5. Создание информационного обеспечения введения ФГОС НОО.
6. Работа с родителями, общественностью.
7. Организация учебного процесса школы полного дня.
8. Мониторинг учебного процесса школы полного дня.
1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС НОО.
Методическое сопровождение перехода на новые образовательные стандарты начального общего образования в МОУ СОШ с.Сикачи-Алян осуществляется на основании:
n Конституция РФ (ст.43)
n ФЗ «Об образовании» (ст.7)
n Послание Президента РФ Федеральному Собранию
n «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования» (утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312) (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241)
n «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. №803 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 мая 2010 г. № 359)
n «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечень проектов по их реализации» (утв. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р) (с изменениями от 2 ноября 2009 г.)
n «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р)
n «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
n «Комплекс мер по развитию системы общего образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы» (утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2006 г. N 96-пр)
n «Основные направления модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011 – 2013 годы» (утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. № 104-пр)
n «План мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 27 ноября 2009 № 3625)
n «План мероприятий, направленный на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» (утв. Постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 24 февраля 2010 г. № 423)
В целях обеспечения эффективного введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения администрацией школы был составлен план-график методической поддержки и обеспечения введения ФГОС НОО в учреждении, в котором отражены направления деятельности и основные мероприятия.
Для организации введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы создали рабочую группу в составе работников МОУ СОШ с.Сикачи-Алян, деятельность которой регламентируется Приказом школы. В состав группы вошли: Оненко Л.П. – заместитель директора по УВР; Перменко Д.М. – заместитель директора по ВР; Донкан В.Л. - педагог начальных классов, которому предстоит работать в первом классе в 2011-2012 учебном году; Донкан А.Г. – учитель информатики; Баранова О.В. – педагог дополнительного образования; Разничева Т.Л. – завхоз школы. В течение 2010-2011 учебного года проводились заседания рабочей группы. В рамках работы группы прорабатывались следующие темы: «Как организовать процесс подготовки школы к введению ФГОС в образовательном учреждении», «Рекомендации к организации методической работы по внедрению стандартов нового поколения», «Подготовка учителя начальной школы к переходу на новые образовательные стандарты», «Задачи педагогической деятельности учителя начальных классов по введению ФГОС», «Концепция духовно-нравственного воспитания школьников», «Основные направления организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС», «Разработка плана-графика мероприятий в образовательном учреждении по внедрению ФГОС», «Универсальные учебные действия. Основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий», «Школа полного дня: основные направления и особенности работы», «Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности», « Материально-техническое обеспечение образовательной среды начальной школы, обеспечивающее выполнение ФГОС НОО».
В целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с ФГОС нового поколения на основании Приказа Министерства образования Хабаровского края № 1775 от 25.08.2010 года «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края» во время реализации проекта перехода на обучение в соответствии с ФГОС нового поколения на начальной ступени введены новые должностные инструкции:
· заместителя директора по учебно-воспитательной работе,
· заместителя директора по воспитательной работе,
· учителя начальных классов,
· учителя информатики,
· педагога дополнительного образования,
· завхоза.
Рабочей группой был составлен учебный план, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объём нагрузки учащихся и максимальный объём их аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам.
Кроме этого проведена огромная работа по разработке основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ с.Сикачи-Алян, работающей по учебникам УМК «Гармония». Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373). Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785. Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Сикачи-Алян ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК «Гармония», в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.
Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
· пояснительная записка;
· планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
· примерный учебный план;
· программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
· программы отдельных учебных предметов, курсов;
· программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
· программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
· программа коррекционной работы;
· система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Определён перечень учебных комплектов, соответствующий федеральному, по которым начнет обучаться 1 класс со следующего учебного года (УМК «Гармония»).
1. Создание организационного обеспечения введения ФГОС НОО.
Для изучения материалов по ФГОС НОО в школе были проведены педсоветы: «Федеральные государственные образовательные стандарты: от идеи к практике», «Изучение методических рекомендаций по внедрению ФГОС НОО»; совещание при директоре по вопросам введения ФГОС НОО. По всем интересующим вопросам проводились консультации, оформлен стенд с необходимой информацией, приобретена литература «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», кроме этого педагоги пользовались материалами по вопросам введения ФГОС НОО образовательных сайтов.
2. Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС НОО.
В течение 2010-2011 учебного года прошли курсы повышения квалификации, организованные ХК ИРО, учитель начальных классов Донкан В.Л. «Проектирование образовательного процесса начальной школы в условиях ФГОС общего образования» в объеме 128 часов и директор школы Пассар Л.Х. (краткосрочные курсы). Администрация школы (3 человека) обучались на курсах повышения квалификации по теме «ИКТ - насыщенной среды» в объеме 36 часов.
Педагоги школы в течение учебного года приняли участие в семинарах: для учителей начальных классов и руководителей МО: «Перспектива как инструмент ввода ФГОС НОО в начальную школу»; для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в начальной школе, руководителей МО начальных классов «Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе» и др.
3. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты в школе проведен мониторинг оснащенности учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями. Мониторинг показал, что готовность материально-технического обеспечения школы на 70%. Существует необходимость в оснащении кабинета музыки и комнаты для игр и отдыха детей, дополнительном оборудовании компьютерного кабинета - вебкамерой, шумопоглащающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.
В школе каждый учитель имеет возможность доступа к ЭОРам, выхода в локальную сеть учреждения в Интернет. В локальной сети включен сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы.
4. Создание информационного обеспечения введения ФГОС НОО.
На школьном сайте http://sikachi.ippk.ru/ размещен информационный материал по подготовке и порядке введения ФГОС НОО по следующим разделам:
· нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО (Статей 9)
· план-график (Статья 1)
· Должностные инструкции (Статей 7)
· Материально-техническое обеспечение образовательно (Статья 1)
· Основная образовательная программа начального общего образования (Статей 7)
· Программы учебных предметов (Статей 5)
· Программы внеурочной деятельности (Статей 7)
· Методические рекомендации (Статей 4)
5. Работа с родителями, общественностью.
В течение года проводилось информирование родителей по вопросам введения ФГОС НОО, на родительских собраниях рассматривались вопросы: об организации обучения детей в школе полного дня, о питании детей, дополнительном образовании (внеурочная деятельность). Все родители положительно отнеслись к введению стандартов второго поколения.
Вопрос введения ФГОС НОО в учреждении рассматривался на заседании Учредительного совета школы.
6. Организация учебного процесса школы полного дня.
На педагогическом совете утверждены программы кружков по внеурочной деятельности:
· социальное направление - «Делаем сами своими руками»;
· общеинтеллектуальное направление – «Наглядная геометрия», Край, в котором я живу»;
· общекультурное направление – «Кукольный театр», «Айсима - золотой», «Илгакан - узорчик»;
· образовательно - валеологическое «Расти здоровым»;
· спортивно-оздоровительное «Хупин - игра».
Составлены тематические планирования по предметам 1 класса по УМК «Гармония», в которых указываются универсальные учебные действия младших школьников.
Заместителем директора по УВР составлено расписание уроков в 1 классе, которое утверждено директором школы и согласовано Управлением образования Хабаровского муниципального района.
7. Мониторинг учебного процесса школы полного дня будет проводиться в 2011-2012 учебном году.
Выводы:
1. Администрацией школы и рабочей группой проведена большая работа по методическому сопровождению ФГОС второго поколения в образовательном учреждении.
2. В 2011-2012 учебном году продолжить работу по вопросам введения ФГОС НОО.
3. Внести изменения в Устав школы в связи с введением ФГОС НОО с 01.09.2012г.
4. Разработать план научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС НОО.