Анализ работы педагогического коллектива МКОУ СОШ с.Сикачи-Алян Хабаровского муниципального района
за 2011-2012 учебный год.
1.Место расположения школы
МКОУ СОШ с. Сикачи-Алян Хабаровского муниципального района находится на берегу реки Амур, расположена на территории Хабаровского муниципального района, которому исполнилось в этом году 75лет.
2.Материальная база
Общая площадь, занимаемая школой 1447 кв. м., из них площадь спортзала 282 кв.м. Классных комнат -11,учебная мастерская-1,число посадочных мест в столовой-100.
Вид помещений школы:
учебные кабинеты – 11
пищеблок – 1
туалетные комнаты – 3
холл – 1
спортзал зал - 1
спортивная площадка – 300 кв. м.
Земельный участок, прилегающий к школе, входит в состав комплекса.
Школа пользуется общественной библиотекой, спортзалом , на территории имеется спортивная площадка, где в тёплое время проводятся занятия физкультурой.
Оформление школьного помещения в целом соответствует требованиям: имеются стенды, отражающие внутренние события жизни школы, постоянно обновляющиеся выставки детских рисунков и творческих работ учащихся. В 2010 году в кабинете информатики, где проводятся уроки, внеклассные и культурные мероприятия, была установлена интерактивная доска. Школа по мере возможности приобретает компьютерную технику в классы.
Наша школа финансируется за счёт средств бюджета, обеспечивающих условия предоставления образовательных услуг в объёмах, необходимых для реализации минимальных требований федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта.
Материальная база соответствует санитарно-гигиеническим нормам. В летний период в 2012 году проведен косметический ремонт школы ,установка вытяжки в мастерской, ремонт электрической печи на сумму 25000 рублей.
3.Сотрудники школы
В школе работали 13человек: директор, 9 учителей, руководитель танцевального кружка и 2технических работника. 6 учителей имеют высшее педагогическое образование, 3 – педагогическое среднее специальное, пятеро- с первой категорией.
4.Управляющий совет школы
В 2010 / 2011 учебном году работал новый состав Управляющего совета школы, на котором утвердили план проведения основных мероприятий школы. Мероприятия были разделены по уровню подготовки на общественные и общешкольные. На первом заседании совета школы спланировали мероприятия по пополнению материальной базы школы и помощи школе со стороны руководства , были составлены заявки на приобретения для школы на новый учебный год.
5. Традиции школы
В школе были сохранены сложившиеся традиции при разработке концепции и формировании модели школы на новый учебный год и разработаны новые формы работы.
В 2011-2012 учебном году продолжили основные традиции школы: празднование Дня знаний, Дня учителя, День космонавтики (51 лет со дня первого полёта Ю.Гагарина), Нового года, Дня защитника Отечества, Масленицы, 8 Марта, 1 мая, 9 Мая, 75-летие Хабаровского муниципального района. Все перечисленные мероприятия проводились в разной форме. В школе прижились традиции - проведение военной игры «Зарница», работа по возрождению национальной культуры, в системе проводятся мероприятия по здоровому образу жизни. Помимо этого школа активно участвует в культурно-просветительской деятельности нашего села.
6. Анализ учебно-воспитательной работы
Цели и задачи школы
Содержание работы средней общеобразовательной школы направлено на выполнение основной цели школы – « Формирование учебной деятельности как желания и умения учиться. Гармоничное развитие личности учащегося с учётом её индивидуальных особенностей» и осуществление задач, стоящих перед школой:
- использование в работе эффективных образовательных технологий для раскрытия творческого потенциала учителей и познавательной активности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности
- создание чёткой системы воспитательной работы в контакте с родителями и забота об укреплении и охране здоровья детей
- сохранение благоприятного психологического микроклимата в учительском и ученическом коллективе
- укрепление материально-технической базы в школе.
Исходя из перечисленных задач школы, на педсоветах, методическом объединении учителей и классных руководителей, совещаниях и планёрках рассматривались и решались следующие вопросы:
- рассмотрение и корректировка учебного плана и учебных программ по всем предметам;
-развитие специфических умений индивидуальности обучающихя;
-использование педагогических инноваций;
- организация учебной проектной деятельности в школе;
- создание образовательной программы школы и соответствующего программного обеспечения средней школы ;
- вопросы сочетания базового и дополнительного образования;
- создание дифференцированного подхода обучения;
- внедрение компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс, использование возможностей системы Интернет;
- проведение предметных недель и привлечение учащихся к выполнению творческих работ.
Все эти цели и задачи легли в основу Программы развития школы на 2011-2016 учебные годы.
Количественный состав учащихся. Успеваемость
На 1-е сентября в средней школе обучалось 42 человека и был 1 класс-комплект ( 3-4й класс-)- 10учеников, 1-й класс (5) ,2класс- 9учеников, в среднем звене -18 учеников
На конец учебного года следующий количественный состав:
начальная школа-23 ученика( 1-й класс – 5 ученика, 2-й класс-8 ученика, 3-й класс-5, 4-й класс-5 ученика); среднее звено- 17 учеников. Из 40 обучающихся аттестованы все, закончили:
-на «отлично»- 0человек а(0%)
- успеваемость-99%
на «4» и «5»- 17 человек (74,8% )
По итогам учебного года все учащиеся закончили в основном на хорошо, неуспевающих нет. В 2011-2012учебном году не было выпускных классов.
Школа работала по шестидневной учебной неделе с 8.30 до 14 часов, на 2-й перемене - завтрак. Кружковая работа проводилась после уроков. По внедрению ФГОС НОО: 1 класс обучался по пятидневной неделе .Для ребят 1класса были созданы все условия: внеурочная работа-5 часов, комната отдыха, двух разовое питание, по расписанию использование кабинета информатики, интерактивной доски.
На 1 сентября 2011 года учащиеся были обеспечены учебниками по всем дисциплинам во всех классах. В течение учебного года продолжалось оформление классных комнат, приобретены наглядные пособия, дополнительная литература по предметам, малые и большие таблицы по литературе и русскому языку, а также другой дидактический материал, книги с текстами по программе литературы.
Педсоветы
Совершенствованию педагогического мастерства способствовали тематические педсоветы. Все учителя принимали активное участие в работе педсоветов.
Были подготовлены и проведены педсоветы с основными вопросами в повестке дня:
Август – педсовет Анализ работы педколлектива за 2010-2011 учебный год и задачи на 2011-2012 учебный год.
Ноябрь – Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека.
Январь –Воспитательная работа в процессе урока.
Принятие Программы развития школы на 2011-2016 учебные годы
Март – Адаптивная школа на основе антропологической модели образовательной системы.
Апрель – Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника.
Май – Анализ прохождения программы ,успеваемости и посещаемости за прошедший год.
Циклограмма деятельности
Выполняя основные цели и задачи школы, принятые на августовском педагогическом совете, был разработан годовой учебно-воспитательный план, которым руководствовался педколлектив в течение года.
Поэтапная реализация плана осуществлялась по следующей циклограмме деятельности:
-на совещаниях при директоре
-на общешкольных линейках
-основная тематика обсуждалась раз в четверть на педагогическом совете
-итоги поэтапной работы обсуждались раз в четверть на заседаниях МО учителей предметников школы
- раз в четверть информация о поэтапном выполнении плана работы школы выносилась на классные и общешкольные родительские собрания.
Итоги деятельности по выполнению плана работы школы формировались в решениях:
-совещаний при директоре
-педагогическом совете
-управляющем совете
-внутришкольных приказах директора
-общешкольных линейках
-заседаниях методических объединений.
Объекты контроля
В течение года осуществлялся контроль. В систему внутришкольного контроля входило посещение уроков директором, заместителями по УВР и ВР школы (поурочный, тематический контроль и индивидуальный контроль), проверялись тетради и дневники учащихся по выполнению единого орфографического режима и соблюдения норм оценок, в конце каждой четверти отслеживалось прохождение программ и соответствие календарно-тематическому планированию. В течение года были проведены «срезовые» административные контрольные работы по русскому языку и математике, было отмечено 90% выполняемости и даны рекомендации для дальнейшей работы. В конце каждой четверти проводились административные работы, тестирование по учебным дисциплинам с дальнейшим анализом и рекомендациями, в каждой четверти проверялась техника чтения с 1-го по 7-й класс. Все учащиеся читают норму слов и выше. В конце учебного года административные работы выполнены на 100 %.
Третий год в школе проводилась олимпиада по основным предметам. Ученики и учителя более тщательно готовились к олимпиаде, анализировали прошлогодний опыт. Олимпиада проходила в школе в 1 тур, т.к. в условиях малокомплектной школы трудно планировать по-другому эту работу. Главной целью проведения олимпиады было проверить уровень знаний и умение применять их на практике, а также проанализировать уровень развития учеников. Учащийся (Актанко Владислав) , выполнивший все задания олимпиады, был награжден грамотой и направлен в районную олимпиаду.
Осуществление образовательного процесса
Исходя из поэтапности и спланированности деятельности, педагогический коллектив совместно с родительской общественностью смог осуществить практически полное выполнение мероприятий, намеченных в плане работы 2011-2012 учебного года.
Образовательный процесс осуществлялся в соответствии с установленными в Российской Федерации уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования. Содержание образовательного процесса соответствовало требованиям государственных общеобразовательных программ. На их основе учителя разрабатывали календарно-тематические планы. Педагогический совет самостоятельно определял порядок организации образовательного процесса, выбирая технологию, формы и методы обучения и воспитания, которые соответствовали государственному образовательному стандарту. Образовательный процесс строился на основе «концентрического» обучения. Такой подход дал возможность более качественно проводить занятия и облегчить задачу перехода учащихся из начальной школы на вторую ступень обучения.
Основными направлениями деятельности в учебном процессе были:
- организация учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- создание на уроках атмосферы творческого сотрудничества, взаимной заинтересованности учителя и учащихся в успехе обучения;
- повышение информативной ёмкости уроков, нормализации объёма и трудности домашних заданий;
- внедрение в учебный процесс современных технологических средств и инновационных педагогических технологий;
- использование возможностей компьютеров, компьютерных программ, системы Интернет, видеофильмов, компьютерных программ.
Учитывая вышеизложенное, педколлектив школы стремился максимально реализовать в своей работе поставленные задачи на всех уровнях обучения, что дало возможность во всех классах начальной, основной школы выполнить учебные планы работы.
Анализ работы коллектива учителей
В начальной школе 3-4классах уроки математики, русского языка вела учитель первой категории Пассар Л.В. За это время она зарекомендовала себя ответственным, требовательным, целеустремлённым педагогом. На занятиях вовлекала учащихся в реальную совместную деятельность, решая воспитательные задачи, связывая учебный материал с интересами детей. Её уроки были тщательно подготовлены, содержательны, методически грамотно выстроены, отличались неординарностью форм. Учитель много внимания уделяла использованию наглядности, компьютерной техники, что немаловажно в учебном процессе с учащимися начальных классов. Она охотно делилась своим опытом с молодыми учителями. В течение года работала в класс – комплекте, умело сочетая групповую и индивидуальную работу. Всё это способствовало созданию условий для проявления активизации творческого процесса.
Уроки русского языка и литературы вели учителя Ярина Е.Р. и Конькова А.С. . На уроках учителя - словесники применяли методы организации учебной деятельности учащихся с целью повышения их познавательной активности, уделяли большое внимание развитию творческих способностей учащихся, грамотности и развитию устной речи, использовались разнообразные формы ведения уроков и компьютерные программы. На уроках чтения и литературы обращалось внимание не только на формирование эстетических вкусов, но и на воспитание гражданской и идейно-нравственной позиции, на привитие любви к литературному чтению. Учителя Ярина Е.Р. и Конькова А.С. дали открытые уроки по литературе и русскому языку.
Английский язык вела во всех классах Ярина Е,Р. Она тщательно готовилась к урокам, демонстрировала разнообразные формы работы на уроках, применяла интересные игровые элементы.
Уроки были построены методически грамотно и интересно и получили хороший отзыв у учителей. Педагог много внимания уделял грамматике, лексической работе и коммуникативной направленности обучения, работала над развитием фонетических навыков, на уроках формировались ситуации, провоцировавшие учащихся для спонтанного использования речевых навыков.
Уроки по истории и обществознанию вела учитель Оненко С.Н.Ее работу отличал большой профессионализм, хорошее знание современной методики. Учительница на уроках привлекала дополнительный информационный материал , развивал речь учащихся, обучая их пересказу, требовала знания фактического материала и дат, исторических понятий. Педагог уделяла большое внимание патриотическому воспитанию: в течение года им были показаны фильмы по исторической тематике, приуроченные к знаменательным датам. Высокий уровень теоретических знаний позволял педагогу вести преподавание на различных уровнях сложности. Вёла кружок по краеведению.
В этом учебном году биологию, географию и природоведение вела учитель Перменко Д.М. Она владеет методикой преподавания, показала хороший уровень владения материалом, проявила большую старательность и заинтересованность в работе. Использование наглядного материала и проведение практических уроков позволяло учащимся легче усваивать материал. Спокойный темп проведения занятий способствовал познавательной активности учащихся.
Уроки математики вела Деряева Л.А., работающая много лет в этой школе. Учительница использовала инновационные и традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса, что позволило методически грамотно вести уроки, прививая глубокие и прочные знания. Деряева Л.А. на занятиях давала разноуровневые задания, чем и осуществляла дифференцированный подход, способствующий развитию математических способностей. Она дала открытый урок по алгебре , который получил хорошую оценку со стороны педколлектива.
Деряева Л.А. в этом году вела уроки физики. Занятия проводила в доступной форме, много уделяла внимания решению задач.
Донкан А.Г.. вёла уроки информатики. Уроки проходили интересно, были насыщены информационным материалом. Учитель была требовательна и умело проводила проверку знаний учащихся. Для контроля знаний учитель применяла компьютерные разработки. При использовании компьютерной техники осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход.
Учитель Донкан В,Л. вела уроки музыки, на которых уделяла большое внимание эстетическому воспитанию детей, прививала любовь у учащихся к культурному наследию России и других стран.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения. В школе тема ,над которой работает коллектив «Формирование учебной деятельности как желание и умение учиться. Гармоничное развитие личности учащегося с учетом ее индивидуальных особенностей ». Поэтому педагогический коллектив в этом учебном году на педсоветах и методических заседаниях обсуждал методические рекомендации, посвящённые актуальной проблеме активизации учебно-воспитательного процесса и организации проектной деятельности. Такая работа имела несомненно практическую ценность. Не случайно коллектив школы сумел добиться хорошего качества знаний, что подтверждают результаты годовых контрольных работ и зачётов во всех классах. Учителя успешно решали задачи качественного обучения и воспитания, формируя общеучебные навыки и прохождение программного материала. Между учителями и учениками были хорошие и доверительные отношения, т.е. атмосфера творческого содружества. К недостаткам в работе школы для достижения высокого качества знаний и уровня обученности следует отнести недостаточную работу с родителями в связи с тем,что у отдельных родителей нет стремлений воспитать и дать хорошее образование своему ребенку. В следующем году необходимо больше внимания уделять развитию устной речи на всех ступенях обучения, использованию компьютерной техники, продолжить творческий поиск при проведении уроков и работы над повышением качества знаний учащихся, продолжить работу проектной деятельности.
Организация спортивно-оздоровительных мероприятий.
Организация здорового образа жизни учащихся, организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы включала в себя следующие направления:
-беседы, проводимые медицинским работником, о соблюдении санитарных правил гигиены, о вредных привычках, о закаливании, о пользе физических упражнений;
- контроль за нагрузкой учащихся на уроках, в учебной ситуации и объёмом домашнего задания;
- оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно – гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
- организация занятий и соревнований по различным видам спорта после уроков, посещение учащимися секций в городе;
- проведение Дней здоровья, эстафет, оздоровительных игр;
- использование здоровьесберегающих методик.
Очень интересно была проведена военно - спортивная игра «Зарница», которая дала возможность каждому учащемуся в соревновательном режиме показать свои возможности, а также способствовала сплочению учащихся всей школы
Работа с родителями.
В течение года проводились общешкольные и классные родительские собрания, темы которых затрагивали организацию учебно – воспитательной работы, проблемы семейных отношений и самореализации учащихся. Общешкольные собрания с тематикой: сентябрь – Организация учебно – воспитательной работы в новом учебном году, выборы в Управляющий совет школы.
Январь – Здоровая семья: нравственные аспекты.
Май – Итоги учебного года. «Как выработать положительное отношение к школе».
На классных родительских собраниях решались вопросы успеваемости, поведении и воспитании, о проведении внеклассных школьных мероприятий и оказании помощи со стороны родителей. Для родителей был организован лекторий, где рассматривались вопросы: мир увлечений ребёнка, взаимоотношения педагогического коллектива и родителей , развитие познавательных интересов ребёнка, усвоение учащимися образовательной программы, развитие физического здоровья наших детей.
11. Финансово-хозяйственная деятельность
В 2011-2012учебном году была продолжена работа по укреплению материально-технической базы.
За 9 месяцев было собрано на питание детей 75000рублей. На школьные нужды спонсоры оказали помощь,было потрачено:
-оборудование для вытяжки в мастерской– 15000 рублей
- на ремонт печи-5000рублей
- на покраску полов-5000рублей
12. Задачи на 2012-2013 учебный год.
1.Продолжить поиск эффективных образовательных технологий для раскрытия творческого потенциала учителей и учащихся.
2.Продолжить интеграцию проектной деятельности в образовательный процесс школы.
3.Укреплять и охранять здоровье детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
4. Укреплять материально-техническую базу школы.
Коллектив будет строить работу согласно Программе развития школы, разработанной на 2011-2016 учебный год.
Тема ,над которой будет работать коллектив «Дифференциация и индивидуализация учебно- воспитательного процесса в условиях перехода на новые стандарты образования»