Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рекомендации

по разработке школьных программ информатизации образования

Для чего нужны программы информатизации образования?

Реализация программ информатизации образования предназначена для осуществления системных качественных изменений в практике информатизации образования, содействующих изменению образовательной системы в целом и достижению более высоких образовательных и социальных эффектов.

Информатизацию образования следует рассматривать, с одной стороны - как мощное, обладающее высоким инновационным потенциалом образовательное нововведение, а с другой стороны - как средство и условие развития, стимулирования, повышения эффективности множества других полезных нововведений.

Соответственно, в программах информатизации образования важно показывать вклад мер по информатизации в осуществление общей стратегии инновационных изменений в конкретном учреждении или образовательной системе и в поддержку конкретных ключевых нововведений.

Информатизацию образования при всей ее значимости не следует превращать в самоцель.

Любые стратегии и программы информатизации следует вписывать в более широкие стратегии и программы развития образовательной системы, в которой она осуществляется, рассматривать их не только в контексте состояния и общих тенденций развития самой информатизации, но и в контексте состояния и тенденций развития образовательных систем.

Как средство обеспечения реализации указанного практического назначения программа информатизации образования как управленческий документ должна быть предназначена для следующего:

- фиксации существующего положения дел, достижений и ключевых проблем информатизации образования в контексте общего развития образовательной системы;

- описания образа (концептуального проекта) желаемого будущего состояния информатизации образования в контексте общего развития образовательной системы;

- описания стратегии и тактики перехода информатизации образования из существующего и зафиксированного – в новое, желаемое состояние в контексте общего развития образовательной системы.

Инвариантный состав процессов информатизации образования:

- процесс создания и поставки аппаратного, программного обеспечения, инфраструктурного оборудования и учебно-методических ресурсов (в форме учебно-методических комплектов, комплексов формирования информационных сред и т.п.), результатами которого будут являться новые условия, общая инфраструктура, необходимая для качественно нового построения образовательного процесса и образовательных сред, новый уровень оснащенности объекта информатизации;

- процесс внедрения и освоения комплекса ИКТ в образовательных системах, результатами которого будет являться новые параметры образовательной и информационной среды и готовность этих систем к эффективному использованию возможностей новых информационно-коммуникативных технологий и ресурсов;

- процесс использования возможностей ИКТ и связанных с ними образовательных ресурсов в образовательных системах (включая собственно образовательные, обеспечивающие и управляющие процессы, процессы коммуникации внутри сообщества и с внешними партнерами и т.п.), результатами которых будут являться качественные изменения в построении образовательных (и иных) процессов и самой образовательной среды, а в конечном счете - изменения в ИКТ-компетентности и общей компетентности учащихся, педагогов и администраторов, повышение качества и доступности образования в целом, изменения в социальных связях и эффектах образования и т.п.

Соответственно, важными параметрами информатизации любой системы (школы, систем образования района, края) являются параметры ИКТ-оснащенности; сформированности информационной среды; использования ИКТ и результативности.

Матрица заинтересованных сторон программ

информатизации школы (ПИШ)

Кому нужна ПИШ? Кто в самой школе и за ее пределами может так или иначе воспользоваться ее разработкой и (или) результатами? (Перечислить группы потенциальных «пользователей» и «благополучателей»)

Зачем нужна ПИШ каждой из названных групп? (Чего могут ожидать пользователи от данной программы информатизации школы?)

Что нужно сделать разработчикам ПИШ, чтобы максимально учесть ожидания пользователей? (Как этот учет должен отразиться на разработке Программы и ее содержании?)

Что приобретет школа, если выявленные потребности и интересы всех потенциальных благополучателей будут учтены и удовлетворены? (Какие «выгоды» получает школа и разработчики от учета интересов партнеров?)

Инвариантный состав программ информатизации образования:

- краткая преамбула к программе;

- информационно-аналитическое и прогностическое обоснование программы;

- концепция желаемого будущего состояния информатизации образования и состояния образовательной системы под влиянием осуществления информатизации;

- стратегия и тактика перехода к желаемому состоянию;

- приложения.

Такое построение программы соответствует ее обозначенному выше предназначению и общей логике движения проектной деятельности - от фиксации наличного положения дел и существующих проблем - к формулированию желаемого состояния и системы действий, способных привести к нему.

Информационно - аналитическое и прогностическое обеспечение:

- краткая информационная справка о состоянии информатизации в данной образовательной системе (школе) в контексте ее общего состояния;

- краткий анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой внешней среды системы (школы), ее возможностей и угроз с точки зрения ее влияний на информатизацию образования (может проводиться с помощью методов PEST-анализа, SWOT-анализа и т.п.);

- краткий анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований к информатизации образования и к системе в целом;

- краткий анализ состояния и прогноз возможностей укрепления ресурсной базы, необходимой для нового шага информатизации;

- краткий анализ ключевых достижений информатизации на предшествующем этапе (если они имели место);

- краткий анализ возможностей, потенциала системы для осуществления нового шага информатизации. Первичный анализ рисков и препятствий на пути информатизации;

- краткий анализ ключевых проблем информатизации, увязанный с анализом ключевых проблем системы в целом. Последний вид анализа наиболее важен, так как он фиксирует реальное направление и содержание деятельности на новом шаге информатизации. При этом под проблемой понимается не просто некая трудность, а разрыв между результатами, требуемыми сегодня и в обозримом будущем, с одной стороны, и результатами, имеющимися на сегодняшний день, с другой.

Проблемы сначала формулируются в терминах недополучаемых учащимися компетентностей, и здесь недостаточная информатизация выступит в качестве одной из причин. Затем надо будет сформулировать собственно проблемы информатизации и их причины внутри и вне системы, взяв для решения то, что подвластно конкретной системе, находится в зоне ее ближайшего развития, а остальное рассматривая в качестве ограничений.

Концепция желаемого будущего состояния информатизации образования и состояния образовательной системы под влиянием

осуществления информатизации:

- Стратегические устремления (видение, миссия, общие цели) информатизации системы в контексте общего видения стратегии развития этой системы (на уровне результатов учащихся - акцент на новые компетентности учащихся и выпускников, их возможности в дальнейшей жизни, без ухудшения состояния здоровья и ущерба нравственному развитию, новые свойства их образованности; на уровне школы - акцент на новые качества ее репутации, престижа, влияния в сообществе, в том числе – как лидера информатизации и носителя передовых технологий в социальной сфере).

- Образ будущего состояния и механизма функционирования собственно образовательной (под)системы, который должен быть создан в итоге информатизации (с возможностью сопоставить их с нынешними и «почувствовать разницу»), включая, например:

= ключевые новые или качественно усиленные свойства обновленного образования (рост возможностей индивидуализации, дифференциации, интерактивности, информационного расширения, стимулирование творчества и т.п.);

= характер поведения, деятельности и общения учащихся в обновленной, информатизированной системе;

= характер взаимодействия между учащимися и педагогами в обновленной, информатизированной системе;

= образ обновленной образовательной среды и уклада жизни школы (с акцентом на события, связанные с влиянием информатизации на общий фон и контекст жизнедеятельности школ);

= обновленное программно-методическое обеспечение и содержание образовательного процесса;

= обновленное диагностическое сопровождение образовательного процесса (с акцентом на вклад ИКТ);

= технологии, используемые в образовании (с акцентом на новые ИКТ, на показ места ИКТ в общем технологическом оснащении образования);

= новое место ИКТ в общей ткани образовательного процесса;

= механизм функционирования обновленного образовательного процесса (с акцентом на информатизацию).

Ресурсы, необходимые для обеспечения информатизации образования в обновленной системе и подходы к их обеспечению, включая:

- кадровое обеспечение информатизации (ключевые требования к педагогам и к построению работы с ними по информатизации);

- финансовое обеспечение информатизации (объем требуемых средств и источники их получения);

- информационное обеспечение информатизации (в том числе – информатизация ресурсообеспечивающей деятельности);

- материально-техническое обеспечение (описание аппаратной, программной базы и инфраструктуры, и методов и способов их появления; возможностей аудиторного фонда);

- нормативно-правовое и документационное обеспечение (перечень документов для регулирования процессов информатизации, и процессы их получения);

- полезные внешние связи и партнерство как ресурс для информатизации образования (описываются конкретные связи, контактеры и характер взаимодействия с ними на благо информатизации);

- состояние сообщества, коллектива и коммуникаций между его членами в обновленной (информатизированной) системе;

- информатизация управления (в контексте общего обновления системы и процесса управления в обновленной системе). Управление функционированием обновленной (информатизированной) системы и дальнейшим продвижением информатизации.

Стратегия и тактика перехода к желаемому состоянию:

- Основные области, объекты, способы и направления информатизации.

- Ключевые программные действия и мероприятия и их ожидаемые результаты.

- Последовательность и этапы осуществления шага информатизации образования (тут крупно обозначаются мероприятия, связанные с созданием инфраструктуры, внедрением/освоением ИКТ и их использованием в системе образования, включая собственно образовательную, ресурсную, управляющую подсистемы, внешние связи и дается ответ на вопросы – где произойдут изменения, какие, в каком направлении, каким способом, в каком порядке и какие задачи они решат).

- Уточненные цели ближайшего периода работы.

- Конкретный, детализированный план программных действий (который составляется в том числе - с помощью компьютерно поддерживаемых инструментов).

- Управленческое сопровождение реализации программы (этот пункт отличается от общего показа управления в предыдущем крупном блоке, речь идет только о действиях управляющей системы по обеспечению и сопровождению выполнения запланированных действий).

Приложения («факультативно»):

Могут быть даны различные иллюстративные материалы, данные исследований, отзывы об информатизации и т.п.

Некоторые отличия программ информатизации территориальных

образовательных систем от программ информатизации

образовательных учреждений:

В первом приближении программы информатизации территориальных образовательных систем (МОС и РОС) отличаются от программ информатизации образовательных учреждений следующими характеристиками:

а) при меньших подробностях описания информатизации отдельной школы эти программы должны уделять внимание вопросам информатизации всей совокупности (сети) подведомственных учреждений, а также обеспечению их здоровой конкуренции, партнерства, кооперации и оказанию им поддержки со стороны муниципальных и иных органов и структур, вопросам «надшкольного» уровня (вертикальной и горизонтальной интеграции, отношениям со смежными ведомствами и администрациями и т.п.);

в) большая направленность на ресурсное (в частности – институционное) и управленческое обеспечение и сопровождение информатизации (в том числе – через сеть ММЦ, создание, функционирование и развитие которых также должно быть объектом описания в программе информатизации соответствующих МОС и РОС);

г) большая направленность на образовательно-политическую и идеологическую задачи информатизации в соответствующей территории, определение общих рамок для работы в этом направлении отдельных образовательных учреждений.

Некоторые различия программ информатизации образования на муниципальном и региональном уровнях:

Программа информатизации МОС (ПИМОС) может оперировать совокупностью образовательных учреждений, в то время, как программа информатизации РОС (ПИРОС) на такой уровень подробностей будет выходить редко, говоря о пилотных и экспериментальных площадках регионального значения. Одновременно у ПИРОС появляется такой предмет рассмотрения, как сравнительный анализ информатизации разных МОС и школ в разных МОС.

У ПИРОС существенно больше административных и иных ресурсов, она носит более глобальный и политико-идеологизированный характер, чем относительно более близкая «к земле» ПИМОС.

У ПИРОС, действующей на региональном уровне, значительно более сильные партнеры и соисполнители, чем у ПИМОС.

В качестве выводов и конкретных предложений

Внимание! Предложенные выше материалы экспертов Национального фонда подготовки кадров, ФГУ «Федеральный институт развития образования», Московский государственный областной университет являются лишь теоретическими основами социального проектирования применительно к разработке школьных программ информатизации и приведены в познавательном плане.

Сама школьная программа информатизации или соответствующий раздел программы развития школы может представлять «несколькостраничный» документ, утвержденный на уровне школы правомочным органом без теоретизированных описаний целей, задач, этапов и механизмов программы. На практике школьная программа информатизации (или соответствующий раздел общешкольной программы развития) должна представлять собой максимально реалистичный документ, компактно описывающий реальное состояние дел, проблемы, задающий приоритеты развития в области информатизации и содержащий описания конкретных действий школьного коллектива и предельно четко диагностируемые ожидаемые результаты на ближайшую (среднесрочную) перспективу.

При разработке (корректировке) школьных программ информатизации следует иметь в виду следующие положения:

1. Стратегические приоритеты программы модернизации:

- формирование информационного капитала личности;

- ликвидация «цифрового неравенства»;

- конкурентоспособность на глобальном и внутреннем рынках;

- реализация принципа «образование длиною в жизнь».

2. Проблемы и ограничения:

- развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды в школах идет неравномерно;

- формальный подход в большинстве образовательных учреждений к формированию программ информатизации;

- отсутствуют систематические программы по электронному обучению школьников с использованием дистанционных технологий;

- компьютерное оборудование используется не всегда эффективно;

- технические ограничения в использовании образовательных ресурсов в сети Интернет (трафик, качество соединения);

- технические ограничения на уровне образовательных учреждений (отсутствие локальных сетей, Wi-Fi зон)/

3. Основные трудности внедрения ИКТ

- Отсутствие понимания целей использования ИКТ у многих работников системы образования.

- Система повышения квалификации учителей во многих территориях края в полной мере не является ресурсом развития образования

- Школы не всегда видят партнеров в ММЦ-ММС.

- Потенциал школ-лидеров используется не в полной мере. Возможность учиться «друг у друга» реализуется слабо. Только начали формироваться стажировочные площадки, центры компетенций.

- Недостаточная осведомлённость о наличии общедоступных электронных образовательных ресурсах, инструментах, средствах поддержки учебного процесса.

- Имеющееся у школ компьютерное и телекоммуникационное оборудование и система его технической поддержки не позволяют школам активно и систематически использовать ИКТ в образовательном процессе.

- На муниципальном уровне отсутствует система стимулирования педагогов и методистов, несущих основную нагрузку по обеспечению использования информационной образовательной среды в образовательном процессе.

- Альтруистический ресурс, ресурс энтузиазма практически исчерпан.

ИКТ пока не стало ресурсом изменения привычных форм организации обучения и средством обеспечения информационной открытости массовой школы.

4. Исходные положения программы информатизации школы:

Необходимо сформировать и развить у школьников информационно-коммуникационно-технологическую компетентность (ИКТ-компетентность), сочетающую в себе общие умения и навыки работы с информацией, конкретные предметно-ориентированные умения, а также специфические умения учиться и работать в ИКТ–насыщенной среде.

При этом недостаточно просто заменить существующие образовательные практики на аналогичные, но выполняемые с помощью ИКТ. Необходимо заставить ИКТ работать на решение новых педагогических задач.

Информатизация школы не должна восприниматься как способ создания технологической инфраструктуры, обеспечивающей реализацию образовательного процесса, она должна рассматриваться как ресурс для педагогических инноваций.

Концептуальной основой информатизации образования является модель управляемого развития школы, которая предполагает систематическое и плановое осуществление работ по трансформации образовательного процесса с учетом использования возможностей ИКТ в соответствии с утвержденной программой модернизации образования.

5. Организационное и методическое сопровождение работ по внедрению ИКТ:

Основа - программа развития (информатизации) школы.

Образовательные учреждения России и края в разработке и реализации программ информатизации поддержаны:

- типовыми организационными и техническими решениями (типовыми вариантами программ развития, процедурами работы школьных команд по информатизации в проекте ИСО, типовыми моделями построения ИКТ-насыщенной среды школы и пр.);

- электронными образовательными ресурсами и учебно-методическими материалами нового поколения;

- консультационным и методическим сопровождением по вопросам их освоения, в том числе через сеть ММЦ-ММС;

- возможностью повышения квалификации по проблемам использования ИКТ в образовательном процессе;

- возможностью оснащения (дооснащения) образовательных учреждений необходимыми программными и техническими средствами, включая периферийное оборудование, оборудование для построения школьной локальной сети, улучшение пропускной способности канала Интернет.

6. Развитие технической инфраструктуры информатизации школы:

Создание в образовательном учреждении ИКТ насыщенной среды возможно при использовании двух подходов:

1-ый подход – «Техники ставим столько, сколько позволяют средства».

2-ой подход – «Техники ставим столько, сколько готовы ЭФФЕКТИВНО использовать»

Только второй подход позволяет создать эффективную ИКТ - насыщенную среду образовательного учреждения.

При поставке новых средств компьютерной техники акцент должен делаться на построении комплексных программно-технических решений, нацеленных на формирование в образовательном учреждении ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Более важно не дооснащение школ компьютерными классами или отдельными компьютерами, а обеспечение образовательного процесса автоматизированными рабочими местами учителей, точками доступа к сети в медиатеках, комплектами цифровых лабораторий (включающих датчики для проведения физических, химических и биологических наблюдений, цифровые микроскопы и т.п.) и другим периферийным оборудованием.

7. Особое внимание необходимо уделить следующему:

7.1. Необходимо обеспечить поэтапное дооснащение образовательных учреждений современным оборудованием, необходимым для выполнения требований нового федерального государственного образовательного стандарта, в том числе к условиям образовательной деятельности.

7.2. Необходимо незамедлительно приступить к созданию в школах современной информационной образовательной среды, позволяющей обеспечить широкое использование различных типов интерактивных мультимедийных средств (а в перспективе - электронных школьных учебников).

7.3. Необходим качественный переход от эпизодического использования ИКТ в учебной деятельности к системному, от лоскутной автоматизации к комплексной.

7.4. Необходимо Интернет-подключение со скоростью не менее 256 кбит/с, оптимально – от 2 мбит/с (данная проблема решается на уровне Хабаровской краевой образовательной информационной сети по мере технических и бюджетных возможностей).

7.5. Необходима локальная сеть общеобразовательного учреждения (желательно – не одноранговая, сеть по архитектуре «клиент-сервер») с обязательной зоной Wi-Fi для школьников (соответствующую методическую помощь в проектировании школьных сетей может оказать ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет).

7.6. Необходимы АРМы учителей-предметников, классных руководителей, АРМ директора и его заместителей.

7.7. Необходим сканер общего доступа для учащихся.

7.8. Следует стремиться к использованию учащимися на уроках электронных мобильных устройств (планшеты, смартфоны, ридеры).

7.9. Желателен информационный киоск, подключенный к школьному сайту.

7.10. Для учительской необходимы:

- стационарные и/или мобильные персональные компьютеры и другие устройства,

- электронный документооборот,

- электронная отчетность.

7.11. На базе школьной библиотеки должен быть организован информационно-ресурсный центр школы с медиатекой (обязательное оснащение компьютерами общего пользования с доступом в Интернет (в том числе Wi-Fi зона для подключения индивидуальных мобильных устройств школьников) и возможностью работать с мультимедиа для читального зала, электронный каталог и хранилище цифровых образовательных ресурсов на дисках и иных носителях, видеодвойка с набором учебных видеофильмов). Наличие читального зала (зоны для самостоятельной работы школьников и учителей) обязательно. В случае ограничений по площадям типовой школьной библиотеки необходимо решение о выделении дополнительного помещения для читального зала или совмещения его с одним из предметных кабинетов, укомплектованных компьютерной техникой.