Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с. Сикачи - Алян
Поисково-исследовательская работа по теме: «Письмена из неолита»
Выполнил: Ученик 5 класса Пассар Владислав
Руководитель: Учитель истории Оненко Светлана Николаевна
Адрес: 680526, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Сикачи-Алян, ул. Октябрьская 1а
План
Введение
- Петроглифы. Легенда о Приамурье.
- Культовый центр.
- Легенды: «Петроглифы Сакачи-Аляна. Записи И.А.Лопатина», Легенда о трех солнцах. Лось. Лошадь. Птицы. Лошадь. Дёло мама – Каменная старуха. Владыка Амура – Черный дракон Мудур. Род Ходжер.
Заключение
Примечание
Литература
Приложения
Введение
Актуальность работы. Хоть раз, побывав, в старинном селе Сикачи – Алян, а точнее увидев петроглифы, вы не раз будете задаваться вопросами, попытками объяснить происхождение «писаных» камней. В течение уже не одного века изображения на базальтовых глыбах привлекают внимание ученых, археологов. Они пытались объяснить, каким образом появились данные изображения. Прошло время, и сейчас тоже идут споры об их происхождении. Кто – то, опирается на легенды, другие предполагают, что всё намного проще - извержение вулкана, а дальше «дело техники». Третьи предполагают, что это не люди рисовали, а инопланетяне. Как это ни удивительно, но точек зрений много и все они настолько разные, как и сами люди. Я считаю, что все они имеют место быть, но, на мой взгляд, художники, оставившие изображения на берегу реки Амур, хотели передать нам юному поколению историю своего народа.
Цель моей работы заключается в том, чтобы определить связь между бытующими легендами, преданиями и памятниками археологии Сикачи-Аляна.
На берегу Амура - Большой реки, по-нанайски Даи Мангбо лежит огромная «каменная книга» легенд и преданий.
Но, не зная каменные письмена невозможно прочитать ничего. Я родился на этой земле и смогу рассказать о них, если меня спросят люди, впервые побывавшие на петроглифах, потому что их помнят старики, и они часто рассказывают нам молодым, любопытным и желающим знать историю и культуру своего народа.
Петроглифы
Наскальные рисунки Сакачи – Аляна стали известны в конце XIX в. Одним из первых записал о них в своих не изданных дневниках Палладий Кафаров, выдающийся русский востоковед XIX в., а услышал он о камнях с древними изображениями от автора работ по этнографии Протодьяконова. В 1895 году в местной печати, в «Приамурских ведомостях», появилось первое известие о древних изображениях на скалах по правому берегу Амура вблизи сел Малышевского и Сакачи–Алян, сообщение принадлежало штабс-капитану Петру Ветлицыну. «На правом берегу Амура, в 60 верстах ниже Хабаровска у гольдского селения Гальбу, находящегося в 1 версте ниже села Малмыжского, на скалах на самом берегу высечено изображение лося, человека с собакой на промысле, утвари и проч. Место могут показать гольды Эхтамбу и Ому»¹.
Сикачи-Алянские петроглифы привлекали внимание многих ученых, которые в разное время посещали культовое место и внесли свой вклад в изучение языка, культуры, традиций местного населения, например, японский историк, этнограф и археолог Торий Рюдзо, ученый и писатель В.К.Арсеньев, этнограф И.А.Лопатин, Л.Я.Штернберг.
Первые сведения о петроглифах Амура, опубликованные в 1899 году в зарубежной печати, принадлежит американскому востоковеду Бертольду Лауферу – участнику этнологической экспедиции на Амур, организованной Американским музеем естественной истории. Ему удалось сделать несколько фотографий древних рисунков и записать нанайскую легенду о трех солнцах, связанную с возникновением петроглифов. Потрясенный американец хотел даже спилить наскальную живопись и увести к себе за океан, но к счастью ему это не удалось.
Ученый с мировым именем, один из основоположников сибирской школы археологов А.П. Окладников с коллегами периодически приезжал в Сакачи–Алян с 1935 – 1968 годы, отыскал и дал научное описание более 150 рисункам на базальтовых валунах, им посвящены две монографии «Лики Древнего Амура» и «Петроглифы Нижнего Амура». Он мечтал о создании в Сикачи-Аляне заповедника.
Культовый центр
Сикачи-Алянские петроглифы являются святилищем для народов Приамурья. «Этот культовый центр находится в 90 километров от города Хабаровска ниже по Амуру. Правильнее его называть Сакачи-Алянско-Гасинский, поскольку с петроглифическим памятником в него входят разновременные поселения на утесе Гасян, а также базальтовые валуны с петроглифами, хаотично нагроможденных грядами или рассеянных одиночно более чем на пятикилометровом отрезке от нижней окраины с. Сакачи-Алян до верхней границы с. Малышево»².
Сакачи-Алянские петроглифическое местонахождение, являющееся самым крупным среди памятников с наскальными рисунками на Дальнем Востоке и относится к числу многосюжетных. На камнях изображены личины (маски), звери, змеи, птицы, лодки с людьми, концентрические круги и различного рода лунки (ямки).
К началу восьмидесятых годов XX века в районе Сакачи–Аляна выявлено свыше 300 петроглифов, которые относятся к трем эпохам: неолиту, раннему железному веку и средневековью. По способу нанесения их можно разделить на две группы: точечная ретушь и графическое изображение. На отдельных валунах зафиксирована группа резных (графических) средневековых изображений всадников на лошадях, зверей, антропоморфных (человекообразных) фигур, лодок.
Довольно высокий, незатопляемый во время паводков амурский берег в зоне рассматриваемых петроглифов привлек внимание ранних обитателей Амурского региона неслучайно. Отличающая богатством флоры тайга, вплотную подступающая к реке, и в наше время изобилует зверем и дичью. То же самое можно сказать и о различных видах рыб, особенно о имевшихся еще в прошлом веке в этих местах лососевых.
Легенда о Приамурье
«Это было давным-давно, когда еще равнины и горы не были покрыты травой и лесами, а в реках не плавали рыбы. Прослышали о существовании такой безжизненной земли добрый дух севера и добрый дух юга и решили оживить эту землю. Они послали к этой земле каждый по птице, которая в клюве и лапах своих несла семена трав и деревьев, икру рыб и зародыши всех животных. Духи всегда так поступали, чтобы оживить пустынные места, вдохнуть в них жизнь. Там, куда прилетала птица доброго духа севера, появлялась суровая северная природа, а куда добиралась птица доброго духа юга, расцветала буйная природа южных земель. Но в этот раз вмешались две случайности. Первая заключалась в том, что оба добрых духа отправили своих птиц одновременно. А вторая — в том, что оба они не знали особенности великой реки и не предупредили своих птиц об опасности. Когда обе птицы долетели до реки — одна с севера, а другая с юга — над рекой стоял густой белый туман. В этом тумане столкнулись птицы и рассыпали все, что несли с собой. С тех пор дикий виноград обвивает здесь ель, северная ягода клюква растет рядом с колючей южной пальмой аралией, соболь прыгает по деревьям над крадущимся за добычей тигром, а в реке на стаи молодых лососей нападает посланная духом юга рыба со змеиной головой»³.
В настоящее время Сикачи – Алян посещают многочисленные туристы из России и зарубежных стран, чтобы прогуляться по «каменной галерее» и воочию увидеть рисунки древнего художника, прочувствовать энергетику этого сакрального места.
Впервые нанайская легенда, связанная с Сикачи-Алянскими петроглифами была введена в научный оборот в 1895 году штабс-капитаном Петром Ветлицыным. С тех пор известны более десятка вариантов этой легенды.
Петроглифы Сикачи – Аляна (Записи И.А.Лопатина)
Вначале на земле жило два человека: брат Ходай и сестра Мяменди. Откуда они появились – неизвестно. Однажды сестра Мяменди укусила палец. Побежала кровь. Но как только кровь упала на землю, из нее сейчас, же образовались три человека: один мужчина и две женщины. У женщин стали рождаться дети и таким образом произошли все люди, которые до сих пор живут на земле. Но солнце было не одно, а три. Было слишком светло и жарко. Говорит сестра Мяменди брату Ходай: «Что ты не возьмешь и не прострелишь лишнее солнце, разве не видишь, что людям трудно жить?» Послушался Ходай своей сестры Мяменди, взял лук со стрелами и поднялся на высокую гору. Натянул он лук и выстрелил в одно солнце. Попала стрела в намеченное солнце, и оно потухло. Выстрелил в другое, и оно потухло. И пока камни не остыли, люди в память о подвиге Кадо нарисовали на них разных зверей, птиц. После этого людям стало жить легче, и они стали плодиться еще больше…4
Легенда о трех солнцах
Одну из них нам рассказала Мурзина Екатерина Ильинична. Давным-давно на небе было три солнца. Было так жарко, что вода в Амуре кипела, как в котле, камни плавились, люди и звери прятались в глубокие пещеры. Один смелый охотник решил помочь людям, убить два солнца. И отправился он к восходу, долго шёл, несколько дней и ночей шёл по подземной дороге. Спрятался за большой камень и стал ждать, когда три солнца поднимутся на небо. И вот одно за другим появились светила, и тут же стало очень жарко. Охотник выпустил свои стрелы и убил два солнца. Жара тут же спала. Люди вышли из своих убежищ и стали пальцами выдавливать рисунки на ещё мягких камнях: маски, птиц, зверей. Охотник вернулся к себе домой по той же подземной дороге. Увидел огромное дерево, на котором вместо листьев висели, позванивали колокольчики, бубенчики, погремушки, железные рога, а вместо коры кишели змеи, ящерицы, лягушки. Охотник взял с этого дерева всего понемножку, чтобы людям показать. Как только он вынес всё это на землю, все предметы прилипли к нему, и он стал первым на земле шаманом.
По другому варианту легенды, Сикачи – Алянские изображения даже не были нарисованными, а являются отпечатками удивительных различных существ того времени, оставшимися на мягких от жары камнях.
Лось
Сознание первобытных охотников тайги было настолько пронизано образами зверей, что сама вселенная представлялась им в виде гигантского зверя, и чаще всего конкретным её олицетворением был образ лося. На одном из валунов Сикачи-Аляна выбито изображение могучего лося. Животное обрисовано реалистически, у него типично оленья морда с характерно выпуклой верхней губой и раскрытой пастью. Внутреннее пространство фигуры животного ажурное, оно заполнено пышными орнаментальными деталями, это внутренние органы: это явно пищевод, сердце, легкие, центр жизненной силы. Над ними – два спиральных завитка (почки, печень, селезенка?). Это лечащий олень или лось, он приносит удачу и исцеляет от болезней, к нему обращались за помощью в самом крайнем случаи, когда было испробованы все способы. У него лечились и просили детей, нет ни чего страшней, чем одинокая старость.
Лошадь
Лошадиный сюжет очень древний сюжет. Есть одиночные изображения, есть изображение лошади с личиной. Это лошадь солнца. С ней связана легенда о происхождении нанай, нани или нанайцев. «Давным – давно жила голова. Однажды она решила найти себе туловище, вскочила голова на лошадь и поскакала. Долго скакала. Побывала под землей и на небесах, и, в конце – концов, нашла себе туловище на земле, так произошел нанай, человек земли или здешний человек. По – нанайски «на» - земля, «най» - человек». Об этом нам рассказала Актанко Ольга Сынувна.
Птицы
В фольклоре нанайцев образы водоплавающих птиц выступают в комплексе элементов космогонического мифа, с которым связаны и легендарные представления о происхождении рисунков на камнях. Он относится к рассказу о сотворении и детстве вселенной, о времени, когда на небе было три солнца, а на земле стояла такая жара, что камни плавились. «В начале света жили три человека: Шанвай, Шанкоа, Шанка. Однажды три человека послали трех лебедей нырять, чтобы достать для земли камней и песка. Птицы нырнули. Семь дней были под водой. Вышли, смотрят: земля растет, река Амур течет. Тогда три человека сделали человека по имени Кадо и женщину Джулчи. Потом деву по имени Мамилжи…»5 перед нами не простые, обыденные лебеди или утка, а птицы, создавшие землю.
Личины
Однако самым распространенным сюжетом на Амуре являются не животные, а антропоморфные личины. Личина, старое русское слово, которое означает маску. И действительно, первое, и самое сильное впечатление, которое производят изображения, - именно впечатление маски, искусственного, поддельного лица человека. Такое впечатление вызывается, в – первых, отсутствием туловища, либо представленного в виде странного, укороченного и деформированного придатка. В большинстве маски покрыты орнаментальными элементами: прямоугольниками, концентрические и простые дуги, полосы, пересекающие овал лица посередине, все это ни что иное, как татуировка. Татуировка имела большое значение в жизни людей первобытнообщинного строя. Она была показателем социального положения того или иного лица, свидетельством его принадлежности к роду, племени, определенной общественной прослойки. Татуированный узор, по понятиям людей родового общества, означал мистическую связь его живого носителя с предками, с тотемическими в истоке прародителями, обеспечивал ему сверхъестественную силу. Маска представляла образ духа, выходца из потустороннего мира, чаще всего покойника, а не изображения живых людей6. Старики считают, что это изображение предков, которые должны защищать живых от злых духов, поэтому на петроглифы никогда не ходили ради пустого интереса.
Дёло мама – Каменная старуха
Удобных и красивых мест на Амуре много, но древние люди выбрали это место не случайно, сама природа этому способствовала. Недалеко от деревни есть место, которые старики называют Дёло мама – Каменная старуха. Это целый комплекс, который состоит из огромного валуна из базальта очень напоминающий фигуру человека, сидящего лицом к Амуру – это и есть Каменная старуха – шаманка, хозяйка здешних мест, перед ней котел, за её спиной хозяин жилища – сэвэн дюлин и ее семь дочерей. Наши бабушки говорят, что это священное место, и даже бытует в народе легенда о каменной шаманке – Дёло – мама.
Каменная шаманка и семь ее дочерей
«Жила когда-то одна старушка с семью дочерями (рис. 8). Дочки были такими красивыми, что не было им равных. И замуж они не выходили, потому что не нашлось подходящих женихов, всех отвадили. Стала мать ругать дочерей, что обижают зря людей. Обиделись девушки, и ушли из дома и пропали. Прошло много времени. Увидела во сне старуха, что дочки превратились в камни и стоят на берегу Амура. Заплакала тогда мать и попросила забрать её к ним. Девушки подсказали ей, что надо прийти на берег Амура, найти в скале пещеру и войти в неё (рис. 9, стр. 14). Старуха так и сделала, и как только она вошла в пещеру, так сразу превратилась в камень и попала к своим дочкам в потусторонний мир. Стала каменной шаманкой. Перед ней лежит плоский продолговатый камень - бабушки говорят, что это гроб (рис. 5, стр. 12), в котором она отправляет души умерших в потусторонний мир. Рядом округлые валуны – это котёл и бубен (рис. 7, стр. 13). Над каменной шаманкой на отвесной скале висит её помощник – сэвэн (рис. 6, стр. 13)».
Раньше здесь всегда останавливались лодки, люди кланялись старой шаманке, оставляли угощение и просили удачу в дороге. Эту легенду рассказала нам Актанко Нюра Чиловна. Она также рассказала о том, что её родители специально сюда приезжали из села Муха, чтобы попросить у Дёло-мама о рождении дочери. Ведь в их семье было семь сыновей, а после молитвы у подножия священной скалы родилась она.
Её рассказ продолжила Мурзина Екатерина Ильинична, она поведала нам, что на Петропавловском озере был камень, который называли каменной шаманкой. В этом месте люди тоже молились. Говорили, что это «старшая каменная шаманка». Может быть этот первый большой камень на нижней гряде у села Сакачи-Алян «младшая каменная шаманка»? А рядом на валуне маски - личины - её дочери?
Владыка Амура - Черный дракон Мудур
Одним из главных изображений на петроглифах является изображение духа Амура – Черного дракона Мудура или Пуймур. Это мифологический образ, который живет в озерах с черной водой. По легендам, вода таких озер обжигала, их берега были черными-черными, на них ничего не росло. О происхождении таких озер рассказывали следующее. «Под землей есть реки, в которых жили пуймурсэл. Иногда какой – ни будь пуймур выскакивал из-под земли и оставлял после себя озеро». В мифологических представлениях нанайцев пуймур являлся хозяином, властелином реки или озера. Он похож на рыбу, и на дракона. Его туловище было покрыто чешуей, снабжено плавниками и сверкающим хвостом. Пуймуры были разного цвета. В легендах есть упоминания о темном пуймуре, о пуймуре с красной пастью и светлым брюхом. От их движения в воде образовывалось девять волн. Пуймур мог бегать, летать, он хорошо плавал и нырял. У него из пупа шел огонь. Долго вне воды он находиться не мог, его чешуя высыхала. Вот как описывали его низовские нанайцы: «Наступит ночь – пасть его огнем светится. По земле пройдет – за ним река останется. В воде разыграется – поднимаются огромные волны»7.
Род Ходжер
Нанайцы считали, что род Ходжер произошел от дракона Пуймур. Случилось это так. Одна девушка из рода Ходжер забеременела без мужа. Чтобы скрыть свой позор, новорожденного ребенка она бросила в реку. Его тут же проглотил Пуймур. Мальчик стал расти в желудке у Пуймура. Вырос и стал хозяином реки. От него пошел род Ходжеров. Весной, когда на Амуре, начинался ледоход и огромные льдины проплывали, мимо грозного Пуймура – водного дракона, который выбит на большом валуне, говорили – Дракон меняет чешую. В это время нельзя было мять рыбью кожу на деревянном станке колотушкой. А также нельзя было ударять чем-либо по льдинам, иначе Дракон отомстит, заберет к себе...
Заключение
Значение Сикачи – Алянских петроглифов безгранично. Сначала природа, а потом древние художники сделали это место гармоничным соединением духовных и естественных начал. «Мифы, легенды, сказки возвращают нас к началу начал. Создаваемые на протяжении многих столетий, они стали оберегом Дальнего Востока и неким посланием в будущее: ведь в них так просто и ясно говорится о том, как нашу землю любить и беречь» - пишет на страницах «Словесницы Искусств» главный редактор Елена Глебова.
Очень правильно сказано. Сказки, легенды учат нас быть справедливыми, где добро должно побеждать зло, учат соблюдать общечеловеческие законы, быть честными и добрыми. Через легенды и предания мы узнаём о запретах, и о том, какие нас ждут последствия, если их нарушить. Они примиряют человека и природу, учат мудрому подходу к жизни. Передавались из уст в уста, часто дополнялись чем-то новым, лишь потом их стали записывать учёные – исследователи, появились книги с легендами и сказками. Но наша «каменная книга» всегда останется открытой для всех, будет «белым пятном» в нашей истории, потому что никто и никогда не знает, что хотел рассказать нам, своим потомкам, в том далёком каменном веке наш прапрапра… пращур. Всё, что мы сейчас знаем - это предположения и догадки. Настанет время, и нам в свой черёд придётся рассказывать эти мифы и предания своим детям, возможно, что-то новое, вплетая в соответствии с изменениями в современной жизни, чтобы оградить их от ошибок и неудач в жизни.
Окаменелые лики и сейчас остаются особо почитаемым и священным местом для коренных жителей Приамурья. Порой со скорбью и великим сожалением смотрят, как на тысячелетних магических рисунках появляются надписи современных вандалов, которым не знакомы понятия культура, вечность и красота9.
Поэтому в настоящее время петроглифы нуждаются в охране. Экология, время и люди вносят свои изменения, тем самым портят археологический памятник мирового значения…
Примечания
¹ Буссе Ф. Ф. и. Кропоткин Л. А. Остатки древностей в Амурском крае. Записки общества изучения Амурского края, т. XII, Владивосток, 1908, стр. 63.В.
² Медведев В. Е. Эпоха неолита // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – 4(24). – с. 42-43.
³
4 Лопатин В. А.. Гольды амурские, уссурийские, сунгарийские. Опыт этнографического исследования. Владивосток, 1922, стр. 126.
5 Laufer В. Petrogliphs on the Amoor. American Anthropologist, № 5, I, 1899, рр. 749 – 750.
6 Авдеев А. Д.. Маска. Опыт типологической классификации по этнографическим материалам (статья первая). Сборник Музея антропологии и этнографии, т. XVII, М. – Л., 1949, стр. 253.
7. Мельникова Т. М. Ненастоящий дракон Пуймур // Словесница искусств. – 2003 (12). – стр. 38.
8 Там же, стр. 39.
9 Ласкин Д.В. Петроглифы Сикачи – Аляна – мифы, воплощенные в камне // V Гродековские чтения. –30мая –4 июня 2006. (часть III). – стр.85 – 89.
Информанты:
Актанко Нюра Чиловна, 1930 г.р., род. в с. Муха
Актанко Ольга Сынувна, 1931 г.р., род. в с. Муха
Мурзина Екатерина Ильинична, 1927 г.р., род. в с. Сикачи – Алян
Литература:
1. Глебова Е. Космический лось. Возвращение
2. Деревянко А.П. В Стране трёх солнц. – Хабаровск: Кн. Изд-во, 1970. – 144 с.
3. Окладников А.П. Олень Золотые Рога. Хабаровск: Кн. Изд-во, 1989.
4. Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. – Л.: Наука, 1971. – 336 с.
5. Окладников А.П. Лики древнего Амура. Новосибирск 1968.
6. Самар Е. Д. Под сенью Родового Древа. Хабаровск: Кн. Изд-во, 1990.
7. Чадаева А. Древний Свет. Хабаровск: Кн. Изд-во, 1990.