Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

МОУ СОШ с.Сикачи-Алян

Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Исследовательская работа по истории родного края по теме:

«Моя мала Родина – Сикачи-Алян»

Оненко Анастасия,

ученица 6-го класса

МОУ СОШ с. Сикачи – Алян


Руководитель:

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ с. Сикачи – Алян

Оненко Светлана Николаевна

Адрес: 680526,

Хабаровский край,

Хабаровский район,

с. Сикачи – Алян,

ул. Октябрьская, 1«а»

2011г.


План

Введение

1. Окно в неведомый мир

1.1. История происхождения названия села

1.2. Основные занятия жителей села

2. Настоящее села Сикачи-Алян

3. Замечательные люди моего села

Заключение

Библиография

Приложения


Введение

Актуальность работы. Каждый человек любит то место, где он родился. Моя малая Родина – это Сикачи – Алян особа дорога мне и моим друзьям. Казалось бы, обычное село, со своими проблемами, но оно у нас уникальное. Спросите, чем? С самого раннего детства, в летний период времени, я ежедневно вижу здесь туристов, а приезжают они полюбоваться, «прикоснуться» к одному из самых древних памятников археологии наскальных рисункам – петроглифам, природа. И это еще не все, что привлекает людей с разных уголков нашей земли в Сикачи-Алян. Мы сумели сохранить историю своего народа, культуру, традиции, конечно не в первоначальном виде, но все же … Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.

Цель работы. Изучить историю села с целью сохранения культурного наследия народов Приамурья.

Задачи исследования:

· Активизация поисковой, учебно – исследовательской деятельности учащихся.

· Воспитание дальневосточника – россиянина, чувства любви к «малой» Родине.

· Расширение и углубление знаний учащихся по истории края, географии, дальневосточной литературе.

Хронологические и территориальные рамки исследования с периода образования с. Сикачи-Алян до настоящего времени. Территориальные рамки ограничены селом Сикачи-Алян.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечания и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели, задачи, исследования, хронологические и территориальные рамки. В первой главе описывается история происхождения названия села, занятость населения. Во второй главе я показала, каким настоящим живет моё село. В третьей главе рассказывается о замечательных людей Сикачи-Аляна. В заключении обобщены основные результаты работы, сформулированы выводы, показаны основные проблемы поселения Сикачи - Алян.

…Здесь я родился и вырос,

Здесь мой любимый край.

В среднем теченье Амура

Родина всех нанай.

Здесь я родился и вырос,

В этом таежном краю.

Самую лучшую песню,

Край мой, тебе отдаю.

Аким Самар. Мой край.

Окно в неведомый мир.

История происхождения названия села

Село Сикачи – Алян находится в 74 км от Хабаровска по федеральной трассе Хабаровск - Комсомольск на берегу Амура в живописном месте уссурийской тайги. Сказочно богат ее живописный мир. Даже видавший многое на свете знаменитый путешественник Пржевальский, удивленно говорил: « Как – то странно непривычному взору видеть такое смешение форм севера и юга… В особенности поражает вид ели, обвитой виноградом, или пробковое дерево и орех, растущие рядом с кедром и пихтой»¹.

«…Некогда всесильный Север теснил Юг. Вот уж было, совсем воцарился он в Приамурье: землю глубоко проморозил и реки наледями покрыл. Стужи такой напустил, что деревья начали лопаться, а птицы на лету замерзали. Появилось много полярных зверей. Но пришел Юг, жарким дыханием растопил снег и льды, обвил лианами деревья. После теплых ливней пышно зазеленели леса, привлекая к себе тропических птиц и бабочек, зацвели лотос и женьшень. Тепло стало. Снова вернулся Север со своей колючей зимой и говорит Югу: «Убирайся с Амура, тут мои владения!» А Юг отвечает: «Не уйду с этой земли. Отныне охранять ее будет тигр. Он съест твоих северных оленей, и тебе не на чем будет ездить». Позвал Север на помощь бурого медведя.

Так встретились хозяин тайги с владыкой джунглей и вступили в смертельный бой. То тигр одолевает, то медведь на тигра наседает. Тигр ловок и стремителен, а медведь силен и вынослив. Долго боролись, но так ничья и не взяла.

С тех пор тигр с медведем недружно живут на Амуре…

Удивительна мудрость народная! Как точно отразили в своем сказании своеобразие страны Амурии: нет на территории нашей страны, да и в приле­гающих странах, еще такого места, где в природе тесно и перепутались, слились в единый экологический комплекс Север и Юг².

В конце XIX века селения имели общее название – Галбун, а всех жителей именовали галбунка, дословно, живущие в Голбун³. По словам Ольги Сынувны Актанко, «старые люди в прошлом говорили о Сикачи-Аляне как о Голбо»4. Старинное нанайское стойбище Голбо располагалось на первом холме от залива, далее на двух холмах – русская деревня.

Современный вариант названия села Сикачи-Алян появляется в архивных документах 1935 года. Сегодня жители села между собой называют его просто Алян. Оно раскинулось между двумя утесами, верхний утес – Гасян, нижний - Сакачи. В древности между утесами протекала река Орда, теперь она обмелела и превратилась в заводь, далеко уходящую вглубь берега, по-нанайски алян. Верхний утес и селение у него называлось Гасян, что в переводе с нанайского языка – поселение, где проживало не более ста человек.

Г.Г.Левкин, военный топограф, считает, что причиной возникновение названия Сикачи-Алян послужили петроглифы. Из - за них назвали этот участок берега Сакачи – место злого духа или место, где обитают души людей, не попавших в загробный мир. В качестве доказательства своей версии Г. Г. Левкин приводит орочское слово сака, которое означает злого духа7. В нанайском языке есть подобное слово сайка. Так нанайцы называют злых духов, рождённых от брака кровных родственников. Их считали опасными для новорожденных. Они преследовали, изводили, убивали души младенцев5. Ульчанка А. И. Ходжер вспоминала, что ее муж – нанаец из Сикачи – Аляна говорил: «Родители детям не разрешали туда ходить, им опасно вроде там, грех»6.

Другую версию происхождения названия нашего села Г.Г. Левкин услышал от Актанко Владимира Федоровича, лесника из Сикачи - Аляна: «… от нанайского Саяхту – Алян – Меченный с двух сторон залив. А.П.Окладников приравнивал слова «алян» и «голбун» в их значении, оба переводил как «улово, глубокое место, удобное для рыбной ловли»7.

В источниках начала XX века у села появляется название Сакачи – Алян. В 1932 - 1933 годах Сакачи – Алян входил в Переяславского – Постышевского района, но уже назывался Сикачи – Алян8.

На утесе Гасян люди селились давно и о возрасте поселения, говорят находки, найденные при раскопках. На утесе найдены орудия труда из камня, которые относятся к XII X тысячелетию до н. э. Древние поселения были небольшие, состояли из трех – пяти жилищ, но они были больших размеров. Найдена основа жилища, площадь которого почти 100 квадратных метров. Интересно, то, что самые древние жилища даже не имели дверей, входом им служило дымовое отверстие. Окна смотрели только на запад, мы как все язычники верили в загробную жизнь и считали, что покойнику требуется все то, что нужно живому человеку. Рядом с жилым помещением ставили жилище для покойника, чтобы эти жилища отличить в них ставили разное количество окон: в жилом – нечетное количество окон, а в нежилом – четное.

В 1950-е годы в Сикачи-Аляне началось строительство типовых двухквартирных домов силами колхоза. Первый дом был сдан в 1956 году и в него переселилась семья молодого учителя Перменко Т.В. И началось переселение жителей села из землянок и фанз. С тех пор дома не строились и не ремонтировались, поэтому большинство из них пришли большую ветхость.

Основные занятия жителей села

Основными видами деятельности жителей села были рыболовство и охота, кроме этого нанайцы вязали на заказ сети, изготовляли лодки, выделывали кожи и звериные шкуры, разводили собак, в каждой семье было до десятка, особенно любили черных. Черный цвет считался праздничным, приносящий удачу.

Ученые считают, что наши предки вывели новую породу собаки – нанайскую лайку. Они никогда не заводили собак в дом, поэтому они уменьшились в размерах, но стали очень пушистыми, с маленькими ушками и голубыми глазками.

В начале XX века некоторые жители были крупными поставщиками рыбы, дров, мехов и т.п. Например, нанаец Гаврила ежегодно засаливал 5-6 бочек кеты и несколько бочонков кетовой икры, которые продавал содержателям лавок на Хабаровском базаре. Опытные охотники занимались выращиванием медвежат и продажей нивхам в Николаевск-на-Амуре. Медвежат подбирали весной, продавали в годовалом возрасте. Медведь – хозяин тайги и от него зависела удача на охоте, поэтому весной устраивали медвежьи праздники. Они могли длиться несколько дней, с песнями, танцами, играми и состязаниями, после такого праздника медведь просто обязан пригнать дичь к селению.

Давным - давно в одно селение приехала молодая семья с двумя детьми: мальчиком и девочкой. Их очень хорошо приняли, помогли построить жилище, поделились продуктами, одеждой. Но большинство стариков с неприязнью отнеслись к ним и считали, что они принесли несчастье в селение, но никто не мог назвать причины такой неприязни. Пока однажды не приехала старая шаманка. Когда она увидела эту семью, очень испугалась и поведала историю этой семьи. Родители этой семьи были пришлыми. Пришли они на Амур из далека и не знали, что селиться в заброшенных селениях нельзя. Заброшенные селения называются – Сусу, их бросали в результате эпидемий. Пришлые люди поселились и вскоре все умерли от страшной болезни и остались живыми мальчик и девочка, но они были так малы и не знали, что они брат с сестрой. Когда их нашли люди, то их разобрали в разные семья, так они стали представителями разных родов. Когда выросли, поженились и у них появились дети. А у нас считается, что при кровосмешении появляются дети, которые со временем превращаются в злых духов, которые сначала вредят своим близким, за то, что они нарушили закон, а затем всем остальным. Однажды мужчина вернулся с охоты без добычи, а жене сказал, что он долго гнался за оленем, в конце – концов, убил его, но так устал и мясо не принес. Женщина отправилась за мясом и попала под самострел и погибла. После смерти жены, мужчина взял детей и отправился в лес. В лесу он посадил девочку на тропу, где ходил медведь, а мальчика – где ходила тигрица, а сам сбросился с высокой скалы и разбился. Но звери детей не тронули, от тигрицы пошел старинный нанайский род – Актанка, а медведь дал начало таежному роду – удэгейцев, и является хозяином тайги. После медвежьего праздника люди считают, что медведица обязательно пригонит дичь к селению. Какая женщина захочет, чтобы ее дети умерли голодной смертью.

В начале 1930-х годов был создан колхоз «Красный путь». Колхоз располагал конюшней в 13 лошадей, коровником с 7 – ю единицами крупного рогатого скота, свинофермой, где откармливали 5 свиней, на колхозной пасеке было 80 пчелосемей. Колхозники работали либо в рыболовецкой, либо полеводческой бригаде. Комсоргам была моя бабушка Оненко Светлана Дмитриевна, которая часто рассказывала, как они работали, как тяжело им жилось, но они не унывали и верили в счастливую жизнь.

В 1943 году колхоз был, переименован в колхоз имени Максима Пассара и просуществовал, в селе до конца 1950 годов. Герой России Пассар Максим Александрович родился в Сикачи – Аляне. Окончил начальную школу и продолжил учебу в Найхинском интернате. В 1942 году ученики во главе с директором школы добровольцами ушли на фронт, а в 1943 году снайпер Максим Пассар геройски погиб под Сталинградом.

3 марта 1960 года собрание уполномоченных постановило объединить колхозы. После укрупнения колхозов центральная усадьба была перенесена в Елабугу. Рыббазу закрыли, ферму и пасеку увезли, закрыли почту, и село пришло в упадок. Многие жители переехали, кто в соседние села, кто в город Хабаровск. В том же году Сикачи – Алянский сельский Совет был перенесен в село Малышево.

Настоящее села Сикачи-Алян

Сикачи-Алян, или, как говорим мы, местные, Алян, деревушка маленькая, растянулась вдоль Амура почти на три километра. Несколько домов расположились на трех высоких холмах над Амуром, остальные примостились в низине. После войны пекарем работал Карпачев, который приехал к нам село после войны. Помогала ему Оненко Вера Ивановна, которая во время войны работала медицинской сестрой на корабле Краснознаменной Амурской флотилии. Выпекали такой хлеб, что за ним приезжали не только с соседних деревень, но и с Хабаровска и других районов.

В 1967 году пекарню отдали под мастерскую по пошиву тапочек в национальном стиле Хабаровского объединения народных художественных промыслов и сувениров «Амурские узоры», она просуществовала до 1990 года. В ней работали многие жительницы села, как женщины, так и мужчины, бригадиром в мастерской была Е. И. Мурзина. Она была первым ребенком, который родился в доме, а не в шалаше, специально построенного для роженецы.

Давно нет уже богатого рыболовецкого колхоза, мастерской по пошиву национальной обуви. Об умелых рыбаках и охотниках остались только легенды. В Сикачи-Аляне, как и во многих селах, безработица. Люди выживают, кто как может. Многие делают амулеты на все случаи жизни: при болях в суставах, от недугов желудка, на удачу. Их продают туристам, для которых они не более чем экзотические сувениры, а для сельчан – дополнительный, а порой и единственный заработок. Для немногих мужчин основной вид деятельности – рыбалка, другие же находят решение своих проблем в пьянстве.

Нелегко приходится селу и его жителям, но, несмотря на все трудности, Сикачи-Алян не просто живет, а возрождается, благодаря своим традициям и обычаям.

В 2004 году был сдан в эксплуатацию социально-культурный комплекс, в который входят общеобразовательная школа, детский сад, клуб, библиотека, медпункт, музей «Петроглифы Сикачи - Аляна» - филиал Хабаровского краевого музея им. Н.И.Гродекова и администрация села.

В школе и детском саду преподается родной нанайский язык. Работают кружки: «Национальная вышивка», «Школа танцев», «Национальные виды спорта», «Работа с берестой и плетение из лозы», кружок по краеведению. Своими песнями и танцами радуют не только жителей села, но и гостей фольклорные коллективы «Айсима» («Золотой») руководитель Донкан В.Л. и «Биалтан» («Лунный свет») руководитель Актанко И.Е.

Замечательные люди моего села

Край, в котором мы живем и работаем – богатейшая сокровищница отечественной культуры. Его земля и по ныне хранит неразгаданные археологами тайны, многочисленные памятники древних культур, исторические свидетельства жизни народов, когда – то населявших берега Амура. Искусство художников и мастеров Приамурья уже давно стало неотъемлемой частью жизни России.

В 30 – 50 годы на Нижнем Амуре, в Сикачи – Аляне, работали такие талантливые мастера и резчики по дереву, как Ойса Актанка, Филипп Оненко, Марк Оненко, Майла Актанка и многие другие. Майла Актанка – признанный нанайский мастер. Успешно занималась всеми видами народного ремесла: вышивкой, изготовлением национального костюма, изделиями из бересты и созданием авторских орнаментальных композиций. Ей была близка национальная эстетика, она хорошо чувствовала красоту нанайской души. Стояла у истоков создания текстильного ковра как самостоятельного вида творчества. С творчеством этого мастера связана целая эпоха в искусстве Приамурья: время, когда аборигенное искусство Дальнего Востока «ворвалось» в выставочные залы. В 1937 году ее искусство было удостоено Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Её работы охраняться в фондах Дальневосточного художественного музея. И ее внучка Оненко Вера Ивановна была большой мастерицей, обшивала всё село: шила пальто, костюмы, платья, вязала крюком, вышивала салфетки, скатерти, ковры.

Жить в этом древнем нанайском селении и не быть художником – орнаменталистом, певцом или танцором просто невозможно. Сама аура Сикачи-Аляна как бы призывает к художественному творчеству и поэзии. Ведь не зря наши предки оставили нам уникальный памятник археологии – «каменную галерею» - петроглифы.

Сколько замечательных и интересных людей живет у нас, которыми можно гордиться. Это народные мастерицы – Актанко Нюра Чиловна, Самар Эмма Алексеевна, Киле Елена Александровна; хореограф – Дечули Мадо Сопчовна, член Союза художников Илья Лиханов. Его живописные полотна выставлялись за рубежом в престижных картинных галереях, а также города Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Нельзя не сказать о Николае У – резчике по дереву. Николай У из тех художников, которые наделены особым чутьем. Дерево послушно его рукам, кажется, оно оживает, разговаривает. Это похоже на диалог мастера с вечностью. По мнению искусствоведов, Николай У первый абориген, работавший по законам «европейской» графической и живописной техники, но остающийся аборигеном по мироощущению и мироотражению. Многие работы его вошли в коллекцию Дальневосточного художественного музея, Московского музея народов Востока, а также украшают частные российские и зарубежные коллекции.

Когда – то Николай Менцер прочил ей вокальное будущее, но она выбрала рисование, что любила больше всего. Сегодня Елена Александровна Киле член Союза художников России, ее работы выставлялись в Италии, Канаде, Америке, Голландии, Франции и Японии. В ее декоративных панно звучат мелодии родного Приамурья, сказания и легенды. Графика Елены Александровны – яркая и озорная. Это словно картинки из жизни, подсмотренные ею и облеченные в веселые и добрые образы.

Наше село имеет свой гимн. Песню, которая так и называется «Гимн Сикачи - Аляна». Наш руководитель кружка рассказала, как однажды на семинаре в городе Комсомольске – на – Амуре, она познакомилась с поэтессой Ходжер Раисой Алексеевной. Малой родиной Раисы Алексеевны является Сикачи – Алян, здесь она родилась и провела свое детство. Узнав, что у села нет своей песни, пообещала написать. Буквально, через полгода она с фольклорной группой приехала в Сикачи – Алян. Красота села ее так поразила, что уже по дороге домой слова сами сложились в красивую песню – «Гимн красоты, гостеприимства и доброты». Так при встречи рассказала Раиса Алексеевна о создании песни. А у нас появилась своя песня о Сикачи – Аляне.

Заключение

Проведенное мной исследование дает право утверждать, что существует несколько проблем в развитии родного села – это безработица, проблема жилья, пьянства. Без помощи государства наше село не сможет решить эти проблемы. Они ведь проблемы не только нашего села, но и всей страны.

Но национальные села, как наше сегодня не должны выживать, они должны жить и давать силы свои жителям.

А историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.

И в последнее время не только дети, но и взрослых стремятся узнать историю своего народа, скорее всего это связано с тем, что часто приезжают туристы, которые интересуются историей села, петроглифами, а значит можно заработать деньги.

Примечания

1. Усенко Н.В. Тропинка в лес. Рассказы о амурской природе / Авт. Вступ. Ст. С.Д. Шлотгауэр. – 2 е изд., перес. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2005. – 208 с.: ил. – (Дальний Восток России. Окно в природу).

2. Махинов А.Н. Современное рельефообразования в условиях аллювиальной аккумуляции. Владивосток. Дальнаука. 2006 г. с. 231.

3. ПМА 1999 г., от Мурзиной Е.И., с. Сикачи – Алян.

4. ПМА 2002 г., от Актанко О.С.

5. Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. – Хабаровск, 1991. – с. 62.

6. ПМА 2002 г., от Ходжер А.И., г. Хабаровск.

7. Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. М., 1971 с. 17.

8. Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток, 1922, с. 77.

9. Арсеньев В.К. Собр. Соч. Т. 3. Владивосток, 1947. С. 7,8.

10. ПМА 1999 г., от Мурзиной Е.И.

11. Первый Туземный съезд Д.В.О.: протоколы съезда с вводной статьей А.Липского. – Хабаровск, 1925. – с. 114.

12. ГАХК.Ф.Р-1519,оп.1, д.510, лл. 6,8,17.

Список литературы

1. Вараксина Л.А. Первый туземный съезд Дальневосточной области // Словесница искусств. 2003. №12.

2. Глебова Е.В. Космический лось. Возвращение: Сюжеты путешествий. – Хабаровск, 2007. – 104 с., ил.

3. Деревянко А.П. В стране трех солнц. Рассказы археолога о древностях Приамурья. – Хабаровск, Кн. Изд., 1970.

4. Ципкин Ю.Н. конкурсные работы учащихся по краеведению. Методические рекомендации для учащихся и педагогов образовательных учреждений. Хабаровск, ХК ЦДЮТиЭ, 2004. – 29 с.

Приложения

Карта расположения с. Сикачи-Алян


 

Макет утеса Гасян в Музее «Петроглифы Сикачи - Аляна».


Утес Сакачи


Берег Амура.


Утес Гасян.


с.Сикачи-Алян. Середина XX в.


с.Сикачи-Алян. Конец XX в.


Осенняя путина. Середина XX в.


Зимняя рыбалка. Середина XX в.


Нанайская мастерица из с. Сикачи – Алян М.Е. Актанка с исследователями из г. Ленинграда. 1930 год. Из семейного архива, Хабаровск


Ковер. 1941

Ткань, аппликация, вышивка. 118 x 286

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск


Социально-культурный центр


Илья Дмитриевич Лиханов


Николай Николаевич У