Протокол №1
заседания МО учителей математики, физики и информатики
от 29.10.2011г.
Повестка заседания
1. Утверждение плана на МО на 2011-2012 учебный год, внесение изменений и дополнений.
2. Рассмотрение рабочих программ по предметам: математика, физика и информатика, календарно-тематическое планирование в контексте проекта требований ФГОС ООО.
3. О работе с УМК по учебнику Г.В.Дорофеева в 5-6 классах.
По первому вопросу слушали Деряеву Л.А. «Утверждение плана на МО на 2011-2012 учебный год, внесение изменений и дополнений»
В 2011-2012 учебном году предлагаю продолжить работу по темам самообразования:
Деряева Л.А., учитель математики – «Современный урок, пути его интенсификации»
Донкан А.Г., учитель физики и информатики – «Индивидуальные возможности учащихся и дифференцированное обучение»
Работу МО подчинить цели – повышения качества обучения математики, физики и информатики и развитие профессионального мастерства учителя для эффективности предметного образовательного процесса. Для этого:
I. Рассмотреть на заседаниях МО такие теоретические вопросы: 1) Формирование навыков умственного труда у учащихся разных уровней активности; 2)Создание условий на уроке и во внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно-познавательной деятельности; 3)Оптимизация применения объяснительно-иллюстративного методов обучения на уроках физики и информатики; 4) Использование современных технических средств в преподавании математики, физики и информатики.
II. Организовать взаимопосещение уроков с подробным анализом и самоанализом.
III. Повышение качества обучения рассматривать с позиций заинтересованности учащихся в изучении данных предметов.
По второму вопросу заслушали Донкан А.Г. Рассмотрение рабочих программ по предметам: математика (арифметика ,алгебра, геометрия), физика и информатика.
При разработке рабочих программ и составлении календарно – тематического планирования необходимо руководствоваться письмом министерства образования и науки Хабаровского края от 6 апреля 2010г. №47-3315/10-14 « О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения»
Структура рабочей программы учебного предмета: 1).Пояснительная записка, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета.
2).Общая характеристика учебного предмета.
3).Описание учебного предмета в учебном плане.
4).Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
5).Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
6).Содержание учебного предмета.
7)Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
8)Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пример. Механические явления (70 часов)
1.Кинематика (20 ч.)
2.Динамика (30 ч.)
3.Законы сохранения импульса и механической энергии (16 ч.)
4.Механические колебания и волны (4ч.)
Итоговые планируемые результаты по теме «Механические явления»
Ученик научится:- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства и условия протекания этих явлений. Т.д.
Ученик получит возможность научиться: - различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов;
-владеть приемами поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и т.д.
По третьему вопросу слушали Деряеву Л.А. «О работе с УМК по учебнику Г.В. Дорофеева в 5-6 классах»
В УМК под редакцией В.Г.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина включаются следующие пособия: У- учебник, РТ- рабочая тетрадь, ДМ- дидактические материалы, КР- контрольные работы .
Общей особенностью учебного материала в данной системе обучения является явное включение новых знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, внимание к интеллектуальному развитию школьников, формированию их вычислительной культуры, логического мышления, пространственных представлений, изобразительных умений. В курсе заложены начала вероятностно-статистической линии: формируются на интуитивном уровне начальные вероятностные представления. Дети учатся извлекать информацию, представленную в виде таблиц и диаграмм. Важно то, что весь материал в учебнике направлен на обеспечение центральной методической идеи- реализации уровневой дифференциации в обучении .
Содержание курса полностью соответствует образовательному стандарту.
Программа рассчитана на преподавание курса математики в объеме учебного времени 170 часов (5 уроков в неделю).
Система контроля в 5-6 классах представлена через тематические зачеты по арифметическим и алгебраическим вопросам курса, тематические проверочные работы по геометрии, итоговые контрольные работы и тесты и в целом отвечает идеи уровневой дифференциации, т.е. предусматривает проверку достижения всеми школьниками обязательных результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
Решение:
1. Утвердить план МО на 2011-2012 учебный год
2. Планирование, контроль и методику обучения строить в соответствии с результатами обучения.
3. Утвердить на первое полугодие календарно-тематические планы, графики контрольных, лабораторных работ и зачетов, взаимопосещений уроков.
Руководитель МО: ___________ Л.А. Деряева
Протокол №3
заседания МО учителей математики, физики и информатики
от 16.03.2012г.
Повестка заседания
Оптимизация применения объяснительно-иллюстративного методов обучения на уроках физики и информатики.
Использование современных технических средств в преподавании математики, физики и информатики.
Анализ проведения недели физики и математики.
Утверждение текстов промежуточной аттестации по математике в 5-8 классах
По первому вопросу слушали Деряеву Л.А.
«Оптимизация применения объяснительно-иллюстративного методов обучения на уроках физики и информатики»
Метод обучения определяется как способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению поставленной цели.
Объяснительно-иллюстративный метод отражает деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Более 80% информации человек усваивает с помощью органов зрения.Повышая активность зрительных рецепторов учитель может расчитывать на более высокое усвоение темы.
Для оптимизации познавательной деятельности на уроках информатики, физики целесообразно представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие работы самих учащихся(рисунки, проекты, видеофильмы и т. д.) могут служить в дальнейшем дидактическими средствами обучения.
Воспитание собственным примером-необходимое качество учителя : создание собственных работ и пректов и их демонстрация перед новыми видами практических работ, разработки опорных конспектов по физике, создание обучающих карточек-заданий, оформление различных объявлений.
Требование времени усиливает нагрузку на учителя и учащихся, в связи сэтим необходимо использовать интерактивные методические пособия по информатике и физике.
В процессе обучения физике школьников учат наблюдать явления в окружающей природе или в ходе демонстрируемых учителем опытов. Наблюдение и описание опытных фактов учащиеся проводят при выполнении лабораторных и фронтальных работ, в физическом практикуме, в домашних опытах. Особая роль в обучении физике принадлежит так называемым учебным моделям. Для более осознанного восприятия школьниками физических объектов или явлений целесообразно в ряде случаев заменять их специально сконструированными наглядными моделями, в которых существенные характеристики представлены в более доступной и наглядной форме. Число подобных учебных моделей, используемых в процессе преподавания физики, достаточно велико (модель броуновского движения, модели опыта Штерна и давления газа, модели электрических и магнитных полей с помощью железных опилок, модель продольной и поперечной волн и многие другие). Наблюдая за процессом обучения, можно увидеть огромное разнообразие видов деятельности учителя и учащихся. Учитель объясняет новый материал - это метод объяснения или метод рассказа; школьники решают задачи - это метод решения задач; делают лабораторную работу - лабораторный метод обучения; учитель использует демонстрационный эксперимент в процессе объяснения - метод демонстрации и т.д. Более того, один и тот же учитель один и тот же материал в разных классах может объяснять, используя разные методы: в одном - метод рассказа, в другом - метод беседы, а в третьем - метод исследовательской фронтальной работы и т.д. В то же время один и тот же метод обучения может быть совершенно по-разному организован в зависимости от предполагаемого уровня познавательной активности школьников и их самостоятельности. Например, лабораторную работу можно провести по инструкции, в которой обозначены все этапы работы, и учащиеся лишь воспроизведут названные учителем действия, а можно организовать самостоятельное исследование. Это будет уже исследовательский метод или метод самостоятельной работы. |
Давая домашние задания по математике, учителю в некоторых случаях следует провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
По второму вопросу заслушали Актанко О.В.
«Использование современных технических средств в преподаван6ии математики , физики, информатики»
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему "учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. • восполнить дефицит источников учебного материала; В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов: обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, тренажёры, контролирующие, учебно-игровые и т.п. |
По третьему вопросу заслушали Деряеву Л.А.
Цели проведения декады физики и математики:
повышение уровня математического развития обучающихся и расширение их кругозора;
развитие интереса к предметам;
воспитание самостоятельного мышления, воли, упорства, чувства ответственности перед коллективом.
План проведения был оформлен красочно и вывешен накануне начала проведения декады, а также объявлен на общешкольной линейке.
План:
13.02. – 22.02 Конкурс «Смекалистые» (5-8 кл)
Альбомы «Математика=Интеллект» (5-8 кл)
15.02 (ср) – «Эти великие математики» (5-8 кл)
16.02 (чт) – Математическое ралли (5-8 кл)
17.02 (пт) – Олимпиада по математике (3-8 кл)
18.02 (сб) – «Путешествие в Царство математики» (5-8 кл)
20.02 (пн) – Предметная викторина (5-6 кл)
21.02 (вт) – «Логика для малышей» (нач. кл)
Все запланированные мероприятия проводились согласно графику.В завершении декады, итоги подводились на общешкольной линейке- награждение победителей и активных участников.
Можно отметить, что Актанко О.В. студентка-практикантка 4 курса ответственно отнеслась сама и старалась заинтересовать учащихся к подготовке и проведению декады.
Дети с интересом подбирали материал для оформления альбомов и оформляли их.
Вывод: декада прошла интересно, увлекательно, дети получили навыки чтения литературы по математике, расширили свой математический кругозор.
По четвертому вопросу были рассмотрены варианты предложенных текстов итоговых конторольных работ( для промежуточной аттестации) по математике в 5-6 классах и алгебре 7-8 кл.
Решение:
1.На уроках математики,физики, информатики для оптимизации объяснительно-иллюстративного методов обучения использовать учебный материал в мультимедийном , интерактивном виде.
2.Учитывая уровни информационной подготовки учащихся применять компьютерные технологии, организуя индивидуальную, парную и групповую формы работы.В зависимости от задач урока выбирать методы назначения образовательных электронных ресурсов:обучающие, информационные ,тренажеры.
3.Утвердить тексты итоговых контрольных работ для промежуточной аттестации.
Руководитель МО Л.А.Деряева.
Протокол №4
заседания МО учителей математики, физики и информатики от 23.05.2012 года.
Повестка заседания
1. Анализ работы МО за 2011- 2021 учебный год.
2. Составление перспективного плана работы на 2012-2013 учебный год.
По первому вопросу заслушали Деряеву Л.А «Анализ работы МО за 2011-2012 учебный год»
В 2011-2012 учебном году методическое объединение работало над задачами по повышению качества обучения математики, физики , информатики и соответствия уроков достижениям современной педагогики и психологии. Вся работа была направлена на достижение основной цели:
- развитие профессионального мастерства учителя для эффективности предметного образовательного процесса.
В 2011 — 2012 году проведено четыре заседания МО, на которых рассматривались следующие вопросы:
- формирование навыков умственного труда у учащихся разных уровней активности;
- создание условий на уроке и во внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно-познавательной деятельности;
- оптимизация применения объяснительно-иллюстративного методов обучения на уроках физики, информатики;
- использование современных технических средств в преподавании математики, физики и информатики.
Были намечены пути по преодолению недостатков в преподавании физики и математики ,а также утверждены годовые календарно-тематические планы на 2011- 2012 учебный год, рабочие программы по физике, математике, информатике.
В течение учебного года члены МО работали по темам самообразования: Деряева Л.А., учитель математики- «Современный урок в малокомплектной школе»; Донкан А.Г, учитель физики и информатики- « Индивидуальные возможности учащихся и дифференцированное обучение на уроках физики». По данным темам ими были проведены открытые уроки . В ходе подготовки к открытым урокам по методической теме школы и по самообразованию оказывалась индивидуальная помощь членам МО.
При взаимопосещениях уроков членами МО и проведении контрольных срезов знаний осуществлялся сравнительный анализ знаний, обсуждались такие вопросы ,как проектирование открытых уроков по темам: «Формирование ключевых компетенций у учащихся в урочное и внеурочное время», информация по материалам методических журналов, развитие творческих возможностей учащихся при подготовке их к участию в школьных и районных турах олимпиад.
В течении всего года велась и межсекционная работа:
- проверка и контроль за ведением рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ;
- подготовка материалов к декаде математики и физики;
- изготовление и накопление методического и дидактического материалов;
- проверка ЗУН ( подготовка и утверждение текстов промежуточной аттестации);
- организация индивидуальной работы с учащимися(индивидуальные консультации, групповые занятия)
- внеклассная работа ( кружок в 6 классе, декада математики и физики);
- обмен опытом по работе над сохранением качества обучения учащихся;
- методические находки;
- организация и прохождение практики студентки 4 курса.
По второму вопросу слушали Пассар Л.В.
Исходя из анализа работы МО за 2011-2012 учебный год, предлагаю на следующий год поставить такие задачи:
1.Совершенствовать формы дифференцированного обучения учащихся.
2.Реализовывать сочетание новых и традиционных методов обучения (применение объяснительно-иллюстративных методов с использованием Интернет-ресурсов и мультимедийных технологий).
3.Усилить работу по подготовке учащихся к олимпиадам, т. е. проводить работу с учащимися, имеющими более высокие учебные возможности один раз в неделю.
Перспективный план работы МО на 2-12- 2013 учебный год.
Первое заседание: 1.Утверждение плана МО на 2012-2013 учебный год, внесение изменений дополнений.
2.Рассмотрение и утверждение календарно-тематических планов на текущий учебный год. (выступления, обсуждения, предложения).
3.Подготовка материалов к проведению в октябре школьной олимпиады по математике и физике.
Ответственный: Деряева Л.А.( сентябрь 2012 г.)
Второе заседание: 1.Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики, физики, информатики. (преемственность в обучении 4-5 классов; совершенствование работы учителя; межпредметные связи).
Ответственный: Донкан А.Г.( декабрь 2012 г.)
Третье заседание: 1.Формирование универсальных учебных действий на уроках математики и физики.( обсуждение единых требований к устной и письменной речи учащихся; рассмотрение матрицы учебных достижений: знаю, умею, могу; открытые уроки; декада; изучение нормативных к документов к ГИА.)
Ответственный: Пассар Л.В.(февраль-март 2013г)
Четвертое заседание: 1.Анализ работы МО за 2012-2013 учебный год и составление перспективного плана.
Ответственный: Деряева Л.А.( май 2013)
Решение: 1. Признать работу МО за 20110-2012 учебный год удовлетворительной.
2.Утвердить перспективный план работы на 2012-2013 учебный год.
Руководитель МО: Л.А.Деряева