nachodki.ru интернет-магазин

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Открытый урок по истории Средних веков. 6 класс. Учитель Оненко С.Н., 1 кв.к.

Тема: «Небесная империя»

Цель урока:

1. Сформировать на уровне фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей знания о средневековом Китае.

2. Продолжить развивать навыки работы с исторической и контурной картами и формировать учебную деятельность школьников с помощью проблемных и развивающих вопросов и заданий.

3. Воспитывать чувства уважения к культуре другого народа.

Новые понятия: крестьянская война, шэньши, пагода, пейзаж.

Оборудование: карта «Индия и Китай в Средние века».

I. Текущий контроль знаний и умений: 1. До какой страны не смог добраться Марко Поло? Как она называлась во времена Марко Поло? 2. Покажите на карте территорию Японии, назовите  моря, которые омывали ее берега. Каковы преимущества и недостатки географического положения Японии? 3. Каково было влияние климата, рельефа на занятия японцев в эпоху Средневековья? 4.  Какова форма правления в Японии? Кто фактически управлял народом? 5. Сопоставьте между собой японских самураев и западноевропейских рыцарей. 6. Попробуйте объяснить, как из чайной церемонии могла родиться икебана?

План изучения нового материала: 1. Вехи китайского Средневековья. 2. Волны нашествий с севера. 3. Вершины китайской культуры.

1. Какую страну в Средние века называли Небесной страной? Что вы знаете о современном Китае? (просмотр слайдов)

Работа с картой. Покажите Китай. (Китай находится в Восточной и Центральной части Азии) Назовите и покажите реки и города Китая. (Хуанхэ – Желтая река, Янцзы – Длинная река) С какими государствами Китай поддерживал торговые связи?

II. Переход от древности к Средневековью ознаменовался распадом единой империи, междоусобицами, нашествиями кочевников с севера, которые были составной частью Великого переселения народов. III - VI века — время разрухи, голода и эпидемий.

В истории средневекового Китая обычно выделяют несколько больших периодов, называемых по имени правившей тогда императорской династии: Суй (581-616), Тан (618-907), Сун (960-1279), Юань (1271-1368), Мин (1368-1644).

Вновь объединить Китай удалось лишь в конце VI века при династии Суй. Тяжелым бременем на плечи народа ложилась огромная дань, которую суйский двор уплачивал своим соседям – тюркам, чтобы избежать войн с ними. При этом была укреплена и достроена Великая Китайская стена. Одержимый идеей соединить две великие реки Китая – Янцзы и Хуанхэ, Ян-ди – император Китая распорядился строить Великий канал. Но это полезное начинание стало ненавистным народу. На принудительные работы сгоняли даже женщин.

Несмотря, на выплату огромной дани, тюрки не оставляли в покое Китай. Усмирить их обязали воеводу Ли Юаня, но у него войск оказалось мало. Сын Ли Юаня дал отцу совет: «Помирись с каганом тюрок и трон займи китайский». «Пусть будет так, как ты сказал. Или погибнет вся наша семья, или стану я владыкой Поднебесной». Вскоре император был убит приближенными. Суйская династия не просуществовала и 30 лет. Трон императора Китая занял Ли Юань под именем Гао-цзу. Он положил начало правлению династии Тан. (VIIIX вв.)

Работа с контурной картой. Наместники китайского императора из династии Тан управляли во Вьетнаме, Корее, Монголии, Тибете, Афганистане, едва ли не целиком попала в зависимость Средняя Азия. Влияние Китая простиралось почти до берегов Каспийского моря. Никогда еще его пределы не простирались так далеко. Китай был самой могущественной страной в мире.

Начало правления династии Тан (VII в.) было отмечено новым подъемом экономики Китая, чему в немалой степени способствовали широкие связи с другими странами. Китай вел очень активную торговлю — и морскую, и сухопутную. По Великому шелковому пути, соединявшему Китай со странами Средиземноморья, из Китая вывозили шелк, чай и фарфор.

С караванами купцов распространялись не только товары, но и идеи. С запада, из Индии, по Великому шелковому пути приходили странствующие монахи, которые проповедовали в Китае буддизм. Вероятно, именно китайские буддисты первыми стали в IX веке печатать книги. Иероглифы вырезались на доске, покрывались краской и потом отпечатывались на ткани или бумаге. Со временем научились делать штампы для отдельных иероглифов. Буддизм широко распространился в Китае, привлекая многих своей проповедью милосердия. Буддизм тесно взаимодействовал с традиционными для Китая религиями и конфуцианством. Характерной чертой средневекового Китая была религиозная терпимость, сосуществование и взаимовлияние разных религий. Так, Конфуций был включен в число буддистских божеств.

Для государственной власти характерны централизация власти императора, считавшегося сыном Неба, создание системы конкурсных экзаменов, что вело к возникновению лично зависимого от правящей династии ученого сословия – шэшьши. От них требовались хорошие знания философии, литературы и истории. Соискателям высших постов следовало сочинить, кроме того, художественное произведение или философский трактат. К экзаменам допускался всякий, и происхождение кандидата не имело значения.

Во времена династии Тан был изобретен порох, который использовали для фейерверков — чтобы отпугивать злых духов. Лишь намного позже стали делать и огнестрельное оружие, но оно было недостаточно надежным.

Следует отметить, что тайские императоры стремились к дальнейшему усилению страны, но, как бывало в истории Китая, очередная крестьянская война и последовавшие за ней мятежи знати завершили эпоху династии Тан.

Воспользовавшись ослаблением империи, ее северные области завоевали кочевники кидани (или китаи, от имени этих племен и происходит русское название страны — Китай), которые на территории Китая в 947 году создали государство Великое Ляо – (ляо - железо).

Но китайцы довольно быстро сумели освободиться от власти киданей. Преодолев междоусобицу, они установили в 960 году новую династию Сун.

Вновь появились многонаселенные города, где развивались ремесла и торговля. Крупнейшим торговым портом страны стал Гуанчжоу (известный у европейцев как Кантон). Китайские купцы-мореходы, ориентируясь по компасу в открытом море, добирались до берегов Японии, Индии и Индонезии. В XII веке широкое распространение в Китае получили бумажные деньги.

Однако императорам приходилось подавлять многочисленные восстания и мятежи внутри страны, отражать внешние угрозы. Своим северным соседям империя Сун выплачивала огромную дань серебром и шелком. В XII веке весь север страны захватили племена чжурчжэней и создали там свое царство — Цзинь - Золотое. Постепенно, правда, воинственные кочевники-пришельцы как бы растворились среди местного населения, переняв его обычаи, язык и культуру.

К 1234 году север Китая завоевали монголы, а к 1279 году под их властью оказалась вся страна. Вторжение монголов сопровождалось разорением и опустошением Китая. Его территория, вместе с Монголией, вошла в состав новой Монгольской империи. Великий хан Хубилай перенес свою столицу в Пекин и основал новую династию — Юань.      Монголы многое переняли у китайцев — прежде всего все, что касается военного дела: осадные машины, зажигательные смеси. Со временем монголы восстановили и прежнюю систему управления империей. Но китайцев на государственные должности не допускали — их занимали монголы и иноземцы (вот почему итальянский купец Марко Поло стал в Китае важным сановником).

В это же время в Китае побывали и другие европейские миссионеры и купцы. Сведения, собранные ими, легли в основу первых правдивых знаний средневековой Европы о Китае.

Работа с физической и контурной картами.

Задание 1.

1) Подпишите важнейшие реки Китая.

2) Закрасьте территорию китайского государства в XIXII в.

3) Раскрасьте стрелки, указывающие основные направления завоевательных походов монголов.

4) Обведите южную границу монгольских завоеваний в конце XIII в.

5) Обведите линию расположения Великой Китайской стены.

6) Обведите цветным кружком столицу Китая к концу Средневековья.

В 1368 году народное восстание свергло власть монголов, а один из предводителей восставших стал новым китайским императором. Основанная им династия Мин («Светлая» или «Блестящая») правила Китаем до середины XVII века.

Китай снова стал богатеть и возвращать былое могущество. Но очень сильными оказались горькие воспоминания о чужеземцах, наводнивших страну при монгольских ханах. Теперь китайцы с большим недоверием относились ко всему иноземному, некитайскому. Преследовались и религии других народов, проникшие в Китай при монголах. Желая меньше общаться с иноземцами, китайские правители в середине XV века сильно сократили внешнюю торговлю и даже уничтожали свои торговые корабли.

Решите кроссворд

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали прочтете имя великого хана династии Юань.

По вертикали: 1. Желтая река. 2. Династия, при которой в Китае широко распространились бумажные деньги. 3. Материал для письма, изобретенный в Китае. 4. Династия, свергнувшая власть монголов в Китае. 5. Империя, созданная чжурчженями. 6. Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях.

6

5

7

2

4

1

3

Просмотр слайдов по культуре и искусству Китая.

III . В Китае переход к Средневековью не сопровождался, как во многих других странах, забвением и утратой достижений периода древности. Напротив, благодаря совершенной письменности ученые, живописцы, поэты, зодчие смогли передать свой опыт потомкам в различных руководствах и трактатах. Китайская письменность — самая древняя из тех, которыми люди пользуются по сегодняшний день. Форма иероглифов менялась. Найдено более ста тысяч памятников китайской письменности, однако прочитать их все не удалось. Умение красиво писать — каллиграфия — считалось высоким искусством в Китае. Именно в Китае была изобретена бумага и родилось книгопечатание (подробнее см. ниже, в дополнительных материалах). Литература средневекового Китая богата талантливыми произведениями.

Расцвет китайского искусства приходится примерно на VII―ХIII вв. — время правления династий Тан и Сун. Именно тогда строились многие великолепные дворцы и храмы, в городах появились библиотеки и театры. В то время ускорилось строительство городов, как правило, по одному и тому же плану, разработанному еще в глубокой древности. Улицы были прямые, тянувшиеся из одного конца города в другой, пересекаясь с другими, такими же прямыми улицами. Города обносились стенами, увенчанными сторожевыми башнями. Городской образ жизни мало чем отличался от деревенского. С появлением буддизма в Китае одним из ведущих видов искусства стала скальная храмовая скульптура (рисунок «Сидящий Будда» на с. 303). В этот период в китайской архитектуре появляется пагода — буддийское башнеобразное культовое сооружение, которое возводилось в честь деяний святых или знаменитых паломников либо важных событий. Пагоды воздвигались на возвышенностях, были видны издалека, олицетворяя собой устремленность к высшему миру. Пагоды стали символом буддизма. Они строились по заказам императоров, знати, монастырей. Форма пагоды появилась в результате соединения архитектуры китайской дозорной башни и индийского храма (где первоначально отправляли свои молитвы буддисты). Строили их из дерева, кирпича, камня или металла. Зачастую это были хранилища буддийских реликвий. На придорожных пагодах по ночам зажигали факелы. Образ пагоды довольно широко распространен в литературе, живописи, фольклоре. До наших дней сохранились пагоды Сунъюэсы в Хэнани, Даяньта («Большая пагода диких гусей») в Чанъане.

Династия Сун — время расцвета китайской живописи и каллиграфии. В китайской живописи перспектива использовалась таким образом, чтобы человек, смотревший картину, ощущал себя не центром мира, а мельчайшей его песчинкой. Поэтому в картинах отсутствует линейная перспектива, нет единой композиционной точки, куда сходятся все линии. Мир вымысла сочетается в китайской живописи с миром реальности. Это не натурные зарисовки. На картине изображается символический пейзаж «шань-шуй» (горы-воды), в котором обобщены самые характерные особенности реальной китайской природы. Пейзажи VII—VIII вв. писались сочными синими, зелеными и белыми красками, а по краям обводились золотистым контуром. Самыми известными в то время пейзажистами были Ли Сы-сюнь, Ли Чжао-дао и Ван Вэй. Позднее живописцы — Го Си, Ма Юань, Ся Гуй — начали писать черной тушью, богатой оттенками.

Славу средневековому Китаю принесли также изделия из резного лака, керамики и фарфора, дерева, камня, кости, глины и смолы. Китайцы умели составлять букеты, и потому было распространено изготовление ваз из разнообразного материала и различных размеров. Все средневековое искусство, так или иначе, связано с религиозными верованиями китайцев и отличается неповторимым своеобразием.

Задание на дом: § 31, все виды вопросов и заданий к нему, работа с картой.


МАРКО ПОЛО ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
В КИТАЕ БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ

(Великий хан) приказывает изготовлять вот какие деньги: заставит он набрать коры от тутовых деревьев… да нежное дерево, что между корой и сердцевиной, и из этого нежного дерева приказывает изготовить папку, словно как бумагу; а когда папка готова, приказывает он из нее нарезать вот как: сначала маленькие кусочки, стоящие половину малого ливра или малый ливр… есть и в два гроша, и в пять, и в десять, и в безант, и в три, и так далее до десяти безантов; и ко всем папкам приложена печать Великого хана… Распространяют их по всем областям, царствам, землям, всюду, где он властвует, и никто не смеет, под страхом смерти, их не принимать. Все его подданные… на бумажки всё могут купить и за всё ими уплачивать; бумажка стоит десять безантов, а не весит ни одного.

Когда бумажка от употребления изорвется или попортится, несут ее на монетный двор и обменивают, правда, с потерей трех на сто, на новую и свежую…

Это свидетельство считается вполне достоверным, однако в Европе ему не верили. Прочтя отрывок в классе, можно поставить такие вопросы: что удивляло Марко Поло в бумажных деньгах? Почему бумажные деньги, невозможные в средневековой Европе, могли иметь хождение в Китае? Размышляя над этим, школьники по-новому смогут осмыслить возможности императорской власти в Китае.

МОНАХИ-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Широкое распространение буддизма в Китае вызвало желание раздобыть надежные тексты буддийских книг и поклониться местам, связанным с жизнью Будды. Наиболее знамениты два китайских паломника в Индию: Фа Сянь (конец IV — начало V в.) и Сюань Цзан (VII в.). Где верхом, где пешком, они покрыли расстояния во много тысяч километров, постоянно подвергая жизнь опасности. Оба они, вернувшись, создали ценнейшие записки о своих странствиях по Индии и Центральной Азии, отличающиеся точностью и обилием деталей. Сюань Цзан, вернувшись в Китай, привез с собой около 700 буддийских книг. Потом многие годы он переводил эти книги с санскрита. Подсчитано, что он перевел в сто раз больше слов, чем содержит Библия.

КИТАЙСКОЕ КНИГОПЕЧАТАНИЕ

Первые китайские книги писали на длинных и узких планках из бамбука или дерева; они были громоздкими и неудобными. В V—IV вв. до н. э. стали писать на шелке, но он был слишком дорог. А во II в. н. э. появилась бумага (по-китайски — чжи). Ее изобретателем считается чиновник и ученый Цай Лунь. Разного рода тряпье, древесную кору, старые рыбачьи сети растирали или разминали, замачивали, затем отжимали и прессовали. Внедрение бумаги сделало возможным другое знаменитое изобретение китайцев — книгопечатание.

Уже в VIII—IX вв. в Китае появилась техника ксилографии. На деревянную доску наносили в зеркальном отражении текст или изображение, затем часть древесины между буквами или линиями изображения удаляли, и получалась рельефная выпуклая печатная форма. Покрыв ее краской, делали оттиски на бумаге. Древнейшей известной печатной книгой является буддийская «Алмазная сутра» (868 г.). Она оказалась в составе уникальной коллекции книг, которую нашел в 1900 г. монах-отшельник Ван. Роя себе келью в горах, он наткнулся на тайник, содержавший около 25 000 книг V—Х вв.

В 1040—1048 гг. Пи Шен изобрел наборный процесс, делая отдельные литеры из глины и затем обжигая их (металлические литеры появились в ХIII в.). Однако наборный шрифт так и не вытеснил в средневековом Китае ксилографию: видимо, создание литер для многих тысяч иероглифов оказалось слишком трудоемким делом.

Уже в VII—Х вв. в Китае появилась ежедневная газета, и именно в Китае раньше всего появились первые печатные энциклопедии. Крупнейший энциклопедический словарь был составлен в ХV в. и состоял почти из 12 000 томов; его создавали более 2000 человек.