Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Литературный вечер, посвященный 190-летию со дня рождения Некрасова: "Я лиру посвятил народу своему"

Цели:

  • ознакомление с биографией и творчеством Н. А. Некрасова, развитие речи учащихся,
  • воспитание гражданственности и любви к своему народу на примере лирики поэта.

Оформление вечера:

  • литературная газета, посвященная жизни и творчеству Некрасова
  • портреты поэта и близких ему людей
  • плакаты с цитатами
  • запись музыки Г.Свиридова к кинофильму “Метель”

Оборудование:

  • магнитофон
  • слайдпроектор, экран, слайды с картин А. Г. Венецианова

Ход вечера

1 ведущий.

“Если переехать в Ярославле Волгу и пойти прямо, то очутимся на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 верст, увидим деревню, начинающуюся столбом с надписью “Сельцо Грешнево, душ столько-то, господ Некрасовых”.

В этой деревне, в семье “господ Некрасовых” и провел свое детство будущий великий певец русского народа, его страданий, его духовной силы и красоты.

Николай Алексеевич Некрасов. Поэт-гражданин, поэт-трибун. Человек удивительной судьбы.
Деятельность Некрасова была необычайно многогранна. Находясь на протяжении почти четырёх десятилетий в самом центре идейно-художественной жизни России, он был непосредственным участником весьма важных общественно-литературных событий, был связан со множеством людей.

2 ведущий.

Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье.

1 ведущий.

Никогда великие поэты России не были людьми равнодушными, никогда не стояли в стороне от общественной жизни. И. С. Тургенев писал Некрасову: «Твоя жизнь именно из тех, которые … должны быть рассказаны – потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовётся». И сегодня мы поведём разговор о жизни и творчестве Н. А. Некрасова. Попытаемся ответить на вопрос о том, каким должен быть поэт, почитаем его стихи.

2 ведущий.

(На экране появляются кадры с изображением семьи поэта)
Родился я в большом дому,
Напоминающем тюрьму,
В которой грозный властелин
Свободно действовал один,
Держа под страхом всю семью
И челядь жалкую свою.

1 ведущий.


И только тот один,
Кто всех собой давил,
Свободно и дышал,
И действовал, и жил.

2 ведущий.

Алексей Сергеевич Некрасов, капитан 36-го егерского пехотного полка, - отец поэта. Вышел в отставку с чином майора и поселился с семьёй в своём ярославском имении Грешнёво. Был помещиком средней руки – не бедный и не богатый. Он содержал большую псовую охоту – псарню с 22 крепостными охотниками. Жестокий крепостник, отец Некрасова был типичным помещиком, и в произведениях ранней молодости поэт называл его деспотом.


Чтец1.

Рога трубят ретиво,
Пугая ранний сон детей,
И воют псы нетерпеливо…
До солнца сели на коней - 
Ушли … Орды вооружённой
Не видит глаз, не слышит слух,
И бедный дом, как осаждённый,
Свободно переводит дух.
Меняя быстро пост невольный
На празднословье и вино,
Спешит забыться раб довольный.
Но есть одна: ей всё равно!
В её душе светлей не станет,
Всё тот же мрак, всё тот же гнёт,
И сон перерванный не манит,
И утро к жизни не зовёт.
Скорей, затворница немая,
Рыданьем душу отведи!
Терпи любя, терпи прощая,
И лучшей участи не жди!

1 ведущий.

Мать поэта, Елена Андреевна, женщина хорошо образованная, тонкая, была глубоко несчастна в браке с грубым, едва грамотным человеком.
По воспоминаниям грешнёвских старожилов, она была «небольшого роста, тонкая, была беленькая, слабенькая, хорошая барыня». Из детских переживаний Некрасову всю жизнь светили внимательные и добрые глаза матери.

Чтец 2.

Треволненья мирского далёкая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная –
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же являлась ты мне
При волшебно светящей луне …

2 ведущий.

Из домашнего неуюта маленький Коля убегал в простор лугов и полей, вместе с крестьянскими ребятишками он ходил в лес за грибами, купался в реке, зимой катался с гор на санках. Но больше всего любил он Волгу.

1 чтец:

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И смелый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок,
С высокой кручи на песок
Скачу по берегам реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.

1 ведущий:

Однажды он встретил бурлаков. Запряженные в лямки, они тянули вверх по реке баржу с товарами. Он побежал за ними по берегу и, когда бурлаки остановились на отдых, услышал, как один из них сказал, что ему хотелось бы умереть, не дожив до утра. Мальчика ужаснули эти слова. Он убежал домой. Но утром снова пришел на берег Волги. И здесь, “на берегу родной реки”, он впервые ясно понял, как жестоко и несправедливо устроена жизнь.

1 чтец:

О горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!

Вскоре будущий поэт приезжает в Петербург, великолепный и огромный город. (Слайды виды Петербурга) Он увидел большие дома, в которых, как ему казалось, могло жить только счастье, красивые магазины, театры.
И почти сразу же он узнал, что у прекрасных домов есть чердаки и подвалы, где душно и темно и где на голых досках влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома …

2 ведущий.

Некрасов дал себе слово не умереть на чердаке. «Нет, - думал он, - будет и тех, которые погибли прежде меня, - я пробьюсь во что бы то ни стало. Лучше по Владимирке пойти, чем околевать беспомощным, забитым и забытым всеми».
Просмотр отрывка из документального фильма о Петербурге 19 века.

1 ведущий.

Так уже с ранних лет нашёл Некрасов свою дорогу. Здесь родилась его поэтическая муза, которую он назвал «сестрой народа». Она носила в себе черты и простой крестьянки, и черты рано умершей родной матери.


Чтец 3. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

2 ведущий.

Ф. М. Достоевский сказал о Некрасове: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой доле его».

1 ведущий.

А теперь послушаем Некрасова…
(Инсценированное чтение. В исполнении учеников звучат отрывки из стихотворений «Орина, мать солдатская»)

Чуть живые, в ночь осеннюю
Мы с охоты возвращаемся,
До ночлега прошлогоднего,
Слава богу, добираемся.

- Вот и мы! Здорово, старая!
Что насупилась ты, кумушка!
Не о смерти ли задумалась?
Брось! пустая это думушка!

Посетила ли кручинушка?
Молви — может, и размыкаю.—
И поведала Оринушка
Мне печаль свою великую.

«Восемь лет сынка не видела,
Жив ли, нет — не откликается,
Уж и свидеться не чаяла,
Вдруг сыночек возвращается.

Вышло молодцу в бессрочные...
Истопила жарко банюшку,
Напекла блинов Оринушка,
Не насмотрится на Ванюшку!

Да не долги были радости.
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!

Говорит: «Поправляюсь, матушка!»
Да ошибся — не поправился,
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился...»

2 ведущий.

Всё это разные лирические персонажи и разные сознания. С. Я. Маршак писал об этой особенности Некрасова-поэта: он «уловил множество различных человеческих голосов, сохранив для нас не только интонации, но и даже тембр голоса». В готовности поэта услышать другого человека проявляется глубочайший демократизм его лирики.

Чтец 2. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская..»

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям...

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?..

1862-1863

1 ведущий.

Русские женщины!(Слайды ) В тяжёлой неволе, выполняя самую трудную работу по дому и в поле, недосыпая ночами, растили они детей. Такова судьба и Матрёны Тимофеевны, и солдатской матери Орины, и Дарьи, и тысяч других женщин России того времени.

2 ведущий:

Посмотрите на эти прекрасные, одухотворенные лица русских крестьянок, запечатленные кистью современника Некрасова, художника А.Г.Венецианова.

Демонстрируются слайды с картин Венецианова на фоне “Романса” Свиридова.

1 ведущий.

А дети? (Слайд ) Каково было их детство?
Звучит «Песня Ерёмушки»

"Стой, ямщик! жара несносная,
Дальше ехать не могу!"
Вишь, пора-то сенокосная -
Вся деревня на лугу.
 
У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;
 
Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот.
Сел я рядом с ней на лесенку,
Няня дремлет и поет:
 
"Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.
 
Сила ломит и соломушку -
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей.
 
В люди выдешь, всё с вельможами
Будешь дружество водить,
С молодицами пригожими
Шутки вольные шутить.
 
И привольная и праздная
Жизнь покатится шутя..."
Эка песня безобразная!
"Няня! дай-ка мне дитя!"
 
- "На, родной! да ты откудова?"
- "Я проезжий, городской".
- "Покачай; а я покудова
Подремлю... да песню спой!"
 
- "Как не спеть! спою, родимая,
Только, знаешь, не твою.
У меня своя, любимая...
- Баю-баюшки-баю!...
 
1859

2 ведущий.

О народе и для народа писал свои стихи поэт. И не случайно многие из них были положены на музыку и пелись простыми людьми. «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося» - всё это любимые русским народом песни на стихи Некрасова. Мы поём их много лет, отдавая дань уважения поэту.
В записи звучит песня «Коробейники».

1 ведущий.

Некрасов создал поэзию, выражающую душу народа. Говоря о страданиях простых людей, поэт в то же время подчёркивал богатство этого народа.
Исполняется отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» со слов «А потому терпели мы…».
2 ведущий.

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведёт.

1 ведущий.

Поэт верил в непобедимую силу народа, в его способность преодолеть все трудности. Никогда не оставляла Некрасова вера в то, что, как ни тяжело живётся народу, будущее за ним. 2 ведущий:

27 декабря 1877 года поэт скончался. Его хоронили в ясный морозный день. Газеты писали: “Петербург как будто проснулся раньше обычного, чтобы проводить поэта. Гроб всю дорогу несли на руках. За гробом шло множество людей, больше четырех тысяч: студенты, писатели, трудящаяся молодежь, крестьяне. Было очень много венков: “От русских женщин”, “Некрасову – студенты”, “Певцу народного горя”.

Смолкли поэта уста благородные,
Но ты оставил нам песни свободные,
Ты научил нас не падать в борьбе -
Вечная слава тебе