Анализ
работы предметных методических объединений МКОУ СОШ с.Сикачи-Алян
Хабаровского муниципального района за 2015-2016 учебный год
Основное назначение методической службы на современном этапе непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:
-обеспечение реализации федеральной и региональной программ развития;
-удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников;
-выявление, оформление, сопровождение педагогического опыта.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, являются методические объединения. В 2015-2016 учебном году в школе действуют 3 методических объединения:
1. МО учителей математики, физики и информатики – руководитель Деряева Любовь Александровна, учитель математики, I кв.к.
2. МО учителей-словесников – руководитель Конькова Ася Семеновна, учитель русского языка и литературы, I кв.к.
3. МО классных руководителей – руководитель Оненко Валерия Евгеньевна, учитель начальных классов, без категории.
Главной задачей работы методических объединений являлось оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства. Каждое методическое объединение имело свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы. На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы:
МО учителей математики, физики и информатики:
· Утверждение плана МО на 2015-2016 уч. год, внесение изменений и дополнений;
· Рассмотрение рабочих программ по предметам математика, физика, информатика; графиков: контрольных, лабораторных работ, взаимопосещений уроков;
· Подготовка материалов для школьного тура олимпиады по математике;
· Анализ результатов письменного экзамена по математике в форме ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе;
· Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях внедрения ФГОС в основной школе, психологические условия формирования личностных УУД у учащихся 5 класса;
· Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС и оценке их достижений;
· Итоги школьной олимпиады;
· Выполнение учащимися требований к ведению тетрадей;
· Отчет по темам самообразования;
· Роль игровых моментов на уроках информатики для привития интереса к предмету;
· Формирование ключевых компетенций при подготовке обучающихся к итоговой аттестации;
· Анализ результатов проведения контрольных срезов за первое полугодие по математике в 5 классе и алгебре 9, 10 классах;
· Состояние итогового повторения в 9 и 11 классах, организация работы по устранению пробелов в знаниях учащихся при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе;
· Нормативно-правовая база проведения итоговой аттестации.
МО учителей-словесников:
· Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского, английского, нанайского языков и литературы;
· Составление календарно-тематического планирования;
· Организация работы по самообразованию;
· Анализ итоговой аттестации по русскому языку в 9, 11 классах за прошедший 2014-2015 учебный год;
· Подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к ГИА и ЕГЭ в 2015-2016 уч. году;
· Содержательные аспекты организации обучения в основной школе в условиях введения ФГОС;
· Анализ итогов проведения школьного и муниципального этапов олимпиады по русскому языку и литературе;
· Применение активных технологических приемов – условие формирования демократических идей, ценностей, жизненных устоев;
· Критерии успешности учителя;
МО классных руководителей:
· Утверждение планов воспитательной работы классных руководителей;
· Составление графика открытых классных мероприятий;
· Планирование месячника безопасности детей;
· Нормативно-правовые основы деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися в социально-опасном положении;
· Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков;
· Работа классного руководителя по раннему выявлению неблагополучия в семье;
· Формы классных часов и мероприятий (обмен опытом);
· Педагогическая диагностика в работе классного руководителя;
· Определение целей, задач и содержания работы классных руководителей на основе результатов диагностики, индивидуальные собеседования по проблемам воспитания классных коллективов;
· Организация летнего отдыха детей.
В течение всего года велась межсекционная работа:
- индивидуальная работа со слабоуспевающимися учащимися;
- накопление дидактических, наглядных пособий, методической литературы;
- проведение методических пятиминуток;
- ознакомление учителей с новинками методической и художественной литературы;
- создание банка интересных педагогических идей;
- создание банка данных по изучению уровня воспитанности учащихся;
- взаимопосещение открытых классных часов и других внеклассных мероприятий;
- обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности;
- проверка состояния рабочих и контрольных тетрадей учащихся;
- проведение пробных экзаменов в 9, 11 классах,
- осуществление преемственности начальной школы и среднего звена.
В течении учебного года члены МО работали по темам самообразования:
· Дифференцированное обучение, как средство повышения учебной мотивации на уроках математики и физики (Деряева Л.А.);
· Активизация мыслительной деятельности на уроках математики и информатики (Актанко О.В.);
· Использование ИКТ-технологий на уроках нанайского языка (Донкан В.Л.)
· Формирование межпредметных связей в преподавании русского языка (Конькова А.С.);
· Методика обучения иностранным языкам (Ярина Е.Р.);
Практическим выходом по работе над этими темами стало подготовка докладов, сообщений и открытых уроков по предметам.
Необходимо отметить хорошую организацию открытых уроков среди учителей математики, русского языка, начальных классов. Все учителя посетили уроки своих коллег по методическому объединению с последующим обсуждением и анализом.
Можно выделить следующие недочеты по проведению открытых уроков:
- отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на среднего ученика;
- преобладает монологическая форма общения учителя с учащимися, что существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей коммуникативных умений;
- некоторые учителя не используют ИКТ, наглядные средства обучения, проводят уроки в традиционной форме.
В целом все уроки методически построены верно. При взаимопосещениях уроков членами методических объединений и проведении контрольных срезов знаний осуществлялся сравнительный анализ знаний, обсуждались такие вопросы, как различные подходы к уровневой дифференциации; различные формы опроса; организация работы по предупреждению и преодолению пробелов; необходимость насыщения уроков различными творческими заданиями.
Тем не менее, многие учителя-предметники широко используют компьютерные технологии, размещают свои методические разработке на сайте школы.
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как: предметные недели; тематические конкурсы сочинений, чтецов и художников. В программу этих мероприятий входят: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет, рисунков и составление кроссвордов.
В 2015-2016 учебном году были проведены следующие предметные недели: русского языка и литературы; нанайского языка и национальной культуры, а также были проведены: неделя безопасности, неделя парламентаризма в России, неделя финансовой грамотности. Всем учащимся была предоставлена возможность принять участие в различных мероприятиях. Были проведены классные часы, конкурсы рисунков, сочинений, внеклассные мероприятия.
По неделе нанайского языка и национальной культуре учащиеся создавали собственные словарики животных и растений Дальнего Востока, поучились сочинять синквейны (пятистрочные стихи) на нанайском языке.
По неделе безопасности были проведены родительские собрания по пожарной безопасности, безопасном поведении на воде, в лесу. Были проведены инструктажи и вручены памятки о безопасном поведении в лесу и на воде. Среди детей были проведены викторины, беседы, конкурсы рисунков, посвященные неделе безопасности.
По неделе парламентаризма в России были проведены уроки в 9-11 классах, а также тематические выставки «Парламентаризм и декократия в России».
По неделе финансовой грамотности были проведены Открытый урок-беседа от экспертов Центра гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию образования в РФ», а также Интерактивная игра для учащихся 9-11 классов «Мой план», на которой учащиеся поучились составлять свой индивидуальный план своих финансов.
Интересные, разнообразные и познавательные мероприятия вызвали большой интерес у детей, значительно увеличив мотивацию к изучению данных предметов.
Также школа участвовала в проведении ежегодной Всероссийской акции «Час кода». В рамках акции было проведено 2 урока:
· в 2-5 классе урок-игра «Алгоритмическая эстафета»;
· в 6-11 классе урок-игра «Создаем умные вещи».
При проведении эстафеты во 2-5 класса учащиеся познакомились с базовыми элементами и понятиями программирования, научились в игровой форме создавать простейшие алгоритмы.
В ходе игры учащиеся 6-11 классов познакомились со структурой работы и процессом создания технологической новинки – «умного холодильника», опробовали себя в качестве программистов, дизайнеров, инженеров, руководителей проекта.
Важным показателем учебных успехов школы являются победители и призеры олимпиад по предметам. В сентябре – октябре 2015 года проводился школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 8 обучающихся МКОУ СОШ с. Сикачи-Алян. В школе были проведены олимпиады по 8 предметам из 19-ти, предложенных Управлением образования Хабаровского района (русский язык, математика, литература, английский язык, биология, история, ОБЖ, технология).
Наибольшее количество участников было на олимпиадах по математике – 7, русскому языку – 6. Наименьшее количество участников было на олимпиадах по истории – 1, английскому языку – 1. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 8 учащихся. 6 учащихся стали победителями и призёрами олимпиад, активно участвовали обучающиеся 5, 6, 7 классов, в основном дети участвовали в нескольких олимпиадах.
В муниципальном этапе приняла участие одна ученица 7 класса – Ким Анастасия. Она участвовала в олимпиаде по предметам: биология, русский язык и математика, но призовых мест не заняла.
Также одна ученица 6 класса – Суслова Яна, участвовала в краевой олимпиаде по нанайскому языку, призового места не заняла.
Среди младших школьников дети участвовали во всероссийской дистанционной метапредметной олимпиаде по математике и русскому языку «SAPIENTI SAT», где двое учащихся 2-го класса заняли призовые места: Карпенко Александр – 3 место с результатом 85 баллов и Киндлер Дарина – 3 место с результатом 90 баллов.
Учащиеся школы принимали активное участие в различных конкурсах и викторинах.
Очные конкурсы:
№ п/п |
Название очного конкурса |
Организатор конкурса |
Участники Классы / кол-во детей |
Призовые места |
1 |
Муниципальное краеведческое комплексное мероприятие «Мои музейные открытия» в рамках краевой недели «Музей и дети» |
|
4 класс: Актанко С., Кваснюк С., Ким О., 6 класс: Суслова Я. 7 класс: Ким А.,
|
|
Заочные и онлайн-конкурсы:
№ п/п |
Название онлайн-конкурса |
Организатор конкурса |
Участники Классы / кол-во детей |
Призовые места |
1 |
Всероссийский конкурс по математике «Карта сокровищ |
Электронная школа Знаника (ООО «Электронная школа») http://znanika.ru |
С 4 по 8 кл. / 12 человек |
- |
2 |
Всероссийский метапредметный конкурс для начальной школы «Решай-ка» |
Электронная школа Знаника (ООО «Электронная школа») http://znanika.ru |
2, 4 кл. / 10 человек |
- |
3 |
Викторина, посвященная программе ранней профориентации школьников JuniorSkills |
Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие» |
С 6 по 11 кл. / 8 человек |
- |
4 |
Краевой заочный конкурс детского творчества «Сбережем родную природу» |
«Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества (ХКЦРТДиЮ)» |
Со 2 по 7 кл. / 11 человек |
- |
Школа всегда принимала активное участие в краеведческой работе. В этом году учащиеся 4 класса Актанко Снежана, Кваснюк Светлана, Ким Оксана, ученица 6 класса Суслова Яна и 7 класса – Ким Анастасия, участвовали в краеведческом комплексном мероприятии «Мои музейные открытия», в рамках краевой недели «Музей и дети», посвященной 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. За это были награждены грамотами за хорошие знания в области музееведения. Благодарственные письма получили два учителя: Донкан Виктория Леонтьевна и Оненко Светлана Николаевна за отличную подготовку учащихся и активное участие в мероприятии.
Учащиеся школы всегда проявляли большой интерес к спортивным мероприятиям, особенно к ежегодным районным соревнованиям по национальным видам спорта. В 2015-2016 учебном году в таких соревнованиях команда школы принимала активное участие. Многие ребята заняли призовые места по различным видам состязаний:
Среди девушек: Ким Анастасия, ученица 7 класса заняла 3 место по дартсу; Разничева Екатерина, ученица 9 класса, заняла 2 место по стрельбе из лука и 2 место по прыжкам в длину «тамян»; Оненко Анастасия, ученица 11 класса, заняла 1 место в стрельбе из лука и 1 место по прыжкам в длину «тамян».
Среди юношей: ученик 9 класса Перменко Николай – занял 2 место по стрельбе из лука и 3 место по прыжкам в длину «тамян» среди юношей; Донкан Тимофей, ученик 10 класса, занял 1 место в стрельбе из лука и 1 место по прыжкам в длину «тамян».
А также учащиеся заняли 1 место в командном зачете по перетягиванию каната и 2 место в командном зачете в перестрелке. В общем командном зачете наша команда заняла 1 место.
Была организована работа (дополнительные занятия, консультации) с учащимися, как со слабоуспевающими, так и имеющими повышенный уровень учебной мотивации, в 5-9 классах педагогами методического объединения учителей математики, информатики и физики – руководитель Деряева Л.А.
Руководителем мо учителей математики, информатики и физики проводилась работа по оказанию методической помощи молодому специалисту Актанко О.В.:
- подбор и изучение материалов по теме самообразования;
- изучение нормативных документов и наиболее трудных тем программы;
- знакомство с новинками педагогической, методической и литературы по психологии;
- подготовка и прохождение аттестации;
- посещение, анализ, обсуждение уроков.
Важнейшим направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации. В 2015-2016 учебном году прошли курсы переподготовки 5 педагогов:
· Донкан Виктория Леонтьевна – учитель родного языка в объеме 250 часов;
· Донкан Пётр Тимофеевич – «Педагогика» в объеме 504 часа;
· Оненко Любовь Павловна – менеджер в сфере образования в объеме 500 ч.
· Лебеденко Наталья Викторовна – менеджер в образовании в объеме 250 ч.;
· Актанко Оксана Васильевна – менеджер в образовании в объеме 250 ч., учитель физики в объеме 250 ч.
· Яровая Елена Альбертовна – учитель основ безопасности жизнедеятельности в объеме 254 часа.
Получила высшее образование по специальности учитель начальных классов Оненко Валерия Евгеньевна. Продолжают учиться заочно в ДВГГУ: Актанка Инга Евгеньевна – 3 курс, Яровая Елена Альбертовна – 3 курс.
В июне 2016 г. по плану ХК ИРО и по заявкам проходят курсы повышения квалификации: Конькова А.С. по русскому языку.
Руководителями методических объединений ежегодно проводится работа по паспортизации кабинетов. Все кабинеты имеют паспорт кабинета, план развития, комфортабельны для учителя и учащихся; в кабинетах имеется учебная, методическая литература, творческие работы учащихся, дидактический материал, учебно-наглядные пособия.
Недостаток в работе методических объединений в этом учебном году – недостаточно уроков во взаимопосещениях и по преемственности в начальной школе..
Общие выводы:
· Поставленные задачи методическими объединениями на 2015 - 2016 учебный год выполнены.
· Методическая работа проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика и учителя. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывали корректирующую помощь учителям.
· Большое внимание уделялось проблемам сохранения и укрепления здоровья, мониторингу качества образования, повышению экологической грамотности учащихся. Были использованы различные формы, которые позволили решить поставленные задачи.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:
- недостаточно эффективна работа с учащимися школы, мотивированными на учебу;
- недостаточно применяются элементы современных педагогических технологий;
- недостаточный уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и учащихся;
- отсутствие обобщения передового педагогического опыта учителей.
Задачи на 2016-2017 учебный год:
· продолжить работу по повышению качества обучения.
· продолжить работу, нацеленную на предупреждение неуспеваемости;
· обеспечить внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, улучшение качества образования на основе использования новых технологий;
· продолжить работу с мотивированными учащимися, направленную на участие в предметных олимпиадах;
· совершенствовать работу по обобщению передового педагогического опыта, обмену опытом между коллегами;
· активизировать работу, направленную на повышение уровня преподавания;
· систематически проводить мониторинг успеваемости учащихся;
· в работе МО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технология и их элементов;
· спланировать совместное проведение предметных недель в основной и начальной школе.
· создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания и стремления к здоровому образу жизни.
И.о. зам по УВР: О.В. Актанко