Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Анализ работы предметных методических объединений

МКОУ СОШ с.Сикачи-Алян

Хабаровского муниципального района

за 2012-2013 учебный год

Основное назначение методической службы на современном этапе непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:

-обеспечение реализации федеральной и региональной программ развития;

-удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников;

-выявление, оформление, сопровождение педагогического опыта.

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, являются методические объединения. В школе действуют три методических объединения:

1. МО учителей английского, нанайского, русского языков и литературы – руководитель Ярина Елена Револьдовна, учитель английского языка и литературы, I кв.к.

2. МО учителей естествознания – руководитель Оненко Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания, I кв.к.

3. МО учителей начальных классов – руководитель Донкан Виктория Леонтьевна, учитель начальных классов, II кв.к.

На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы: регулярно, один раз в четверть, проводились заседания методических объединений учителей-предметников, на которых рассматривались следующие вопросы: работа по составлению рабочих программ; пополнение дидактического материала учебных кабинетов; преемственность ДОУ – НШ - среднего звена; осуществление межпредметных связей; взаимопосещение уроков; анализ открытых уроков; самоанализ работы учителя; организация и проведение предметных недель; работа со слабоуспевающими и одарёнными учащимися; анализ ЗУН по предметам; участие в конкурсах, олимпиадах; организация подготовки промежуточной аттестаций; единый орфографический режим ведения тетрадей по предметам; ознакомление с новинками методической литературы.

В течение всего года велась межсекционная работа:

- проверка и контроль за ведением рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ;

- изготовление и накопление методического, дидактического материала;

- проверка ЗУН учащихся(промежуточная итоговая аттестация, контрольные срезы);

- организация индивидуальной работы учащихся;

- посещение уроков (по преемственности обучения и по темам самообразования)

- внеклассная работа.

Руководителям МО была делегирована часть функций по осуществлению внутри школьного контроля (контроль, анализ, качество знаний, средний балл по предметам).

В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам. В 2012-2013 учебном году все педагоги школы провели открытые уроки. Среди них можно выделить уроки молодого учителя русского языка и литературы Чипизубовой С.В., которая провела урок литературы по теме «Нахождение приемов народной сказки в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» в форме театрального представления. Урок родного (нанайского) языка по теме «Увулярные согласные» в 5 классе с использованием интерактивной доски провела учитель родного языка Донкан В.Л., на уроке учитель показала приемы применения ИКТ – технологий. Учитель математики Деряева Л.А. ответственно подошла к подготовке урока, используя дифференцированный и индивидуальный подходы обучения. Нетрадиционные приемы и национальные игры на уроках физической культуры показал Донкан П.Т.

Руководителями МО было организовано взаимопосещение уроков. При взаимопосещениях уроков членами методических объединений и проведении контрольных срезов знаний осуществлялся сравнительный анализ знаний, обсуждались такие вопросы, как различные подходы к уровневой дифференциации; различные формы опроса; организация работы по предупреждению и преодолению пробелов; необходимость насыщения уроков различными творческими заданиями. Каждый учитель посетил уроки в младшем и среднем звене. Основные направления посещений уроков: использование здоровьесберегающих технологий; формы и методы, инновационные технологии; самостоятельная работа учащихся; уровень самоконтроля за деятельностью на уроке учащихся и учителей, обмен опытом. Исходя из анализа посещённых уроков, возникает необходимость: активнее использовать на уроках ИКТ, нестандартные формы обучения, дифференцированный и индивидуальный подход к обучению учащихся; развивать у учащихся самостоятельность, самоконтроль. Большинство уроков построено методически грамотно, но уроки однообразные. Не все учителя используют разнообразные методы и формы активизации познавательной деятельности, развивают творческую активность, самостоятельность.

Учителя-предметники начали широко использовать компьютерные технологии. Новым направлением методической деятельности педагогов можно считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению  восприятию материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта. Благодаря владению ИКТ многие учителя разместили свои методические разработки на сайте школы, стали активными пользователям других образовательных сайтов.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как: предметные недели; тематические конкурсы сочинений, чтецов и художников. В программу этих мероприятий входят: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет, рисунков и составление кроссвордов.

Важным показателем учебных успехов школы являются победители и призеры олимпиад по предметам. В октябре и ноябре 2012 года проводились школьный и муниципальный туры Всероссийской олимпиады школьников. Школьный этап олимпиады проводился по следующим предметам: биологии, географии, истории, литературе, математики, обществознанию, ОБЖ, праву, русскому языку, технологии, физике, экологии. Количество учащихся в школьном этапе – 20 человек, из них победители - 8 человек. В муниципальном этапе приняли участие 2 человека по математике, учитель Деряева Л.А., победителей и призеров нет. Результаты предметных олимпиад показали, что в школе недостаточно проводится работа в этом направлении. Наблюдается пассивность среди учителей и учащихся старших классов. Ответственно к проведению школьного тура олимпиады отнеслись члены МО учителей словесников Перменко Д.М. и Оненко С.Н.

Все методические объединения уделяют большое внимание внеклассной работе с обучающимися. В 2012-2013 учебном году были проведены следующие предметные недели: биологии, посвященная 150-летию В.И.Вернадского; математики, русского языка и литературы; родного языка, культуры народов Приамурья, технологии и ИЗО. Помимо предметных недель в школе проводилась неделя по пожарной безопасности. Всем учащимся была предоставлена возможность принять участие в различных мероприятиях. Особенно активными были учащиеся начальных классов. Интересные,  разнообразные и познавательные мероприятия вызвали большой интерес у детей, значительно увеличив мотивацию к изучению данных предметов.

Была организована работа (дополнительные занятия, консультации) с учащимися, как со слабоуспевающими, так и имеющими повышенный уровень учебной мотивации.

По сравнения с прошлыми учебными годами понизилась активность участия учащихся школы в районных, краевых и Всероссийских конкурсах. 2012-2013 учебный год был «беден» на победителей и призеров. Благодаря руководителю МО учителей словесников Оненко С.Н., приняли участие: в районном семинаре по краеведению учащиеся 4-5 классов Актанко А., Ким А., Гладышева Н.); в заочной краевой школе по краеведению «Край родной, дальневосточный» - учащиеся 4, 6 классов Ким А., Перменко Н.; в краевом конкурсе, посвященном 200-летию со дня рождения Г.И. Невельского – учащаяся 4 класса Ким А. Учащиеся 2-7 классов приняли участие в заочном конкурсе экологического плаката «Мой зеленый и радостный мир», проводимом на портале «ПроОбраз 27».

Руководителями методических объединений проведена работа по паспортизации кабинетов. Все кабинеты имеют паспорт кабинета, план развития, комфортабельны для учителя и учащихся; в кабинетах имеется учебная, методическая литература, творческие работы учащихся, дидактический материал, учебно-наглядные пособия.

Общие выводы:

· Поставленные задачи методическими объединениями на 2012 - 2013 учебный год выполнены.

· Методическая работа  проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей  каждого ученика и учителя. Консультации, беседы  с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывали  корректирующую помощь учителям.

· Большое внимание уделялось проблемам сохранения и укрепления здоровья, мониторингу качества образования, повышению экологической грамотности учащихся. Были использованы различные формы, которые позволили решить поставленные задачи. Единство урочной и внеурочной деятельности учителей через факультативы, кружки, индивидуальные занятия и дополнительное образования позволило повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно отразилось на качестве образования.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:

· недостаточно эффективна работа с учащимися школы, мотивированными на учебу;

· недостаточно применяются элементы современных педагогических технологий;

· недостаточный уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и учащихся.

Задачи на 2012-2013 учебный год:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.

2. Выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.

3. Разнообразить формы проведения заседаний  МО (круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы).

4. Руководителям МО усилить контроль за взаимопосещением уроков учителями.