Вопросы граждан о введении третьего часа физической культуры
в общеобразовательных учреждений
Вопрос 1. На каком основании введен третий час физической культуры в общеобразовательных учреждениях?
Преподавание физической культуры, как и других учебных предметов
Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, программ общего образования.
В соответствии с пунктом 1 «и» перечня поручений Президента
Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № Пр-2997 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани 23 октября 2009 г. и пунктом 9 поручения Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № ВП-П-6952, приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889 в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, введен обязательный третий час физической культуры с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Вопрос 2. Почему третий час физической культуры вводится за
счет других учебных предметов? Может ли общеобразовательное учреждение заменить третий час физической культуры на другой учебный предмет?
Обязательный третий час физической культуре введен за счет увеличения на один час максимально допустимой недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), установленной требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Количество часов по другим общеобразовательным предметам осталось без изменений и соответствуют базисному учебному плану образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой данным образовательным учреждением самостоятельно.
В связи с тем, что учебный предмет «Физическая культура» введен в федеральный компонент базисного учебного плана, заменить его на другой предмет общеобразовательное учреждение не может.
Вопрос 3. Будет ли разработана учебно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в условиях 3-х часовой учебной нагрузки?
Министерством проведен мониторинг об опыте работы, проводимой в регионах, по разработке и использованию инновационных учебных программ, методик и технологий физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
Сформирована база инновационных программ, методик и технологий преподавания физической культуры, а также статистический банк данных новаторской деятельности образовательных учреждений.
С учетом полученных материалов Министерство приступило к работе по созданию учебно-методического комплекса для обеспечения предметной области «Физическая культура» в образовательных учреждений страны.
Для оказания содействия в этой работе в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 апреля 2011 года № 1560 экспертный совет Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях (далее – экспертный совет), состав которого сформирован из числа ведущих ученых и практиков сферы образования, физической культуры и спорта.
Министерство проводит целенаправленную работу с рядом всероссийских спортивных федераций. В текущем году заключены соглашения о взаимодействии Минобрнауки России с федерациями художественной гимнастики, бадминтон, фитнес-аэробики, Российским футбольным союзом. Главная цель этой работы - совершенствование урока физической культуры через использование элементов данных видов спорта, а также повышение квалификации учителей лучшими методистами и тренерами этих видов спорта.
В соответствии с протоколом заседания экспертного совета от 2 ноября 2011 г. №2 рекомендованы для использования в образовательном процессе образовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура» следующие программы:
· «Программа «Физическая культура. Гимнастика» и методическое пособие «Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» (автор – Винер И.А.);
· «Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола» (автор – Грибачева М.А.);
· «Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных школ, отнесенных к специальной медицинской группе (группа - А)» (автор – Коданева Л.Н.);
В соответствии с протоколом заседания экспертного совета от 21 декабря 2011 г. № 3 рекомендованы для апробации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура» следующие программы:
· «Программа по бадминтону для общеобразовательных учреждений»;
· «Программа для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики».
Вопрос 4. Может ли общеобразовательное учреждение включить виды спорта, не предусмотренные примерной образовательной программой по физической культуре, в школьную программу по физической культуре?
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (в том числе по физической культуре), относится к компетенции общеобразовательных учреждений.
В связи с этим вопрос о включении видов спорта, не предусмотренных примерной образовательной программой по физической культуре, в программе учебного предмета «физическая культура» вправе решить только администрации общеобразовательного учреждения.
Вопрос 5. Какие меры предусмотрены для решения проблем материально-технического обеспечения преподавания учебного предмета «Физическая культура» в условиях 3-х часовой недельной нагрузки?
В соответствии с методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации при организации планирования и проведения третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждением рекомендуется использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912).
В августе 2011 года руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерство направило рекомендательное письмо о важности использования субсидий, которые выделили субъектам Российской Федерации на модернизацию региональным систем общего образования, в том числе на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для обеспечения школьных физкультурно-спортивных залов и площадок (письмо от 9 августа 2011 г. № МД-1063/19).
Минобрнауки России в настоящее время проводит серьезную работу совместно с Роспотребнадзором и Минрегионом России по корректированию действующих СанПиНов и СНиПов. Цель этой работы – улучшение условий для занятий физической культуры и спортом в существующих общеобразовательных учреждениях и создание полноценных условий для соответствующей деятельности во вновь проектируемых общеобразовательных учреждениях.
Внесены предложения в Минрегион России, которые предусматривают для вновь проектируемых и строящихся школ существенное увеличение состава площади школьной физкультурно-спортивной зоны и физкультурно-спортивного блока.
На заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, которое состоялось в г. Краснодаре 16 мая 2011 года Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять меры по развитию сети плоскостных спортивных сооружений при школах, а также межшкольных спортивных сооружений.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2011 г. № ВП-П16-6917 к 2014 году спортивные залы и сооружения государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений должны быть оснащены современным спортивным оборудованием и инвентарем. Финансовое обеспечение оснащения предусмотрено за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизации региональных систем общего образования с целью эффективного расходования субсидий, направленных на приобретение спортивного оборудования и инвентаря. Минобрнауки России в 2012 г. будут разработаны перечень и характеристика современного спортивного инвентаря и оборудования для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.