СОГЛАСОВАНО
Заместитель председателя
Правительства края – министр
природных ресурсов края
___________В.М. Шихалёв
«____» ______2013 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении номинационного конкурса «Лучший учитель родного языка года» краевого объединенного конкурса «Учитель года Хабаровского края»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, условия и порядок проведения, требования к составу участников, организационному комитету, жюри, экспертной группе Конкурса.
1.2. В номинационном конкурсе «Лучший учитель родного языка года» краевого объединенного конкурса «Учитель года Хабаровского края»
(далее – Конкурс) принимают участие учителя родных языков, изучающихся на территории Хабаровского края: нанайского, эвенского, эвенкийского, ульчского, нивхского, удэгейского, негидальского (далее – родной язык).
1.3. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по совершенствованию и обновлению содержания преподавания родных языков, поддержку новых образовательных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников.
1.4. Конкурс проводится в г. Хабаровске один раз в два года. Конкретные сроки проведения Конкурса определяются объединенным организационным комитетом и утверждаются распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края (далее – Министерство).
1.5. Учредителями Конкурса являются Министерство, министерство природных ресурсов края, краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования» (далее – ХК ИРО).
2. Цели и задачи Конкурса
2.1. Целями Конкурса являются:
- выявление талантливых учителей родного языка;
- выявление и демонстрация инновационных методических приемов преподавания языков народов Российской Федерации;
- поддержка творчески работающих учителей родных языков, реализующих в педагогической деятельности принципы взаимосвязанного изучения языков, диалога культур, использование культурологической составляющей содержания обучения;
- повышение престижа профессии учителя родного языка, его роли в формировании и реализации языковой образовательной политики;
- усиление роли учительства в формировании и реализации языковой образовательной политики;
- обсуждение актуальных проблем преподавания родного языка в условиях законодательно установленного двуязычия.
2.2. Задачи Конкурса:
- обмен передовым педагогическим опытом в области преподавания родных языков на основе взаимосвязи и взаимовлияния родного и русского языков и культур, использования культурологической составляющей при обучении родного языка;
- диссеминация инновационного педагогического опыта;
- выявление новаторских подходов к формированию механизмов развития языковой культуры учащихся в образовательных организациях, функционирующих на территории Хабаровского края, поддержка педагогических инициатив и их поощрение.
3. Символика Конкурса
Официальной символикой Конкурса является эмблема мальчика, представителя коренных малочисленных народов, в национальной одежде с раскрытой книгой в руках, которая используется дополнительно к официальной символике краевого объединенного конкурса «Учитель года Хабаровского края».
4. Номинационный организационный комитет Конкурса
4.1. Для организационно-методического обеспечения проведения Конкурса создаётся номинационный организационный комитет (далее – Оргкомитет).
4.2. Оргкомитет в своей деятельности руководствуется настоящим Положением.
4.3. В состав Оргкомитета входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены. Состав Оргкомитета формируется Учредителями Конкурса и утверждается распоряжением Министерства.
4.4. Оргкомитет:
- осуществляет регистрацию участников на основании полного пакета документов участников Конкурса;
- определяет баллы показателей и индикаторов конкурсных испытаний;
- обеспечивает проведение Конкурса;
- ведет документацию Конкурса;
- размещает информацию о проведении и результатах Конкурса на официальном сайте ХК ИРО (www.ippk.ru) и в средствах массовой информации;
- решает спорные вопросы.
5. Жюри Конкурса
5.1. Для обеспечения всесторонней, качественной и объективной оценки конкурсных испытаний заочного и очного туров Конкурса, определения победителя и лауреатов Конкурса создаётся жюри. Жюри в своей деятельности руководствуется настоящим Положением.
5.2. В состав жюри входят: председатель жюри, его заместитель, секретарь, члены жюри. Жюри состоит из нечетного количества членов с равными правами.
5.3. Состав жюри Конкурса формируется Оргкомитетом и утверждается распоряжением Министерства.
5.4. Члены жюри:
- изучают, анализируют и оценивают материалы, представленные участниками Конкурса в Оргкомитет на заочном этапе;
- по результатам заочного тура определяют состав участников очного этапа;
- оценивают конкурсные испытания очного этапа;
- определяют победителя и лауреатов Конкурса;
- вносят предложения Учредителям Конкурса по подготовке победителя к участию во Всероссийском конкурсе;
- привлекают к работе членов экспертной группы с правом совещательного голоса.
5.5. Председатель жюри обязан:
- осуществлять контроль за исполнением настоящего Положения;
- консультировать членов жюри по вопросам оценки конкурсных заданий.
5.6. Председатель жюри имеет право:
- проводить открытые обсуждения с членами жюри результатов выполнения каждого конкурсного задания;
- представлять результаты Конкурса общественности.
5.7. Конкурсные испытания оцениваются в баллах. В случае равенства баллов у отдельных участников члены жюри совместно с Оргкомитетом определяют форму и процедуру дополнительной оценки.
6. Экспертная группа Конкурса
6.1. Для достижения максимальной объективности в оценке отдельных конкурсных испытаний привлекается экспертная группа.
6.2. Состав экспертной группы формируется Оргкомитетом и утверждается распоряжением Министерства, согласованного с министерством природных ресурсов края.
6.3. Экспертная группа в своей деятельности руководствуются настоящим Положением.
6.4. Экспертная группа:
- изучает и анализирует представленные в жюри Конкурса документы и материалы претендентов на участие;
- представляет в адрес жюри Конкурса рецензии на изученные документы и материалы;
- проводит экспертную оценку разработок уроков участников Конкурса, размещённых на «Тематическом Интернет-форуме» и представляет жюри заключение;
- проводит экспертную оценку конкурсного испытания «Мастер-класс» и представляет жюри заключение.
7. Участники Конкурса
Принять участие в Конкурсе могут учителя родного языка образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе работающие по совместительству.
8. Представление документов и материалов участников Конкурса
8.1. Для участия в Конкурсе органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, различные ведомственные и общественные организации, краевые государственные, муниципальные, ведомственные, негосударственные образовательные учреждения, а также лица, желающие принять участие в Конкурсе в порядке самовыдвижения, официальным письмом направляют личное досье участника, составленное в соответствии с прилагаемыми к настоящему Положению требованиями к оформлению документов и материалов, представляемых на Конкурс.
8.2. Прием документов и материалов с пометкой номинационный конкурс «Лучший учитель родного языка года» осуществляется с 27 мая до 17.00 часов 05 июня текущего года по следующему адресу: 680011, г. Ха-баровск, ул. Забайкальская, д. 10, ХК ИРО.
8.3. Электронный вариант документов высылается по е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
8.4. Документы и материалы, представляемые на Конкурс, не возвращаются.
8.5. Не подлежат рассмотрению документы и материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также поступившие с нарушением срока приема.
9. Порядок проведения Конкурса
9.1. Организационно-техническое и методическое сопровождение Конкурса обеспечивает ХК ИРО.
9.2. Конкурс проводится в два тура: заочный и очный.
9.3. Заочный тур (четверть финала) содержит конкурсные испытания, раскрывающие систему работы педагога, его способность к интерактивному, дистанционному общению.
Цель заочного тура – определить состав участников очного тура.
Конкурсным испытанием заочного тура является участие в «Тематическом Интернет-форуме», на котором проводится обсуждение разработок уроков участников Конкурса.
Разработки уроков участников Конкурса размещаются и обсуждаются на официальном сайте ХК ИРО (www.ippk.ru) с 06 по 12 июня 2013 года.
Материалы уроков, размещенные на сайте, обсуждаются учительской общественностью, участниками Конкурса и всеми желающими. Результаты обсуждения разработок уроков учитываются при подведении итогов Конкурса. Итоги участия подводятся с 13 по 14 июня 2013 года.
Членами жюри и экспертной группы Конкурса осуществляется экспертиза и оценка материалов, предварительно присланных участниками Конкурса.
9.4. Очный тур (полуфинал и финал) содержит конкурсные испытания, раскрывающие профессиональный уровень участника, степень владения им методикой преподавания родного языка на основе взаимосвязи и взаимовлияния родного и русского языков и культур, использования культурологической составляющей при обучении родному языку, его самобытность, выявление и демонстрацию инновационных элементов методики преподавания, новаторских подходов к формированию механизмов развития языковой культуры учащихся, коммуникативные качества участника, способность решать педагогические задачи в нестандартной ситуации.
Цель очного тура Конкурса – выявить победителя Конкурса на основе оценки уровня профессионального мастерства учителей родного языка.
Очный тур Конкурса проводится в г. Хабаровске с 27 по 28 июня 2013 года.
Последовательность выполнения участниками конкурсных испытаний очного тура определяется жеребьевкой.
9.4.1. Полуфинал очного тура Конкурса.
Срок проведения полуфинала очного тура Конкурса 27 июня 2013 года.
В полуфинале очного тура Конкурса принимают участие все конкурсанты, прошедшие заочный тур.
Полуфинал включает три конкурсных испытания:
«Визитная карточка» (13 – 15 мин.):
- приветствие участникам Конкурса на родном и русском языках (3 –
5 мин.);
- презентация на тему: «Мой край, моя школа, моя профессиональная деятельность», выполненная в программе Power Point или Open Office.org. Impress (10 мин.);
проведение «Мастер-класса» (до 20 минут), включающего:
- фрагмент урока, который демонстрирует использование методических приёмов взаимосвязанного изучения родного и русского языков на основе диалога культур, культурологической составляющей, исполненного в формате AVI (видеоролик до 10 мин.). Разработка этого же урока представляется на электронном и бумажном носителе с переводом на русский язык;
- устный методический комментарий представленного видеоурока, включая вопросы членов жюри (продолжительностью до 10 мин.). Комментарий представляется на бумажном (не более двух страниц) и электронном носителях;
демонстрация национальных костюмов «На подиуме – национальный костюм». Комментарии показа костюма осуществляются участниками Конкурса на родном языке и русском языках (до 5 мин.).
9.4.2. Финал очного тура Конкурса.
Срок проведения финала очного тура Конкурса 28 июня 2013 года. Задача финала – выявить победителя Конкурса.
В финал очного тура Конкурса выходят три участника, набравшие по совокупности конкурсных испытаний заочного тура и полуфинала очного тура наибольшее количество баллов.
Финал включает одно конкурсное испытание – выступление на круглом столе по теме «Актуальные проблемы преподавания родного языка в условиях двуязычия» (регламент – 40 мин.) с демонстрацией авторской позиции каждого из финалистов Конкурса.
10. Критерии оценки
10.1. Критерии оценки материалов участников заочного этапа Конкурса, представленных для участия в Конкурсе:
- соответствие современным целям и задачам общего образования;
- наличие современных подходов к обучению родному языку с опорой на знания, полученные при изучении русского языка, и изучение русского языка с опорой на знания, полученные при изучении родного языка;
- соответствие требованиям федеральным государственным образовательным стандартам общего образования;
- степень использования диалога культур и культурологической составляющей содержания обучения;
- соответствие возрастным познавательным интересам и индивидуальным возможностям школьников;
- качество оформления методических материалов по родному языку.
10.1.1. Критерии оценки эссе на тему «Мои методические находки»:
- соответствие целям Конкурса;
- концептуальность и аргументированность положений;
- новизна и оригинальность методических решений;
- мастерство изложения материала (логичность, чёткость, культура речи).
10.1.2. Критерии оценки результатов обсуждения разработок уроков участников Конкурса на сайте:
- количество положительных отзывов;
- количество отрицательных отзывов;
- убедительность аргументации в отзывах;
- активность и содержательность обсуждения разработок уроков участниками Конкурса.
10.2. Критерии оценки конкурсных заданий очного этапа Конкурса:
10.2.1. «Визитная карточка» (презентация):
- соответствие содержания целям и заявленной теме Конкурса;
- отражение диалога культур;
- оригинальность презентации;
- выразительность, артистизм, проявленные во время презентации участниками Конкурса.
10.2.2. Мастер-класс:
- соответствие целям Конкурса;
- профессиональное мастерство;
- степень использования диалога культур;
- инновационные подходы в преподавании родного языка;
- соответствие требованиям федеральным государственным образовательным стандартам общего образования;
- культурологическая составляющая;
- наличие современных образовательных технологий в обучении родному языку;
- содержательность методического комментария к фрагменту урока, показанного на Мастер-классе.
10.2.3. Участие в демонстрации национальных костюмов «На подиуме – национальный костюм»:
- соответствие костюма национальным традициям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Хабаровского края;
- знание особенностей национального костюма и умение их прокомментировать на родном языке;
- оригинальность и артистизм представления национального костюма.
10.2.4. Участие в работе круглого стола по теме: «Актуальные проблемы преподавания родного языка в условиях двуязычия»:
- понимание и отражение актуальности проблемы;
- видение путей решения проблемы;
- убедительность аргументации;
- опора на практический опыт;
- умение участвовать в дискуссии.
11. Определение и награждение победителей, поощрение участников Конкурса
11.1. Результаты Конкурса определяются жюри в соответствии с критериями оценки, утвержденными настоящим Положением, и оформляются в виде протоколов, подписанных председателем жюри или его заместителем и секретарем жюри.
11.2. Конкурсные испытания оцениваются в баллах. В случае равенства баллов у отдельных участников члены жюри совместно с Оргкомитетом определяют форму и процедуру дополнительной оценки.
11.3. Победителем Конкурса объявляется участник, набравший наибольшее количество баллов (но не менее 75 % от максимально возможного количества баллов).
Победителю Конкурса вручается диплом I степени и денежная премия, размер которой определяется Министерством. Опыт работы победителя вносится в краевую базу данных передового педагогического опыта.
Победитель Конкурса в соответствии с настоящим Положением и решением жюри становится представителем края на Всероссийском конкурсе.
11.4. Участники Конкурса, занявшие II и III места, признаются лауреатами Конкурса, им вручаются дипломы II и III степени и денежные премии, размеры которых определяются Министерством.
В случае необходимости по решению Оргкомитета и Учредителей Конкурса лауреат Конкурса может быть направлен в качестве представителя учительства Хабаровского края на Всероссийский Конкурс.
11.5. Участники, не получившие дипломы I, II, III степени, становятся дипломантами Конкурса и награждаются дипломами участников Конкурса.
11.6. Решением жюри участники Конкурса (при наличии оснований) поощряются наградами по номинациям:
- «За оригинальность и новизну методических решений» (учитель принимает методические решения, соответствующие образовательной ситуации; использует инновационные образовательные технологии обучения, внедряет их в практику своей работы; владеет информационно-компьютерными технологиями обучения; владеет формами, методами и средствами дистанционного обучения, проводит экспериментальную работу);
- «За высокое педагогическое мастерство» (учитель успешно проводит воспитательную работу на уроках и во внеурочное время: формирует активную гражданскую позицию, решает задачи нравственного и эстетического воспитания);
- «Учитель учителей» (возглавляет методическую деятельность по родным языкам, способствует профессиональному росту молодых специалистов);
- «Учитель-исследователь» (учитель проводит исследовательскую работу в области изучаемого языка, краеведения, педагогики и умело организует исследовательскую работу учащихся);
- «Лучшая визитная карточка»;
- «Лучшее эссе «Мои методические находки»;
- «Лучший мастер-класс»;
- «Активный участник круглого стола» (учитель умеет конструктивно участвовать в дискуссии, компетентно обосновывать свою позицию);
- «Интернет-приз учительского сообщества» (учитель получил наибольшее количество положительных, хорошо аргументированных отзывов на разработку урока, выставленного на сайте).
11.7. Награждение победителей, лауреатов и участников Конкурса проводится Оргкомитетом на закрытии Конкурса.
12. Решение спорных вопросов
12.1. Для решения спорных вопросов по процедурам проведения Конкурса и решению жюри участники Конкурса имеют право в двухдневный срок в письменной форме обратиться на имя председателя Оргкомитета.
12.2. Оргкомитет Конкурса обязан рассмотреть обращение в течение двух рабочих дней.
12.3. Оргкомитет доводит до сведения заявителя решение в письменной форме в трехдневный срок.
Заместитель начальника
управления – начальник
отдела общего образования Ю.В. Зотова