Анализ работы предметных методических объединений МКОУ СОШ с.Сикачи-Алян
Хабаровского муниципального района за 2013-2014 учебный год
Основное назначение методической службы на современном этапе непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:
-обеспечение реализации федеральной и региональной программ развития;
-удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников;
-выявление, оформление, сопровождение педагогического опыта.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, являются методические объединения. В школе действуют 3 методических объединения:
1. МО учителей математики, физики и информатики – руководитель Деряева Любовь Александровна, учитель математики, I кв.к.
2. МО учителей-словесников – руководитель Донкан Виктория Леонтьевна, учитель начальных классов, II кв.к.
3. МО классных руководителей – руководитель Оненко Валерия Евгеньевна, учитель начальных классов, без категории.
Главной задачей работы методических объединений являлось оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства. Каждое методическое объединение имело свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы. На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы:
МО учителей математики, физики и информатики:
· Утверждение планов МО и внесение изменений и дополнений на 2013-2014 учебный год;
· Рассмотрение и согласование рабочих программ по предметам;
· Подготовка материалов для школьного тура олимпиады по математике;
· О работе с УМК по Г.В. Дорофееву в 5-6 классах;
· Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики, физики и информатики;
· Организация системы работы по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях учащихся;
· Формирование универсальных учебных действий на уроках математики и физики;
· Анализ посещенных уроков по темам самообразования;
· Новинки методической литературы и нормативных документов.
МО учителей-словесников:
· Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках;
· Развитие монологической речи на уроках русского языка и литературы;
· Новые требования, предъявляемые к преподаванию современного урока;
· Проектная деятельность на уроках;
· Предметно-тематические карты к урокам – новый вид методической документации;
· Развитие речи на уроках нанайского и английского языков;
· Дидактические игры на уроках английского языка;
· Графические опоры на уроках нанайского и английского языков;
· Словарная работа на уроках родного языка.
МО классных руководителей:
· Утверждение планов воспитательной работы;
· Работа по классным родительским собраниям;
· Создание условий для эффективной самореализации ребенка в социокультурном пространстве;
· Условия семейного воспитания;
· Охрана здоровья учащихся;
· Обмен опытом по формам классных часов и мероприятий, родительских собраний;
· Анализ деятельности классных руководителей.
В течение всего года велась межсекционная работа:
- проверка и контроль за ведением рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ;
- организация индивидуальной работы с учащимися;
- изготовление и накопление методического, дидактического материала;
- проверка ЗУН учащихся(промежуточная итоговая аттестация, контрольные срезы);
- посещение уроков (по преемственности обучения и по темам самообразования);
- внеклассная работа;
- создание банка педагогических идей;
- использование ИКТ, игровых технологий на уроках учителей.
В течении учебного года члены МО работали по темам самообразования:
· Индивидуальные возможноссти и дифференцированное обучение на уроках математики и физики (Деряева Л.А.);
· Пути формирования познавательного интереса учащихся (Актанко О.В.);
· Развитие речи на уроках нанайского языка в начальных классах с помощью игровых технологий (Актанка И.Е.);
· Использование ИКТ-технологий на уроках нанайского языка (Донкан В.Л.)
· Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (Конькова А.С.);
· Развитие монологической речи на уроках английского языка (Ярина Е.Р.)
Практическим выходом по работе над этими темами стало подготовка докладов, сообщений и открытых уроков по предметам.
Необходимо отметить хорошую организацию открытых уроков среди учителей математики, русского языка, начальных классов. Все учителя посетили уроки своих коллег по методическому объединению с последующим обсуждением и анализом.
Можно выделить следующие недочеты по проведению открытых уроков:
- отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на среднего ученика;
- преобладает монологическая форма общения учителя с учащимися, что существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей коммуникативных умений;
- некоторые учителя не используют ИКТ, наглядные средства обучения, проводят уроки в традиционной форме.
В целом все уроки методически построены верно. При взаимопосещениях уроков членами методических объединений и проведении контрольных срезов знаний осуществлялся сравнительный анализ знаний, обсуждались такие вопросы, как различные подходы к уровневой дифференциации; различные формы опроса; организация работы по предупреждению и преодолению пробелов; необходимость насыщения уроков различными творческими заданиями.
Тем не менее многие учителя-предметники широко используют компьютерные технологии, размещают свои методические разработке на сайте школы.
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как: предметные недели; тематические конкурсы сочинений, чтецов и художников. В программу этих мероприятий входят: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет, рисунков и составление кроссвордов.
В 2013-2014 учебном году были проведены следующие предметные декады: ИЗО и музыки; истории и обществознания, математики, русского языка и литературы; нанайского языка и национальной культуры. Помимо предметных недель в школе проводилась неделя «Что такое Нанотехноогии», «70 лет со дня снятия Блокады Ленинграда». Всем учащимся была предоставлена возможность принять участие в различных мероприятиях.Интересные, разнообразные и познавательные мероприятия вызвали большой интерес у детей, значительно увеличив мотивацию к изучению данных предметов.
Учащиеся приняли участие в районных семинарах по краеведению «Перекрестки культур», «Петроглифы Сикачи-Аляна», краеведческая игра «Что, где, когда» учащиеся 7-9 классов Оненко Анастасия, Разничева Екатерина, Пассар Владислав, Чернова Нина, Актанка Наталья.
Активное участие приняли учащиеся 7-9 класса в мероприятиях по краеведению. Количество учащихся – 8. Ученица 9 класса Оненко Анастасия стала призером в конкурсе посвященном 110-летию Русско-Японской войны, заняла 2 место в конкурсе, посвященном 75-летию снятия блокады Ленинграда.
В феврале 2014 г. ученик 8 класса Донкан Тимофей принял участие в олимпиаде по родному языку и культуре, где занял призовое место и денежную премию. Руководитель – Донкан В.Л.
Учащиеся начальных классов приняли участие в конкурсе, посвященном 75-летию Хабаровского края «Растем вместе». Участие приняли 7 учащихся. Задания конкурса выполнялись в специальных альбомах, выпущенных к юбилею края. Ребята выполняли задания на знания истории, географии, флоры и фауны Хабаровского края. Призовых мест в конкурсе не заняли.
Также в этом году в школе проводились следующие месячники: предметный месячник ОБЖ, физкультуры; Месячник предметов гуманитарного цикла: русского языка, литературы, истории, обществознания, английского языка; предметный месячник технологии, ИЗО, музыки. В период проведения месячников были проведены различные внеклассные мероприятия, открытые уроки, разрабатывались научные проекты.
Была организована работа (дополнительные занятия, консультации) с учащимися, как со слабоуспевающими, так и имеющими повышенный уровень учебной мотивации, в 5-9 классах педагогами методического объединения учителей математики, информатики и физики – руководитель Деряева Л.А.
Руководителем мо учителей математики, информатики и физики проводилась работа по оказанию методической помощи молодому учителю Актанко О.В.:
- подбор и изучение материалов по теме самообразования;
- изучение нормативных документов и наиболее трудных тем программы;
- знакомство с новинками педагогической, методической и литературы по психологии;
- подготовка и прохождение аттестации;
- посещение, анализ, обсуждение уроков.
Важнейшим направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации. В 2013-2014 учебном году прошли курсы повышения квалификации 6 педагогов:
n Оненко Л.П. (ХК ИРО) – менеджер в сфере образования в объеме 60 часов;
n Деряева Л.А. (ФГБОУ ВПО ДВГГУ) – математика в объеме 72 часа; (ХК ИРО) – математика в объеме 48 часов;
n Донкан В.Л. (ХК ИРО) – родной язык в объеме 24 часов;
n Донкан П.Т. (ХК ИРО) – физкультура в объеме 144 часов; переподготовка по программе «Педагогика» в объеме 156 часов;
n Пассар Л.В. (ХК ИРО) – начальные классы в объеме 120 часов;
n Яровая Е.А. (ХК ИРО) – ОБЖ в объеме 72 часа.
Руководителями методических объединений проведена работа по паспортизации кабинетов. Все кабинеты имеют паспорт кабинета, план развития, комфортабельны для учителя и учащихся; в кабинетах имеется учебная, методическая литература, творческие работы учащихся, дидактический материал, учебно-наглядные пособия.
Недостаток в работе методических объединений в этом учебном году – отсутствие обобщения передового педагогического опыта учителей.
Общие выводы:
· Поставленные задачи методическими объединениями на 2013 - 2014 учебный год выполнены.
· Методическая работа проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика и учителя. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывали корректирующую помощь учителям.
· Большое внимание уделялось проблемам сохранения и укрепления здоровья, мониторингу качества образования, повышению экологической грамотности учащихся. Были использованы различные формы, которые позволили решить поставленные задачи.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:
- недостаточно эффективна работа с учащимися школы, мотивированными на учебу;
- недостаточно применяются элементы современных педагогических технологий;
- недостаточный уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и учащихся;
- отсутствие обобщения передового педагогического опыта учителей.
Задачи на 2013-2014 учебный год:
- Повышать качество обучения и интерес, используя деятельностный подход в обучении; дифференцированное и индивидуальное обучение.
- Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
- Выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.
- Разнообразить формы проведения заседаний МО (круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы).
- Руководителям МО усилить контроль за взаимопосещением уроков учителями.
- Вести целенаправленную работу с отстающими и неуспевающими детьми.
- Формировать работу над повышением знаний учащихся через участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах
Зам по УВР: О.В. Актанко