Бесплатные шаблоны Joomla

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Словообразование», учитель русского языка и литературы Конькова А.С., 1кв.к.

Цель: повторить, что изучает синтаксис и пунктуация, что называется словосочетанием; уяснить, что словосочетание состоит из главного и зависимого слова; как выражается грамматическая связь в словосочетаниях; какие сочетания не являются словосочетаниями;

развивать память, мышление; воспитывать аккуратность при письме.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

А.Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

Б. Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила употребления знаков препинания.

В. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

2.Орфографическая и орфоэпическая минутка.

1)Словарный диктант.

Восхищение, познакомиться, приглашение, сражение, широкий, жирный, чудесный, синтаксис, словосочетание, предложение, пунктуация, знаки препинания.

2) Орфоэпический диктант.

Отметьте ударение в словах. Приготовьтесь читать слова правильно, в соответствии с произношением.

Свекла, значимый, термин, включит, шофер, юность, щавель, словосочетание, синтаксис, повторить, пунктуация, что, скучно, фонетика, чтобы.

3) Словосочетание.

1. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому ставится вопрос. Например, в словосочетании синее море главное слово-море, зависимое – синее; синее море.

2.Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например:

Солнечного дня; жить у моря.

3.Неизменяемые слова (наречия) связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу. Например:

Говорить громко.

На доске.

Какие словосочетания нельзя употреблять в речи:

Старая старушка, старая вещь, вороной конь, вороной портфель, молодой юноша, молодые ростки.

Групповая работа.

Упражнение 350.

Составьте и запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Как связаны слова в словосочетаниях?

Образец: помогать, друг – помогать другу.

Упражнение 351.

Образуйте словосочетания путём соединения по смыслу данных глаголов и наречий.

Упражнение352.

Начертите таблицу. Заполните её примерами из упражнения. Устно объясните написание вставленных букв.

Грамматические средства связи в словосочетании

С помощью окончания

С помощью окончания и предлога

Только по смыслу

синего моря

увидел в книге

читать громко

4. Словосочетаниями не являются:

1) сочетания подлежащего и сказуемого (грамматическая основа предложения): Наступила осень;

2)однородные члены предложения: весело и;

3)сочетание предлога с самостоятельной частью речи: в дороге, от дома, на столе.

5. Групповая работа.

Упражнение 353.

Выпишите сначала слова, затем словосочетания и, наконец, предложения.

1) дружина, с дружиной; храбрая дружина, дружина побеждает.

2) Читал, читал и слушал; читал брошюру, читал внимательно, очень внимательно; ученик читал.

6. Самостоятельная работа.

Подчеркните слова, которые не являются словосочетаниями:

Весело петь, весело и печально, читать книгу, читать и смотреть, мама варит, в лесу, под диваном, голубой и синий, цветной карандаш, деревянный стол, большой шар, ученик пишет, дорогая вещь.

7. Вывод.

- Что вы узнали о словосочетании?

- Какие слова не являются словосочетанием?

8. Оценивание.

9. Домашняя работа:

Правило, стр. 114, 115, упр.354.