Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Словообразование», учитель русского языка и литературы Конькова А.С., 1кв.к.
Цель: повторить, что изучает синтаксис и пунктуация, что называется словосочетанием; уяснить, что словосочетание состоит из главного и зависимого слова; как выражается грамматическая связь в словосочетаниях; какие сочетания не являются словосочетаниями;
развивать память, мышление; воспитывать аккуратность при письме.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
А.Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.
Б. Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила употребления знаков препинания.
В. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
2.Орфографическая и орфоэпическая минутка.
1)Словарный диктант.
Восхищение, познакомиться, приглашение, сражение, широкий, жирный, чудесный, синтаксис, словосочетание, предложение, пунктуация, знаки препинания.
2) Орфоэпический диктант.
Отметьте ударение в словах. Приготовьтесь читать слова правильно, в соответствии с произношением.
Свекла, значимый, термин, включит, шофер, юность, щавель, словосочетание, синтаксис, повторить, пунктуация, что, скучно, фонетика, чтобы.
3) Словосочетание.
1. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому ставится вопрос. Например, в словосочетании синее море главное слово-море, зависимое – синее; синее море.
2.Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например:
Солнечного дня; жить у моря.
3.Неизменяемые слова (наречия) связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу. Например:
Говорить громко.
На доске.
Какие словосочетания нельзя употреблять в речи:
Старая старушка, старая вещь, вороной конь, вороной портфель, молодой юноша, молодые ростки.
Групповая работа.
Упражнение 350.
Составьте и запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Как связаны слова в словосочетаниях?
Образец: помогать, друг – помогать другу.
Упражнение 351.
Образуйте словосочетания путём соединения по смыслу данных глаголов и наречий.
Упражнение352.
Начертите таблицу. Заполните её примерами из упражнения. Устно объясните написание вставленных букв.
Грамматические средства связи в словосочетании
С помощью окончания |
С помощью окончания и предлога |
Только по смыслу |
синего моря |
увидел в книге |
читать громко |
|
|
|
4. Словосочетаниями не являются:
1) сочетания подлежащего и сказуемого (грамматическая основа предложения): Наступила осень;
2)однородные члены предложения: весело и;
3)сочетание предлога с самостоятельной частью речи: в дороге, от дома, на столе.
5. Групповая работа.
Упражнение 353.
Выпишите сначала слова, затем словосочетания и, наконец, предложения.
1) дружина, с дружиной; храбрая дружина, дружина побеждает.
2) Читал, читал и слушал; читал брошюру, читал внимательно, очень внимательно; ученик читал.
6. Самостоятельная работа.
Подчеркните слова, которые не являются словосочетаниями:
Весело петь, весело и печально, читать книгу, читать и смотреть, мама варит, в лесу, под диваном, голубой и синий, цветной карандаш, деревянный стол, большой шар, ученик пишет, дорогая вещь.
7. Вывод.
- Что вы узнали о словосочетании?
- Какие слова не являются словосочетанием?
8. Оценивание.
9. Домашняя работа:
Правило, стр. 114, 115, упр.354.