Шаблоны для Joomla 3 здесь

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Рекомендации

по обучению мерам пожарной безопасности

персонала, педагогов, учащихся и воспитанников

образовательных учреждений

Организация обучения в области пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (далее - ППБ 01-03).

Основным документом, регламентирующим противопожарную подготовку персонала образовательного учреждения, является приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций". В соответствии с данным документом подготовка персонала образовательного учреждения предполагает:

- обучение пожарно-техническому минимуму;

- проведение противопожарного инструктажа.

1. Цели и задачи обучения в области пожарной безопасности.

Целью обучения является повышение противопожарной культуры, способствующей стабилизации обстановки в РФ в области пожарной безопасности на производстве и в быту.

2. Основными задачами обучения являются:

- приобретение знаний в области пожарной безопасности;

- овладение приемами и способами действий при возникновении пожара;

- выработка умений и навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.

3. Виды обучения

- Основные виды обучения в организациях:

- противопожарный инструктаж;

- пожарно-технический минимум.

3.1. Противопожарный инструктаж

Противопожарный инструктаж - доведение до работников основных требований пожарной безопасности, изучение пожарной опасности технологических процессов производства, оборудования, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. Проводится со всеми работниками организаций по утвержденным программам и в порядке, определяемом руководителем.

Предварительно руководитель образовательного учреждения должен издать приказ о противопожарных мероприятиях и назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, указав в нем, кто из сотрудников и каким образом должен быть проинструктирован. В содержание инструктажа входят:

- требования пожарной безопасности образовательного учреждения (ОУ) исходя из специфики организации учебного процесса;

- обязанности и действия персонала образовательного учреждения при пожаре, в т.ч. правила вызова пожарной охраны, применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

- правила содержания территории, зданий и помещений, в т.ч. эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж работников общеобразовательного учреждения подразделяется на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный противопожарный инструктаж проводится с работниками:

- принятыми на работу в ОУ независимо от их образования, стажа работы по профессии(должности);

- командированными в ОУ;

- прибывшими в ОУ на обучение или практику;

- работниками иных категорий по решению руководителя.

Первичный противопожарный инструктаж проводится с каждым работником ОУ непосредственно на рабочем месте. В отдельных случаях проведение первичного инструктажа возможно с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

Повторный противопожарный инструктаж проводится с каждым работником ОУ по программе первичного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком занятий, утвержденным руководителем( но не реже одного раза в год), индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится с работниками ОУ в случае:

- введения в действие новых или изменения ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

- установления фактов неудовлетворительного знания работниками требований пожарной безопасности;

- нарушения работниками правил пожарной безопасности;

- указания вышестоящих организаций;

- изменения организации учебного процесса.

Целевой противопожарный инструктаж проводится с работниками ОУ по решению руководителя для обеспечения безопасности во время массовых мероприятий, в т.ч. экскурсий, выполнения разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью и т.д.

Противопожарные инструктажи всех видов проводятся в специально оборудованном помещении в ОУ и использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов по программе разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, утвержденной приказом руководителя.

Программа предусматривает проверку теоретических знаний работников и обучающихся и навыков практических действий в случае возникновения пожара. Результаты, полученные на проверочных занятиях, заносятся в журналы учета инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Подготовка внештатной пожарной команды

Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ во время пожара в ОУ могут создаваться специальные структурные подразделения - внештатные пожарные команды. Подготовка членов внештатных пожарных команд предусматривает:

- обучение руководителей в учебно-методических центрах по Гражданской обороне (ГО) и Чрезвычайным ситуациям (ЧС) субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований;

- обучение личного состава команд в соответствии с примерной программой обучения личного состава внештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;

- участие руководителей и личного состава команд в учениях и тренировках по ГО и защите от ЧС, а также в мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Основной формой занятий является практическая отработка приемов и способов защиты. Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучающимися практических действий, с использованием видеофильмов, плакатов, схем, макетов и др. пособий.

Обучение мерам пожарной безопасности учащихся.

Противопожарная подготовка учащихся ОУ включает:

- изучение специального раздела в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) ;

- проведение практических занятий по эвакуации в случае пожара;

- организацию просмотров учебных фильмов, тематических бесед, дней и месячников пожарной безопасности;

- создание специальных детских формирований (кружков, отрядов, дружин юных пожарных).

Занятия по изучению правил пожарной безопасности должны проводиться с учащимися с 1 по 11 классов - в форме бесед, конкурсов и викторин. Для старшеклассников организовывать инструктажи о правилах пожарной безопасности и поведении в случае возникновения пожара в кабинетах технического труда, химии, физики, информатики. Проводить дни и месячники пожарной безопасности с привлечением специалистов МЧС России и профессиональных пожарных. Повышению противопожарной грамотности учащихся ОУ способствует деятельность дружин юных пожарных (возраст от 10 до 17 лет). Прием в члены дружины юных пожарных производится на основании устного заявления. С вновь принятыми юными пожарными преподаватели ОБЖ проводят занятия по специальной программе. По окончании обучения в торжественной обстановке им вручается удостоверение члена дружины юных пожарных.

Юный пожарный имеет право:

- участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружины, и вносить соответствующие предложения;

- обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в подразделения пожарной охраны;

- участвовать в областных, краевых и республиканских слетах юных пожарных;

- получать направления от учреждений пожарной охраны с соответствующей рекомендацией для поступления в пожарно-технические училища МВД России;

- представлять особо отличившихся учащихся к награждению за смелые и решительные действия во время возникновения и ликвидации пожара.

Члены дружин юных пожарных изучают правила поведения при пожаре и меры, направленные на их предупреждение и доносят эту информацию до других детей(проводят тематические выставки, смотры-конкурсы, военно-спортивные игры, оформляют стенды, классные уголки). Участвуют в рейдах и проверках противопожарного состояния школы и пришкольной территории.

Практические занятия и тренировки по эвакуации в случае пожара в ОУ позволяют:

- систематизировать знания учащихся и работников ОУ о правилах поведения в случае возникновения пожара;

- отработать до автоматизма действия эвакуации;

- развить психологическую способность к быстрой внутренней мобилизации

в условиях чрезвычайной ситуации;

- оценить эффективность использования сил и средств для ликвидации пожара;

- проверить работу системы противопожарной защиты ОУ. Указанные мероприятия проводятся в ОУ один раз в полугодие с участием всех работников и учащихся.


 

Учебная программа

"Пожарно-технический минимум для руководителей и

ответственных за пожарную безопасность образовательных

учреждений

Цель программы - повышение профессиональной компетенции руководителей и ответственных за пожарную безопасность по вопросам организации и обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения.

Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности - 1 час.

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. 69-ФЗ "О пожарной безопасности." Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. Инструкции по пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность руководителей организации за соблюдением правил пожарной безопасности.

Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений и общеобразовательных школ - 2 часа.

- Краткий анализ пожаров и загораний, произошедших в школах и дошкольных учреждениях. Примеры наиболее характерных пожаров. Создание в школах добровольных пожарных дружин, дружин юных пожарных, организация их работы. Примерное положение о дружине юных пожарных. Задачи лиц, ответственных за пожарную безопасность, вытекающие из требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03.

Тема 3. Обучение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных учреждений основам пожаробезопасного поведения - 6 часов.

- Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения. Проведение уроков в общеобразовательных школах в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности. Организация класса, уголка пожарной безопасности. Практические занятия по поведению учащихся при возникновении пожара.

Тема 4. Меры пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах и способы предотвращения - 2 часа.

- Хранение и обращение с огнеопасными жидкостями. Основные факторы, определяющие пожарную опасность ЛВЖ и ГЖ: температура вспышки, самовоспламенение и воспламенение. Понятие о взрыве. Требования к местам хранения ЛВЖ ГЖ. Противопожарный режим при приеме, выдаче использовании огнеопасных жидкостей. Хранение и меры пожарной безопасности при пользовании химическими реактивами и щелочными металлами. Противопожарный режим в зданиях, на территориях, в лесу. Содержание эвакуационных путей, порядок установки на окнах металлических решеток и жалюзей. Расположение парт, столов и стульев в классах, кроватей в спальных комнатах. Содержание входов, холлов, коридоров, лестничных клеток, а

также чердаков, подвальных помещений, учебно-производственных мастерских, кабинетов химии и физики. Разработка планов эвакуации. Инструктаж обслуживающего персонала. Порядок размещения детей в зданиях повышенной этажности.

Краткий анализ основных причин пожаров и загораний. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Короткое замыкание, перегрузка, переходное сопротивление, искрение; их сущность, причины возникновения. Требования, предъявляемые к дачным помещениям. Содержание и эксплуатация местных приборов отопления, кухонных плит и водонагревателей.

Дежурные и сторожа в детских учреждениях, школах, интернатах. Их инструктаж. Обязанности по соблюдению пожарной безопасности и в случае возникновения пожара. Требования пожарной безопасности при устройстве новогодних елок, организации кинопросмотров, вечеров и спектаклей. Правила

установки и крепления елок. Требования к помещениям с массовым пребыванием людей.

Ответственность за проведение массовых мероприятий, назначение и обязанности дежурных.

Тема 5. Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения пожаров, действия при пожаре и вызов пожарной охраны - 1 час.

- Назначение ручных огнетушителей. Понятие об устройстве и принципе действия углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Правила эксплуатации и пользования ими при тушении пожаров.

Назначение первичных средств для тушения пожара (песок, различные

покрывала, ведра и бочки с водой, пожарный инвентарь) и внутренних пожарных кранов. Правила их эксплуатации.

Нормы обеспечения дошкольных учреждений и общеобразовательных школ средствами пожаротушения.

Действия обслуживающего персонала, учащихся старших классов школ при пожарах. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожарах.

Тема 6. Практические занятия - 3 часа

- Тренировка проведения эвакуации при различных сценариях развития пожара. Проверка действий учащихся общеобразовательных школ при возникновении пожара. Работа с огнетушителем.


 

Зачет. Проверка знаний пожарно-технического минимума.

Пожарно-технический минимум для воспитателей

дошкольных учреждений

Тематический план и типовая учебная программа

Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности в дошкольных учреждениях – 0,5 часа

- Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правила

пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. Инструкции

по пожарной безопасности.

Тема 2. Требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям – 0,5 часа.

- Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий. Противопожарный режим. Пути Эвакуации и эвакуационные выходы. Планы эвакуации. Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий.

Тема 3. Требования пожарной безопасности к территориям – 0,5 часа.

- Содержание территории. Противопожарные разрывы, дороги, подъезды, подходы к зданию и водоисточникам.

Тема 4. Противопожарное оборудование и инвентарь. Первичные средства пожаротушения – 0.5 часа.

- Виды пожарного оборудования и инвентаря, назначение, устройство. Классификация огнетушителей. Назначение, устройство, технические характеристики, правила эксплуатации и месторасположение.

Тема 5. Действия работников дошкольных учреждений при пожаре –

1 час.

- Порядок сообщения о пожаре и вызова пожарной охраны. Действия обслуживающего персонала по эвакуации детей, материальных ценностей, тушению возникшего пожара имеющимися средствами пожаротушения и выполнение других работ.

Тема 6. Обучение детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения – 3 часа.

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения. Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности. Организация уголка пожарной безопасности.

Тема 7. Практическое занятие - 3 часа.

Практическое занятие по эвакуации детей. Работа с огнетушителями.

Зачет. Проверка знаний пожарно-технического минимума.


 

ПРОГРАММА

обучения учащихся правилам пожарной безопасности

Пояснительная записка

Содержание и порядок обучения учащихся образовательного учреждения (далее – ОУ) пожарной безопасности, план внешкольных мероприятий по пожарной тематике на учебный год устанавливаются руководителем ОУ. Занятия должны проводиться с учетом возраста обучающихся. С учащимися 5-8-х классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме, с учащимися 1-4-х классов проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

Цель программы – обучение учащихся правилам поведения в случае возникновения пожара, формирование у них умений и навыков по применению первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим.

Содержание программы

Тема 1. Пожарная безопасность в Российской Федерации

Основные положения и требования Федерального законодательства и нормативно-правовых актов по пожарной безопасности.

Профилактические меры по обеспечению пожарной безопасности.

Использование достижений науки и техники для предупреждения и тушения пожаров.

Тема 2. Горение. Опасные факторы огня

Что такое огонь. Какую пользу и какой вред приносит огонь человеку. Как человек может управлять огнем. Процесс и условия горения. Последствия пожаров в жилых домах, школах, дошкольных учреждениях и т.д., а также в случаях иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Меры предосторожности при обращении с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

Тема 3. Причины возникновения пожаров

Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях. Игры со спичками. Неосторожность при курении. Нарушение Правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов. Самовоспламенение веществ при их хранении и использовании.

Электробезопасность. Мероприятия по предупреждению пожара в электросетях и электроустановках. Понятие о пожарной профилактике.

Тема 4. Противопожарный режим в ОУ

Противопожарные требования к содержанию зданий, помещений и территории ОУ. Соблюдение правил пожарной безопасности в кабинетах химии, физики, биологии, информатики, технического труда, во время культурно-массовых мероприятий. План эвакуации людей при пожаре.

Тема 5. Берегите жилище от пожаров

Противопожарный режим в жилом доме. Недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, оставления без присмотра включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов, газовых плит и т.д. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии. Особенности организации противопожарной защиты в домах повышенной этажности (незадымляемые лестничные клетки, проходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации).

Тема 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, щиты

с набором пожарного инвентаря.

Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

Тема 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Основные сведения об автоматических установках пожаротушения.

Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Тема 8. Действия при возникновении пожара

Правила поведения в случае обнаружения огня, появлении дыма. Порядок вызова пожарной охраны, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.


 

ПЕРЕЧЕНЬ

тем вводного противопожарного инструктажа (вариант)

1. Нормативные документы по пожарной безопасности.

2. Действующие приказы. правила, инструкции, положения, регламентирую щие пожарную безопасность в ОУ.

3. Организация противопожарного режима в ОУ. Требования инструкций о мерах пожарной безопасности.

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ОУ.

4. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ОУ.

5. Основные причины пожаров и взрывов. Наличие взрывоопасных участков, работ и их характеристика.

6. Порядок применения открытого огня, проведение огневых и других пожароопасных работ.

7. Классификация опасных факторов пожаров. Способы пожаротушения.

. Первичные средства пожаротушения, порядок их использования.

8. Эвакуационные пути и выходы. Организация эвакуации по лестницам.

9. Система оповещения людей и управления эвакуацией в случае пожара.

10. Действия работников ОУ при возникновении пожара: порядок вызова пожарной охраны, участие в эвакуации людей и тушении пожара.

11. Меры оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате пожара.

12. Противопожарная профилактика в ОУ.

13. Организация деятельности внештатных пожарных команд.

14. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.


 

ПЕРЕЧЕНЬ

тем первичного противопожарного инструктажа (вариант)

1. Возможные причины пожаров и загораний в ОУ

2. Краткая характеристика пожарной опасности оборудования, веществ и материалов,

используемых в учебном процессе.

3. Организация противопожарного режима.

4. Виды и функции существующих систем противопожарной защиты.

5. Правила пожарной безопасности при проведении лабораторных работ, эксперимен -

тов, учебных занятий в мастерских.

6. Места размещения, назначение и порядок приведения в действие первичных средств

пожаротушения.

7. Порядок оповещения о пожаре. Управление эвакуацией.

8. Действия работников ОУ при обнаружении пожара.

9. Техника безопасности при тушении пожара. Оказание помощи пострадавшим.

10. Средства и способы защиты от опасных факторов пожара.

11. Профилактика возникновения пожаров.

12. Административная и уголовная ответственность за невыполнение требований пожар-

ной безопасности.


 

Нормативные документы

Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «об утверждении Норм пожарной безопасности работников организаций».

Первичные средства пожаротушения ППБ 01-03, п.108 приложение 3(стр.167-175), НПБ 155- 2002.

Эвакуационные выходы – ППБ 01-03, пункты 16, 42, 51-53, 61; СНиП 21-01-97, пункты 5.15, 5.16, 6.1-6.5, 6.4-6.45, 7.23-7.25, 8.9; СНиП 2.09.04-87, пункты 1.5, 1.14, 1.16-1.21, 1.28, 2.35; СНиП 2.08.02-89, пункты 1.137 и 1.138.

Дороги и подъезды – ППБ 01-03, пункты 14. 23. 24. 28.

Водоснабжение – ППБ 01-03, пункты 89-95; СНиП 2.04.01-85, пункты 1.4, 4.1, 4.2, 4.5,6.1-6.6, 6.8,6.10-6.17.

Территория и помещения – ППБ 01-03, пункты 19,25,27,32,33,40-44,50,137-139,141,142-145; НПБ 105-03; СНиП 21-01-97, пункты 6.6,7,7.7,7.27; СНиП 2.08.02-89.

Оповещение персонала ППБ 01-03, пункты 6-8,18, приложение 1 (стр.148). ОБЖ, БЖД – 01-03, п.140. ДЮП – примерное Положение о ДЮП от 11 марта 2002 г.

Методическое пособие – Занятие с дошкольниками.


 

Приложение № 1

(наименование организации)

ЖУРНАЛ №___

учета проведения инструктажей по

пожарной безопасности

Наименование организации

______________________________________________________________________

Вид инструктажа

______________________________________________________________________

Причина проведения внепланового инструктажа

______________________________________________________________________

Дата проведения инструктажа «____»____________»20___г.

Инструктаж провел

______________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

должность (профессия)

Фамилия Должность Вид Подпись

п/п имя, (профессия) инструктажа инструктируемого

или название

инструкции