nachodki.ru интернет-магазин

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок биологии в 8 классе. Перменко Д.М., учитель

Биологии и географии

МОУ СОШ с.Сикачи-Алян

Тема: «Группы крови»

Цель:

Образовательная - формирование новых и предыдущих анатомических понятий, закрепить знания о совместимости групп крови, ознакомить с появлением на Дальнем Востоке определённых групп крови и как связана с ними восприимчивость организма к заболеваниям.

Развивающая - развитие устойчивого произвольного внимания, развитие мыслительных способностей (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Воспитательная - воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки здорового образа жизни, воспитание собранности, умение работать в группе.

Оборудование: физическая карта мира, учебник по биологии 8 класс «Человек» Н.И. Сонин, учебник по региональному компоненту «Здоровье человека и экология Хабаровского края» 8-9 класс А.Е.Тихонова, компьютер, информационный лист.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: рассказ с элементами беседы.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Структура урока:

· Постановка цели урока;

· Повторение через словарную работу и работу по карточкам;

· История появления определённых групп крови на ДВ;

· Презентация: «Продукты питания и рекомендации»

· Викторина;

· Подведение итогов;

· Домашнее задание

Ход урока:

I. Организационный момент.

· Проверить готовность учащихся к уроку;

· Ознакомить с целью и задачами;

· Объяснить последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

· Провести инструктаж учащихся по проведению самостоятельной работы в группах;

II. Тема и цель:

Сегодня у нас второй урок по теме «Группы крови».

На предыдущем уроке основными моментами были: что такое иммунитет, какие группы крови бывают и какие отличительные признаки у них. А сейчас ваша работа на уроке позволит узнать: знаете ли вы анатомические понятия, все ли группы крови совместимы, как определённые группы крови появились на ДВ и какие продукты питания предпочтительней для каждой из групп крови.

Поэтому мы будем работать по - такому плану:

1. Повторение через словарную работу и работу по карточкам.

2. История появления определённых групп крови на ДВ.

3. Презентация: «Продукты питания и рекомендации»

4. Викторина.

III. Закрепление.

1. Игра: «Кто быстрее?»

(установить соответствие между термином и понятием)

Агглютинация

Это сыворотка крови 1 человека склеивает эритроциты крови другого человека.

Агглютиноген

Вещество белковой природы (склеиваемыми веществами, антигены)

Агглютинин

Склеивающие вещества

Иммунитет

Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям

Вакцина

 

Культура ослабленных микробов

Резус -фактор

 

Особый белок агглютиноген

Антитела

Особые белковые соединения (иммуноглобулины), образующие при попадании чужеродных веществ

Реципиент

 

Больной человек, которому вливают кровь.

Донор

 

Человек, дающий кровь

Сыворотка

Жидкая часть крови, отделяемая от кровяного сгустка после свёртывания крови вне организма

2. Работа по карточкам.

группы

агглютиноген

 

агглютинин

 

 

группы

 

отдают

 

принимают

I

О

a

I

I, II, III, IV

I

II

А

b

II

II, IV

I, II

III

В

ab

III

III, IV

I, III

IV

АВ

О

IV

IV

I, II, III, IV

Используя данную карточку надо составить совместимость групп крови и сделать вывод.

Ученики: в крови одного и тоже человека не могут встретиться одноимённые АВ и αβ, так как А не может встретиться с α, а В с β. При встрече они склеиваются и это может привести к тяжёлым последствиям.

Учитель: кровь всех четырёх групп одинаково полноценна. Принадлежность к той или иной группе не зависит ни от расы, ни от национальности. Группа крови не меняется в течение всей жизни человека.

Чтобы сохранить здоровье в нашем климате людям с любой группой крови рекомендуются физические нагрузки. Если вы будете выполнять этот комплекс упражнений, то на весь день вы получите большой заряд бодрости.

3. Физминутка:

1. И.п. – руки на пояс: наклон головы вправо-влево, затем круговые движения головой в разные стороны по 6-8 раз.

2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс: поднять руки вверх и прогнуться, правая нога назад – вдох, в и.п. – выдох. То же с левой ногой. Всего 6-8 упражнений.

3. И.п. – ходьба на месте с высоким подъёмом бедра в темпе 80-90 шагов в минуту. Выполнять 20-30 секунд. Бег на месте.

4. И.п. – основная стойка. Наклон туловища вперёд, руки в стороны, правую ногу назад и вверх, и.п. То же, левой ногой. 6-8 упражнений.

5. И.п. – основная стойка. Потянуться, руки верх – вдох. Опустить,

расслабиться – выдох.

IV. Новый материал.

1. История появления определённых групп крови на ДВ.

 

Африка I группа


Европа Азия

II группа (мутации, земледелие)

Приамурье

III группа (мутации в холодных условиях Гималаев)

II группа + III группа = VI группа крови

(Индоевропейская ) (монголоидная)

Вывод: При неправильном образе жизни и не правильном питании могут развиться различные заболевания.

2. Презентация.

Ученики приготовили презентацию на тему

«Предпочтительные продукты для различных групп крови».

O ( I )
Характер: уверенные в себе люди, в них сильны

черты «охотника»

Рацион:

lКрасное мясо

lРыба

lЛистовые овощи

lФрукты

lМорская капуста

Заболевания:

lАллергия

lЩитовидная железа

lЯзва желудка

Рекомендации:

lИнтенсивные физические нагрузки

A ( II )
Характер: любят порядок, уважают закон, общительны

Заболевания:

lЖелезодефицитная анемия

lДиабет

lСердца, печени, желчного пузыря

lРекомендации: правильное питание

Рацион:

lБольшое количество фруктов, злаков

lМорепродукты

lВитамин С, В12, Е

lБоярышник

В ( III )
Характер: уравновешенный
(коренные народы)

Заболевания:

lХронические стрессы

lПсихологические нагрузки

Рекомендации:

lПрогулки, ходьба

lВосточная медицина

Рацион:

lЛососевые и осетровые рыбы

lЧёрная икра

lОленина

lКлюква, виноград, лимонник

АВ ( IV )
Характер: физическая живость, обаяние

Рацион:

lМолочная пища

lПродукты из сои

lЗлаки, овощи, фрукты

lМясо

Рекомендации: правильный образ жизни

Заболевания:

lАнемия

lЗаболевания сердца

lРак

lПищеварительный тракт

Вывод: Зная свою группу крови, вы будете знать, как защитить свой организм и усовершенствовать его в условиях ДВ региона.

V. Закрепление.

Викторина.

1. Как называли учёных, которые изучали параметры человека на ранних этапах его эволюции? (палеосерология)

2. Что послужило толчком к появлению II группы крови? (миграция, земледелие)

3. Что стало следствием мутации в холодных условиях Гималаев? (появление III группы)

4. Почему среди аборигенов Приамурья преобладает III группа крови? (изолированность этнических групп)

5. Почему коренные народы, имея мощную иммунную систему умирают? (лишились промыслов и необходимых продуктов питания, заняты в других отраслях производства )

6. Какой группе крови рекомендованы продукты из сои? (VI группе)

VI. Итог.

Что нового узнали на уроке?

Зачем нужно знать свою группу крови?